Планирование развития здравоохранения в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 16:20, реферат

Краткое описание

Менеджмент как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего времени не имеет точной формулировки. Менеджмент - наука об управлении - совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и получения прибыли.
Президент Американского ассоциации управления Экли скакал, что менеджмент - это управление не вещами, а воздействие на людей. Это искусство получать нужные вещи посредством управления людьми. Менеджмент - это также умение добиваться определенной цели, используя интеллект и мотивы.

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинт и менеджмент.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

МЕНЕДЖМЕНТ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Менеджмент как наука  возникла в нынешнем веке, в США  и до настоящего времени не имеет  точной формулировки. Менеджмент - наука  об управлении - совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и получения прибыли.

Президент Американского ассоциации управления Экли скакал, что менеджмент - это управление не вещами, а воздействие  на людей. Это искусство получать нужные вещи посредством управления людьми. Менеджмент - это также умение добиваться определенной цели, используя интеллект и мотивы.

Менеджмент возникает тогда, когда  имеется как минимум 2 человека - управляющая и управляемая стороны. Субъект управления - тот кто управляет, объект управления - тем, кем управляют. Субъект управления - люди, в функции которых входят осуществление управления. В системе здравоохранения - начальники комитетов здравоохранения, главные врачи, заместители главных врачей, заведующие отделениями, директора и начальники клиники, руководитель частного предприятия.  
Объекты управления - работники, коллективы, действующие согласно предписанию и любые хозяйственные и экономические объекты, подвергаемые определенной трансформации по воле объекта (распоряжающегося этим объектом).

История.

1. Теория тейлоризма (Тейлор). "Управлять необходимо научно", "Не каждый может управлять". Эта теория была очень слабой и обладал иллюзорные недостатки.

2. Фойоли: "система управления  должна быть построена на формальных  организационных структурах". Американцы  называют Фойоля отцом менеджмента. Он также является создателем науки администрирования.

3. Третий этап: Зарождение школы  человеческих отношений. Этап  характеризовался интенсивным воздействием  на поведение работы. Вырабатывалась  мотивации управленческого решения.  Это направление можно рассматривать как продолжение Тейлора и Фойоля, но с социализированной основой. Здесь широко использовались теории социологии, психологии.

4. Четвертый этап: в 50-60 гг., явился  следствием создания компьютеров  и внедрением кибернетики. Построена математическая модель управления.

5. Пятый этап: сформулирована идея  о том, что находится внутри  организации, поиск внутренних  причин действия организация.  Поиск взаимосвязи между средой  и внутренними условиями организации.

6. 80-е годы: создание организационной культуры управления.

7. 90-е годы: крупный прорыв компьютерной  технологии. Научные разработки  по победе над конкурентом.

8. Конец 90-х годов: международный  характер управления, который включает  в себя организационную культуру, демократизацию, различные формы изучения мотивации и поведения.

Функции менеджмента. Каждый человек, выполняет как минимум, одну из функций  управления. В зависимости от того, сколько функций выполняет человек, он занимает более высокий уровень  руководящей лестницы:

  • Технические операции - непосредственно производство. Для медицинского учреждения - диагностика, лечение, профилактика, экспертиза, уход за больными и др.
  • Коммерческая функция: покупка, продажа, обмен.
  • Финансовые операции - привлечение средств и распоряжение ими для осуществления деятельности.
  • Страховые - страхование и охрана имущества и лиц.
  • Учетные - бухгалтерия, учет, статистика и др.
  • Административные - перспективное программно-целевое планирование, организация, координация, распорядительные функции и контроль.

Целями управления могут  быть: новаторские, решение, проблем, реализация конкретных обязанностей, самосовершенствование.

Целям и функциям управления соответствует определенная установка (техническая, коммерческая, административная, финансовая, учетная, страховая). Каждая установка ориентируется на группу качеств и знаний, определяемых такими параметрами, как физическое здоровье, умственные способности (рассудительность, гибкость ума, уровень кругозора), нравственные качества (энергия, сознание ответственности, чувство долга, чувство достоинства, доброта, тактичность, честность), специальные (профессиональные) знания и опыт работы.

Процесс управления включает: планирование, организацию, распорядительность, координацию, контроль, анализ, оценку эффективности, принятие решения, подбор персонала, мотивацию и оптимизацию индивидуальной деятельности, представительство и ведение переговоров и сделок.

Алгоритм (последовательность управленческих решений:

  • Постановка цели и задачи (программно-целевое планирование).
  • Сбор необходимой информации.
  • Моделирование и предварительная экспертиза возможных решений;
  • Принятие управленческого решения;
  • Организация исполнения;
  • Контроль исполнения;
  • Оценка эффективности и корректировка результатов;

На эффективность управленческих решений влияет ряд факторов, среди которых компетентность, информационное обеспечение, взвешенность решения, своевременность акта управления. Менеджмент рассматривается в виде оптимизации технологических решений и психологических установок.

Среди факторов, мешающих развитию индивидуальных качеств у специалистов - менеджеров, можно выделить:

  • отсутствие личных ценностных ориентаций;
  • отсутствие личной заинтересованности;
  • недостаточная профессиональная квалификация;
  • неумение влиять на людей;
  • неумение самосовершенствоваться;
  • неумение владеть собой;
  • рвачество;
  • отсутствие чувства долга;
  • необязательность;
  • неорганизованность;
  • нечестность;
  • неумение подчинять личные интересы задачам и установкам групповым, коллективным и др.

