Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:23, курсовая работа
Полная занятость в экономике нашей страны в период застоя, создание новых рабочих мест за счет дополнительных капиталовложений, сокращения продолжительности рабочего дня и увеличения отпусков привели к росту дефицита на рынке труда. Технический прогресс и организационные нововведения, улучшая условия труда, предъявили новые требования к уровню знаний и психофизиологическим возможностям человека. Это, в свою очередь, увеличило дефицит высококвалифицированных кадров, а также кадров, отвечающих психофизиологическим требованиям производства.
Актуальность темы подтверждается тем, что в современных условиях подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров предается большое значение, как на официальном уровне, так и на уровне отдельных фирм.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
1.1 Сущность, значение, особенности подготовки и повышения квалификации кадров
1.2 Организация и методика производственного обучения
1.3 Управление профессиональным обучением кадров
1.4 Значение совершенствования технологии процесса управления для повышения эффективности работы управленческого аппарата
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
– адаптивного, облегчающего включение человека в новые структуры; например, введение в должность или специальность;
– поддерживающего, состоящего в повышении квалификации с целью овладения новой техникой и новыми технологиями;
– опережающего (обучение новым специальностям, работа с резервом);
– многоцелевого – для руководителей высшего уровня.
Основными задачами профессионального обучения персонала фирмы:
– обучение для усвоения новыми направлениями деятельности;
– обучение для усвоения
новых приемов и методов
– обучение перед выходом на пенсию для облегчения адаптации к новым условиям. [6].
Предпосылками развивающего обучения является: четкое определение его объема и задач, точная оценка потенциала обучаемых, степени необходимой их поддержки. Прежде, всего, такое обучение нацелено на молодых работников и должно, быть частью общей программы их развития. При её составлении принимаются во внимание:
– последовательность, насыщенность, разнообразие представляемого материала;
– способ установления обратной связи между обучаемыми и обучающими;
– число и тип обучаемых работников;
– характеристика преподавательского состава.
Существует еще одна разновидность
задач производственного
1. при подготовке новых рабочих:
а) привитие обучающимся людям
профессиональных навыков; б)
изучение наиболее
2. при повышении квалификации
рабочих: а) совершенствование
имеющихся навыков; б)
Работники могут осуществлять также самообучение знакомством соответствующей литературой, которое заменяет теоретическое образование; путем осмысления прочитанного, наблюдения и анализа своих действий и работы окружающих, выполнения постоянно усложняющихся заданий.
В техническом обучении кадров на предприятии приняты следующие методы:
Методы сообщения новых знаний:
– объяснение;
– рассказ;
– беседа;
– лекция.
Методы закрепления материала:
– лабораторная работа;
– экскурсия;
– упражнение;
– выполнение домашнего задания.
Методы проверки и оценки знаний:
– устный опрос;
– письменная проверочная работа;
– контрольная работа;
– экзамен.
Выбор конкретных методов обучения определяется стоящими перед программой целями, характеристиками обучающихся и находящимися в распоряжении организации ресурсами.
1.3 Управление профессиональным обучением кадров
Профессиональное обучение делится: производственное и теоретическое.
Производственное обучение.
Все работы выполняемые рабочим
любой профессии и
В структуре производственного
обучения вначале осваиваются
В связи с этим производственное обучение делится на три периода:
– период упражнений, когда показываются, осваиваются и закрепляются типичные приемы и операции;
– период выполнение учебно-производственных заданий, когда с помощью освоенных типичных приемов и операций выполняются ряд постепенно усложняющихся заданий и их комбинаций;
– период самостоятельной работы, когда обучаемый выполняет работы на рабочем месте, которое он займет после обучения, приучается к самостоятельной работе. Третий период заканчивается квалификационным испытанием.
При производственном обучении инструктор передает свой опыт, а обучаемый воспринимает этот опыт – учится работать. По ходу своего обучения инструктор предоставляет обучаемому все большую самостоятельность, переходя от объяснений к текущим замечаниям, напоминаниям и советам.
