Для того чтобы эти
перечисленные источники реально
функционировали, необходимы условия,
делающие финансовые инвестиции в охрану
здоровья населения достаточно привлекательным
направлением. С этой целью, на наш
взгляд, необходимо дифференцировать
инструменты финансового рынка и обеспечить
им соответствующую государственную поддержку.
И хотя основную роль в этих процессах
будут играть государственные и частные
страховые организации, все же медицинские
учреждения и соответствующие органы
управления здравоохранением могут привлекать
к себе дополнительные свободные денежные
средства. Это может достигаться различными
путями:
- Выпуск собственных долговых обязательств;
- Участие в капитале и прибыли медицинского учреждения, путем выпуска акций;
- Получение займов в коммерческом банке. Например, Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга мог бы выступить инициатором инвестиционного проекта, связанного со строительством крупного многоотраслевого комплекса. Не рассчитывая на бюджетные средства, мэрия города выпускает среднесрочные (3-4 года) долговые обязательства, которые размещаются среди населения и предприятий, прежде всего близлежащий районов. Возвратность этих средств и выплаты соответствующих дивидендов могут быть реализованы благодаря как будущей эффективной работе данного комплекса, так и будущим доходам городского бюджета (экономия средств). Что же касается медицинских учреждений акционерного типа, то здесь существенное значение могут иметь дополнительная эмиссия акций и получение займов у коммерческих банков.
Как известно, привлекательность
ценных бумаг определяется соотношением
их трех параметров: ликвидности, доходности
и риска. Учитывая формирование системы
обязательного медицинского страхования,
а также значительное участие
государственного бюджета в сфере здравоохранения, можно предположить
укрепление в ближайшие 2-3 года финансовой
базы медицинских учреждений, а это позволит,
на наш взгляд, придать ценным бумагам
привлекательность, прежде всего в аспекте
безопасности и ликвидности, уступая в
доходности. Кроме того, при соответствующей
пропаганде в обществе можно сформировать
доброжелательное отношение к столь важной
социальной сфере, какой является здравоохранение,
и тем самым придать этим ценным бумагам
дополнительную привлекательность.
В отношениях с коммерческими банками дополнительной гарантией
обеспечения возвратности кредитов может
служить залог недвижимости и, особенно
земельных участков, которыми могут располагать
государственные медицинские учреждения,
расположенные в районных центрах и небольших
городах.
Кроме таких традиционных
способов финансирования, могут быть
использованы и иные способы финансирования
здравоохранительной деятельности,
которые могут оказаться заметно
выгоднее банковского кредита. Одним
из способов такого финансирования является лизинг. Лизинг - это операции по размещению
движимого и недвижимого имущества, которое
специально закупается лизинговой фирмой,
остается ее собственностью, но отдается
в аренду предпринимателям. Обычно лизинг
трактуется как долгосрочная аренда машин
и оборудования. В настоящее время по лизингу
можно получить самые разнообразные факторы
производства и различное имущество -
от суперсложного до конторского оборудования.
Лизинговая фирма выступает своеобразным
посредником между производителями соответствующего
оборудования и его потребителями.
Известно, что лизинг
особенно привлекателен при временной
потребности в оборудовании. Предприятия
прибегают к нему, если у них
нет возможности использовать кредит
для закупки необходимого оборудования.
А с учетом того, что лизинговая сделка не предполагает гарантийного
и авансового залога, предприятия, применяя
один и то же капитал, приводят в движение
большее количество ресурсов. Оборудование,
полученное по лизингу, не фиксируется
на балансе предприятия, следовательно,
не увеличивает его задолженности, не
ухудшает финансового положения.
В настоящее время, когда
идет процесс формирования многоукладности
в здравоохранении и существует
острая нехватка финансовых средств, создание
лизинговых фирм, на наш взгляд, могло
бы заметно улучшить материально-техническую
базу медицинских учреждений. На первом
этапе это могут быть государственные
лизинговые фирмы, которые могли бы выполнять
своеобразную роль распределителя скудных
объемов современного медицинского оборудования,
добиваясь, чтобы оно попало в хорошие
руки. К тому же, как показывает мировой
опыт, применять лизинг предпочтительно
там, где имеется особенно сложное и редко
оборудование, которое обслуживается
лизингодателями лучше, чем это может
сделать использующее его медицинского
учреждение.
В экономической литературе
встречаются предложения об использовании
в сфере услуг такой специфической
формы, как фэкторинг. Фэкторинг - это
обычно осуществляемая на договорной
основе покупка требований по товарным
поставкам фэкторинг-фирмой. В результате подобной операции предприниматель,
продающий требования, в течение 2-3 дней
получает от 70-90% суммы требований в виде
аванса. Остающиеся 10-30% являются для фэкторинг-фирмы
своего рода гарантийной суммой. Фэкторинг-фирма
взимает с предпринимателя определенные
проценты за немедленное предоставление
эквивалента долговых требований, премию
за риск и возмещение административно-управленческих
расходов. Фэкторинг эффективен прежде
всего, на производственных предприятиях
и оптовых фирмах, соответственно производящих
и сбывающих потребительские товары. Однако
нам представляется возможным в условиях
обязательного медицинского страхования,
когда многие предприятия не осуществляют
вовремя платежи в территориальные фонды
обязательного медицинского страхования,
а многие из них находятся на грани банкротства,
долговые обязательства предприятий фондам
и страховым организациям могли бы быть
проданы фэкторинг-фирмам. Это обеспечило
бы большую равномерность в финансировании
медицинских учреждений.
Таким образом, конкретная структура рынка формируется
под влиянием многообразных факторов,
отражающих состояние экономики страны
в целом, региональные особенности, уровень
развития соответствующей инфраструктуры.
И чем точнее законодательная и исполнительная
власти будут эти факторы, тем эффективнее
и цивилизованнее будут использоваться
рыночные механизмы в охране здоровья
населения.
Список использованной
литературы.
- В.Д. Селезнев, И.В. Поляков. Экономические основы воспроизводства здоровья населения в условиях переходной экономики. Санкт-Петербург, 1996г.
- В.С. Лучкевич. Основы социальной медицины и управления здравоохранением, Санкт-Петербург, 1997г.
- В.С. Лучкевич, И.В. Поляков. Основы медицинского страхования в России. Санкт-Петербург, 1995г.
- Мир медицины, №6 за 1997 год, стр.21-23. Акулов В.Н. Социальная защита граждан в условиях обязательного медицинского страхования.
- И.В. Поляков, Т.М. Зеленская, П.Г. Ромашов, Н.А. Пивоварова. Экономика здравоохранения в системе рыночных отношений. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1997.
- Кузьменко В.Г., Баранов В.В., Шиленко Ю.В. Здравоохранение в условиях рыночной экономики, М., 1994.