Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:01, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является раскрытие планирования деятельности как инструмента формирования, обоснования и реализации стратегии предприятия на примере ЗАО «Ариада».
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть содержание и этапы разработки планирования экономической деятельности на предприятии;
- описать основные методы и технологии планирования экономической деятельности на предприятии;
- определить место и роль планирования экономической деятельности на предприятии;
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методические основы планирования на предприятии. 5
1.1. Планирование как инструмент управления. Виды планирования. 5
1.2. Факторы, влияющие на выбор формы планирования. 17
1.3 Этапы процесса планирования. 24
1.4. Роль бизнес-планов в стратегическом развитии предприятия. 32 Глава 2. Особенности планирования на предприятии (на примере ЗАО «Ариада»). 41
2.1. Общая характеристика организационно-управленческой структуры и
финансово-экономической деятельности ЗАО «Ариада». 41
2.2. Анализ процесса планирования на ЗАО «Ариада». 49
2.3. Оптимизация методов планирования на предприятии. 63 2.4. Разработка бизнес-плана. 72
Заключение 79
Список используемой литературы. 84
б)факторы внешней среды, например характер государственного регулирования экономики, уровень и характер конкуренции и т.п.
в)критерии, обусловленные спецификой самого процесса планирования, например полнота, детализация, точность, ясность, эластичность и гибкость, экономичность и полезность планирования и т.п.
Рассмотрим перечисленные группы факторов.
а)Факторы, обусловленные спецификой фирмы.
Социальное и экономическое содержание плана принимает различные формы в зависимости от общих условий воспроизводства, научно-технологического развития, методов и особенностей управления фирмой.
Важнейшим из факторов, определяющих формы внутрифирменного планирования, является концентрация капитала. Например, минимальный размер основных производственных фондов в ряде отраслей американской промышленности составляет сотни миллионов долларов. Концентрация капитала усиливается за счет процессов диверсификации и интернационализации капитала. Крупнейшие зарубежные фирмы - это гигантские международные концерны, которые вкладывают капиталы в самые различные отрасли и имеют свои предприятия в десятках стран мира. Концентрация капитала обусловила необходимость расширить горизонты планирования на десятки лет вперед.[19,с. 93].
Научно-технологическая революция обусловила чрезвычайный размах научно-технического соперничества, ускорила про цесс морального старения продукции, повысила темпы обновления ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции. Например, по данным американских исследователей, около 30% продукции обновляется в течение 5 лет. В то же время освоение новой продукции в условиях роста ее научно-технического уровня и сложности является длительным процессом, продолжающимся нередко 7-10 лет, что немыслимо без эффективной системы планирования. [1, с.71].
Немаловажное значение имеет тот факт, что в последнее время в экономике многих стран наблюдается значительное отставание темпов роста платежеспособности населения от темпов роста производственных мощностей. Данное обстоятельство приводит к усилению роли сбыта в деятельности компаний. Происходит переориентация структуры компаний, форм взаимосвязи сбыта и производства. Маркетинг становится важнейшим объектом планирования на предприятии.
Существенное влияние на внутрифирменное планирование оказал процесс механизации и автоматизации управления, что нашло свое отражение в формах и методах планирования. Автоматизация процедур планирования позволяет повысить качество плановых решений за счет их оптимизации на ЭВМ, повышения степени согласованности и сбалансированности планов функциональных различных областей производственно-хозяйственной деятельности и структурных подразделений предприятия, освобождения плановых работников от выполнения рутинных операций сбора, регистрации, приема-передачи и обработки информации и сосредоточения их усилий на творческих операциях, повышения общей культуры плановой, работы и т.п.
б) Факторы внешней среды.
Внешняя среда влияет на форму планирования через две группы факторов: прямого косвенного воздействия. Группа факторов прямого воздействия включает такие факторы, которые определяют непосредственное влияние на принимаемые плановые решения в форме различных условий и ограничений. Субъектами такого влияния могут быть поставщики и потребители, конкуренты, профессиональные союзы, центральные и местные органы государственной власти и т.п. В группу косвенного воздействия входят факторы, которые не оказывают однозначного влияния на плановое решение. Но тем не менее, они могут сказаться на реализации решения посредством косвенного воздействия на интересы участников выполнения решения, изменения условий его реализации и т.п. Сюда можно отнести состояние экономики, международные события, политические факторы, научно-технический прогресс, социально-культурные факторы и т.п. Число факторов, на которые субъекты хозяйствования обязаны реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора составляют сложность внешней среды, которая может иметь различную динамику изменения. Подвижность среды - это скорость изменений в окружении предприятия. Для различных субъектов хозяйствования эти изменения могут быть различной интенсивности. Например, для предприятий электронной, фармацевтической и химической промышленности внешняя среда изменяется более быстрыми темпами, чем для кондитерской промышленности или предприятий по производству запасных частей к автомобилям. Особенно интенсивные изменения во внешней среде происходят во время экономических и политических реформ, что имеет место в нашей действительности.