Производственное обучение сопровождается теоретическим обучением, при котором изучаются основы технических знаний, необходимые для сознательного выполнения производственных работ и помогающие в дальнейшем рабочему в производственном росте. Они дают обучаемому знания технологии, понимания смысла и правил выполнения работы. [8].
Теоретические занятия ведут
квалифицированные инженеры или
техники по программе и определенному
расписанию, обеспечивающему окончание
теории к моменту начала третьего
периода производственного
Основным документом, определяющим содержание, объем и целесообразную последовательность обучения, являются учебная программа. Ей предусматривается систематическое, последовательное освоение техники
и технологии, методов труда на основе достоверных теоретических данных, то есть увязка производственного и теоретического обучения.
Любой вид обучения проводится при наличии учебных программ. Право на утверждение учебной программы принадлежит только главному инженеру, или лицу, исполняющему его обязанности.
Учебные программы могут, разрабатываются как наиболее квалифицированными специалистами, преподавателями, так и сторонними лицами на договорных началах.
Каждая программа содержит:
объяснительную записку; производственно-
Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод по данной главе, что в обучении персонала нуждается каждый кадровик. Начиная с профессиональной подготовки кадров и кончая повышением квалификации кадров.
Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, колледжах, ПТУ, техникумах, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях. Целью обучения является получение образования. Так как образование – это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Повышение квалификации дает возможность занятия более высоких должностей, повышает уверенность в себе, профессиональную гордость, позволяет выполнять более сложную работу. [9].
В подготовке по повышению квалификации кадров современные программы имеют цель научить людей самостоятельно и системно мыслить, решать сложные проблемы, осуществлять предпринимательский подход делу, работать в команде. Они дают знания, выходящие за пределы должности, и вызывают желание учиться дальше.
1.4 Значение совершенствования технологии процесса управления для повышения эффективности работы управленческого аппарата
Эффективность работы управленческого
аппарата значительно повышается, когда
руководство фирмы проявляет
заботу о людях; в результате повышается
их жизненный тонус и
- управление персоналом
- управление персоналом
является индивидуально
И здесь, зачастую, очень эффектен приём управления, когда работник, даже отлично выполняющий свои обязанности, через определённое время (3-4 года – из опыта иностранного менеджмента) переходит на другую работу в пределах его компетенции с его желания, что даёт новый импульс при выполнении новых обязанностей;
- управление персоналом
является перспективно
Эффективное управление
персоналом должно помогать
В условиях рыночной экономики выживание является очень важной задачей любой хозяйственной и коммерческой фирмы (предприятия, организации).
Управление персоналом – деятельность, призванная служить важной гарантией того, что предприятие будет работать эффективно.
Организационную эффективность
или её недостаток можно определять,
рассматривая такие критерии и показатели,
как: удовлетворённость работника,
количество острых конфликтов, жалоб
и т.д. В фирме должны учитываться
все возникающие как
И это результат правильной эффективной работы по организации управления. [3].
Руководители, успешно ведущие дело, осознают, что человеческие ресурсы заслуживают внимания, т.к. они являются важным фактором при принятии стратегических управленческих решений, которые определяют будущее фирмы.
Для успешной работы фирмы,
требуется три важнейших
Люди ограничивают
или увеличивают силу и
Функция управления персоналом в этом случае состоит в том, чтобы принимать меры по этим изменениям.
Одна из проблем высшего
управления в области стратегического
планирования, планирования, касающегося
людей, состоит в том, что все
ресурсы можно оценить в
Задача состоит в совмещении оценки финансовых, материальных и людских ресурсов фирмы, которая решается либо отделом по управлению персоналом, либо отдельными руководителями (в более мелких фирмах).
Цели управления персоналом:
- обеспечение организации
хорошо подготовленными и
- доведение до каждого работника намерений (планов) отдела по управлению персоналом;