Для эффективного управления важны мотивация (заинтересованная деятельность и приверженность персонала), сочетание производственных, физиологических и психологических ориентиров. Среди качественных способов воздействия на коллектив в менеджменте важную роль играет стиль лидерства (совокупность методов управления и психология управления). Существует 6 основных стилей лидерства:

1. Директорский стиль,  когда лидер руководствуется  принципом "делай так, как  я сказал", держит сотрудников  под контролем и в качестве  движущейся силы используется  поощрение, наказание, инициативу.

2. Лидер - организатор  - это строгий, но справедливый  руководитель. Дает подчиненным  ясные указания, воздействует убеждением, сообщает каждому свою оценку  его качеств и достижений.

3. Личностный стиль,  когда руководитель следует девизу "прежде всего люди, а дело - потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия.

4. Демократический стиль,  когда лидер придерживается принципа "один человек - один голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролируется и побуждает к активным действиям.

5. Стремление задать  темп работы. Лидер, стремящийся  больше выполнять сам, берется  за многие задания, много работает, предполагая, что остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность самостоятельно планировать и работать.

6. Наставнический стиль,  когда лидер руководствуется  принципом "ты можешь это  сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды" и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.

В системе практического  здравоохранения наиболее часто  используется демократический стиль. Процесс управления любым учреждением  протекает в определенной политической, социальной, экономической обстановке и изменения этих условиях влечет за собой изменений стиля управления.

Актуальные проблемы здоровья в современных условиях.

Важные документы:

1993г. приняты "Основы  законодательства РФ об охране  здоровья граждан" - один основных стратегических документов развития здравоохранения. Состоит из 12 разделов:

- общие положения: 4 статьи. Основное - охрана здоровья граждан  - это совокупность мер политического,  экономического, правового, социального,  научно-медицинского и санитарно-гигиенического характера, направленного на сохранение здоровья граждан РФ. 2 статья - основные принципы: приоритет профилактических мер по охране здоровья граждан, доступность медико-социальной помощи, защищенность граждан в связи с утратой трудоспособности, ответственность органов власти, за обеспечение прав граждан.

- Компетенция в области  охраны здоровья граждан РФ, республик  в составе РФ, автономных округов,  и пр. в этом разделе 5 статей, среди них: защита среды обитания, традиционного образа жизни, охрана детей, материнства, отцовства, детства; лицензирование медицинской и фармакологической службы; формирование целевых и региональных бюджетов здравоохранения.

- Организация охраны  здоровья граждан РФ: полномочия  высших органов, статья о финансировании охраны здоровья граждан; о муниципальном управлении.

- Права граждан в  области охраны здоровья: гарантированный  медицинский объем в рамках  ОМС;

- Права отдельных группа  населения: права семьи, беременных, несовершеннолетних, военнослужащих, инвалидов, заключенных. Статья о согласии на медицинского вмешательство.

- Права граждан при  оказании медико-социальной помощи: право на информацию о состоянии  здоровья.

- Медицинская деятельность  по планированию семьи и регулированию  репродукции человека.

- Обеспечение населения  лекарствами и фармацевтическими  препаратами.

- Экспертиза;

- Права и социальная  защита медицинских работников; о врачебной тайне, право на  занятие народной медициной и  целительством, о сертификации  деятельности; семейный врач.

- Международное сотрудничество.

- Ответственность за  причинение вреда здоровью граждан:  право на обжалование, на возмещение  затрат и т.д.

Тема2: Менеджмент и маркетинг  в современном здравоохранении.

Маркетинг - это комплексная  деятельность специалистов по организации производства, сбыта продукции и реализации услуг, ориентированная на удовлетворение потребностей населения с учетом выявленного ранее спроса и возможной прибыли. В структуре маркетинга важным элементом является понятие потребности.

Потребность - это определенный вид нуждаемости (физиологической, социальной, личностно-потребительской) с учетом особенностей образа жизни, культурного уровня и психологической ориентации личности.

Запрос - это потребность, подкрепленная покупательской способностью.

Предложение (товар, удовлетворение потребности) - это услуги, предлагаемые с учетом покупательского спроса и стоимости.

Маркетинговые услуги позволяют  реализовать товар (услугу) в тех  случаях, когда определена потребность  населения, когда услуга имеет преимущественное качество и удовлетворяющую обе стороны цену. Маркетинг может позволять реализовать услугу (товар) посредством обмена.

Сделка - коммерческий обмен  ценностями между двумя сторонами. Условия сделки, помимо общего согласия, должны определяться законодательством.

Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей  товара (рынок товара, услуг, трудовых ресурсов и т.д.).

В связи с вышеизложенным маркетинг - это деятельность по производству и реализации товара (услуг), направленная на удовлетворение спроса и потребностей, с учетом качества и стоимости. Составными элементами рынка являются коммерческие банки, биржи труда, поставщики, клиенты, профсоюзы.

В здравоохранении рынок  представлен учреждениями государственного здравоохранения. Кроме того, существуют: рынок пациентов; рынок идей; рынок фармакологической продукции; рынок медицинской техники; рынок предметов и услуг в области санитарии и гигиены; рынок услуг в области физической культуры; рынок системы медицинского образования; рынок медицинских услуг и нетрадиционных способов лечения и оздоровления; рынок медицинского страхования и др. Каждый из видов рынка подразделяется на сегменты и виды услуг, которые реализуют менеджеры и продавцы. Сегменты рынка определяются потребителям с учетом медико-географических особенностей, возрастно-половых, климатогеографических, психологических и других условий.

Информация о работе Планирование развития здравоохранения в РК