Наиболее сильным фактором является экономическая политика государства. Государство в лице соответствующих законодательных, исполнительных и судебных органов регламентирует производственную, хозяйственную, социальную и иные виды деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности. Объектами государственного воздействия могут быть: права собственности; взаимоотношения между производителями и потребителями, работодателями и наемными работниками; защита конкуренции и борьба с монополизмом; распределительные отношения; финансы, кредит, налоги; ценообразование; использование экономического потенциала; внешнеэкономическая деятельность; научно-техническая политика и т.п. Состояние экономики также определяет стратегию субъектов хозяйствования, поскольку влия ет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги, на возможность получения инвестиций, субсидий, налоговых льгот, кредитов.
Среди факторов данной группы наибольшее влияние на выбор формы планирования оказывают господствующие в государстве формы собственности. Негосударственные формы собственности, такие как акционерная, коллективная, арендная и т.п., породили специфическую систему органов управления хозяйствующими субъектами и разные формы планирования. Например, акционерная и государственная собственность обусловливают необходимость отчетности, планирования, выплаты дивидендов, необходимого минимального уровня эффективности и т.п., чего нет на частных предприятиях. [20,с. 103].
Характер государственного регулирования экономики накладывает свой отпечаток и на выбор формы планирования. Жесткие формы государственного воздействия, носящие директивный характер, суживают возможности системы внутрифирменного планирования в формировании стратегии своего развития. Индикативное государственное регулирование позволяет хозяйствующим субъектам более активно искать многовариантные пути развития. Например, выполнение государственных заказов накладывает определенный отпечаток на организацию деятельности фирмы вообще и на планирование в частности. Работа по государственным заказам, с одной стороны, способствует стабилизации хозяйственной деятельности, а с другой - требует увязки текущей и перспективной деятельности фирмы, ориентации всей работы на определенного потребителя.
в) Критерии, обусловленные спецификой процесса планирования.
В каких бы хозяйствующих субъектах процесс планирования ни осуществлялся, ой всегда имеет одну и ту же структуру, должен соответствовать типовым требованиям, что также сказывается на выборе конкретных форм планирования. Например, при выборе формы планирования решающую роль могут играть следующие критерии:
а) полнота планирования, предполагающая, что при составлении плана должны быть учтены все события и факторы, имеющие значение для принятия решения. Наличие таких условий позволяет составить полный план, сопряженный с системой частных планов;
б)детализация планирования, означающая необходимость определения с достаточной степенью подробности всех планируемых показателей;
в)точность планирования, которая
должна быть достаточно
высокой для достижения поставленной
цели;
г)эластичность и гибкость планирования. Данные требования означают возможность плана приспосабливаться к изменению различных условий. В
противном случае появляется
опасность его отрыва от реальных условий,
в которых идет реализация плана.
Принцип эластичности плана предполагает:
-наличие плановых резервов;
-наличие альтернативных вариантов плановых решений, которые могут быть введены в действие в случае необходимости;
-наличие и задействование в экстренных случаях аппарата эвентуального планирования;
-применение перекрывающегося планирования;
-использование отсрочки планирования в ситуациях, когда по истечении определенного времени отсутствует информационная определенность и т.д.;
д) экономичность планирования. В соответствии с этим требованием расходы на планирование должны соизмеряться с получаемым эффектом. Наличие средств у фирмы позволяет ей выбрать адекватные формы планирования, которые характеризуются различным уровнем затрат;
е) полезность планирования, означающая улучшение качества принимаемых внутрифирменных решений. [33, с. 43-44].
Критерием эффективности внутрифирменного планирования является степень его использования на практике как руководства к действию. Многие руководители и специалисты часто отмечают, что планы предприятий «не работают». При тщательном анализе выясняется, что они и не могут работать. Это происходит главным образом потому, что планы охватывают слишком длительный период, распространяются на очень большие системы и сталкиваются с огромным числом случайных процессов и событий. Поэтому в системе внутрифирменного планирования необходимо иметь организационную структуру, обеспечивающую постоянную корректировку планов в соответствии с изменениями внешней среды и внутренних условий. С этой целью могут разрабатываться автоматизированные системы управления предприятиями и объединениями, автоматизирующие процедуры корректировки планов и ослабляющие влияние неопределенности на результативность хозяйственной деятельности. Несомненно, что элементы неопределенности существуют не только в рыночной, но и в плановой экономике. Природа этого элемента определяется случайным характером развития науки и техники, процессов организации производства, труда, управления и т.п. Элементы случайности в планировании могут быть компенсированы использованием средств математической статистики в экономических расчетах для учета вероятностного характера научно-технического прогресса.
Эти, а также другие, не названные здесь факторы оказывают существенное влияние на методы и организацию внутрифирменного планирования, что находит свое проявление в следующем.
1.Появляется необходимость разделения функций в управлении предприятием и планировании его деятельности. Разделение труда осуществляется в направлении отделения функций стратегического планирования от оперативной текущей плановой работы, отделения планирования НИОКР от разработки и осуществления планов производства и реализации продукции и т.д.
2.В организации планирования и контроля за выполнением планов все в большей степени действуют принципы разделения труда и иерархии управления, ступени которой определяются организационной структурой управления предприятием (ОСУ). Организационная структура управления предприятием - ключ к пониманию методики, задач и организации внутрифирменного планирования. Повышается сложность плана. Он становится комплексом различных показателей, мероприятий, различных по характеру, срокам, исполнителям. Растет плановый период, в который можно уложить начало и конец работы по разработке и освоению нового изделия, приобретение и использование новой техники. В связи с этим возрастает роль длительных перспективных планов и необходимость координации их со среднесрочными и текущими планами.
3. Планирование превращается в особую сферу хозяйственной деятельности, которая может осуществляться при определенных экономических, материальных условиях. Она становится необходимым условием функционирования фирмы при сложившемся уровне обобществления производства. Но усложнение процесса планирования приводит к тому, что его может осуществлять лишь крупная фирма, обладающая для этого соответствующими специалистами, техникой и информацией. Службы внутрифирменного планирования превращаются в своеобразный инструмент концентрации и контроля капитала. Таким образом, планирование, будучи во многом результатом концентрации капитала, превращается в важнейший фактор централизации капитала.[12, с.25].
Планирование маркетинга (как, впрочем, планирование любой деятельности) представляет собой строгую цепь логически взаимосвязанных и последовательных процедур, которые иногда могут носить итерационный характер.
Этап 1. Предплановый анализ (анализ факторов внешней среды,. SWOT-анализ, сбор и анализ вторичной информации, качественный анализ выявленных, проблем и. др.).
Этап 2. Формулирование (корректировка, уточнение) миссии фирмы (определение ее назначения, морально-нравственных целей отношения к потребителям, к обществу и т.п.).
Этап 3. Определение конкретных целей, их оценка по критериям SMART (чего хочет достичь ваша фирма, ваш отдел и лично вы).
Этап 4. Генерация стратегий (наметка путей) достижения целей, их оценка и выбор наиболее приемлемых (как, каким образом предполагается достичь намеченных целей).
Этап 5.Формулирование конкретных действий (что следует сделать при движении по намеченному стратегическому пути для достижения целей).
Этап 6. Координация действий во времени, т.е. определение очередности их выполнения, времени начала и окончания, а так же возможных резервов (В какой последовательности нужно выполнять действия)
Этап 7. Определение необходимых ресурсов по каждому действию и в целом по плану, т.е. составление бюджетов маркетинга (какие ресурсы и в каких объемах потребуются для реализации плана).
Этап 8. Проверка и уточнение плана (можно ли выполнить намеченный план). Если выполнение плана невозможно, то следует вернуться к этапам 3,2 или даже 1. В этом и заключается итеррационность процедуры планирования.
Этап 9. Подготовка графика (кто, что, когда должен делать).
Этап 10. Мониторинг и контроль (в какой степени достигнуты цели, выполняется ли план). При несоответствии результатов контроля и плановых действий возможна корректировка плана, что также свидетельствует об итеррационности процесса планирования.[3, с. 519].
Информация о работе Планирование на предприятие на примере ЗАО «Ариада»