Поддержка малого бизнеса на муниципальном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Малое предприятие — это предприятие с небольшими количеством работников и объемами производства, значительной частью рисковой (производственной, торговой, научной и т. п.) деятельности, собственник которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли.

Содержание

1. Понятие и критерии отнесения предприятий к малым
2. Система государственной поддержки малого бизнеса России

3. Роль малого бизнеса в экономике

4. Проблемы малого бизнеса в России сегодня

5. Направления поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по менедж. Михалыч.docx

— 82.06 Кб (Скачать файл)

ускорителем предпринимательского процесса, когда  ведет постоянный и активный поиск  мер по вовлечению в предпринимательский  процесс новых экономических  агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает «взрыв» предпринимательской активности и приводит к буму предпринимательства).

      В Российской Федерации сформирована система поддержки малого бизнеса. Государство предприняло определенные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы, финансово-кредитной и инвестиционной поддержки предприятий малого бизнеса, реализуются федеральная и региональные программы, налаживаются межрегиональные и международные контакты в данной сфере, заключены соответствующие межправительственные и международные соглашения.  Совершенствуется система подготовки кадров для малого бизнеса, создаются системы информационного обеспечения. Сформировался ряд научных центров, специализирующихся в области изучения социальных, экономических, финансовых и трудовых процессов в малом бизнесе.

    Министерство антимонопольной политики России реализует государственную политику по поддержке предпринимательства, в том числе малого и среднего, по государственному регулированию межотраслевой координации в сфере развития и поддержки малого бизнеса. Вопросы государственной поддержки малого бизнеса рассматриваются на заседаниях Правительства Российской Федерации, комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

    В основном сформирована региональная система государственной поддержки малого бизнеса, которая состоит из специализированных органов и организаций, действующих в 88 субъектах Российской Федерации.

Координирует  деятельность региональных структур поддержки  малого бизнеса Министерство антимонопольной  политики России с его территориальными Управлениями и Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства  в части взаимодействия с региональными  фондами поддержки предпринимательства.  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3 Роль малого бизнеса в экономике 

   Сектор малого предпринимательства  является неотъемлемым, объективно  необходимым элементом любой  развитой хозяйственной системы,  без которого экономика и общество  в целом не могут нормально  существовать и развиваться. Хотя  «лицо» любого развитого государства  составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической  силы - крупного капитала в значительной  мере определяет уровень научно - технического и производственного  потенциала, подлинной основой жизни  стран с рыночной системой  хозяйствования является малое  предпринимательство как наиболее  массовая, динамичная и гибкая  форма деловой жизни. Именно  в секторе малого предпринимательства  создается и циркулирует основная  масса национальных ресурсов, которые  являются питательной средой  для среднего и крупного бизнеса.

    Малый бизнес в рыночной экономике  - ведущий сектор, определяющий темпы  экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта. Поэтому абсолютное большинство  развитых государств всемерно  поощряет деятельность малого  бизнеса.

     Присущие малому предпринимательству  гибкость и высокая приспособляемость  к изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют стабилизации макроэкономических  процессов в стране.

     Сектор малого предпринимательства  динамично осваивает новые виды  продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных  для крупного бизнеса, и т.д.  Важнейшими особенностями малых  предприятий является способность  к ускоренному освоению инвестиций  и высокая оборачиваемость оборотных  средств. Еще одной характерной  чертой малых предприятий является  активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию  различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Несомненна роль малого предпринимательства как катализатора научно-технического и технологического прогресса. По оценкам специалистов, на его долю приходится около половины всех изобретений и научных разработок. Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться далее экологическая (природоохранительная) функция малого предпринимательства.

    Эти качества при массовом  развитии сектора малых предприятий  дают возможность совершить энергичный  рывок в социально-экономическом  развитии и позволяют накопить  в короткий период средства  для устойчивого развития других  отраслей хозяйства страны,

    Малые предприятия способствуют  введению в оборот денежных  средств населения, что является  дополнительным стимулом развития  экономики страны и, в частности,  ее финансово-кредитной системы.

    В аспекте воздействия малого  предпринимательства на важнейших  агентов рыночных отношений целесообразно  выделить его роль в формировании  конкурентной среды. Ведя ожесточенную  конкурентную борьбу за выживание,  они вынуждены постоянно развиваться  и адаптироваться к текущим  условиям рынка, ведь чтобы  существовать надо получать средства  к существованию, а значит быть  лучше других, чтобы прибыль доставалась  именно им. Крайне важна функция  малого бизнеса как амортизатора  колебаний экономической конъюнктуры.  Он обеспечивает необходимую  мобильность в условиях рынка,  создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима  его высокая эффективность. Малый  бизнес способен не только  быстро заполнять ниши, образующиеся  в потребительской сфере, но  и сравнительно быстро окупаться.  Также создает ту среду и  дух предпринимательства, без  которых рыночная экономика невозможна. Без малого бизнеса рыночная  экономика ни функционировать,  ни развиваться не в состоянии.

  Социальная роль

   Социальная значимость малого  бизнеса определяется массовостью  группы мелких собственников  - владельцев малых предприятий  и их наёмных работников, общая  численность которых является  одной из наиболее существенных  качественных характеристик любой  страны с развитой рыночной  экономикой. Именно эта группа  деятельного населения обслуживает  основную массу потребителей, производя  комплекс продуктов и услуг  в соответствии с быстро изменяющимися  требованиями рынка. Мелкие собственники  самостоятельно обеспечивающих  собственное благосостояние и  достойный уровень жизни, являющихся  основой социально-экономических  реформ, гарантом политической стабильности  и демократического развития  общества.

   Сама природа малого предпринимательства  содействует тому, что немалая  часть новых предприятий создается  социально уязвимыми группами  населения - женщинами, молодежью  без особой квалификации, иммигрантами  и т. п. Сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.   Создавать новые возможности для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.

    Предпринимательство, как одна  из конкретных форм проявления  общественных отношений, не только  способствует повышению материального  и духовного потенциала общества  и создает благоприятную почву  для практической реализации  способностей и талантов каждого  гражданина, но и ведет к единению  нации, сохранению ее национального  духа и национальной гордости. [4 стр. 231] 
 
 

                       1.4 Проблемы малого бизнеса в России сегодня

    На сегодняшний день в России сложилась парадоксальная ситуация – во многих городах заниматься малым бизнесом становится невыгодно. Дело в том, что усилия, затрачиваемые на создание и ведение своего бизнеса и последующая прибыль совершенно несопоставимы. Получается, что человеку, обладающему набором необходимых знаний в сфере организации бизнеса, проще устроиться на работу топ-менеджером в крупную компанию и получать зарплату в два, а то и в три раза большую, чем доход от собственного бизнеса и при этом прилагать гораздо меньше усилий, и иметь гораздо меньше проблем.

      Кроме того, малый бизнес в России всегда сопровождает и масса других трудностей. Например, владельцу небольшого предприятия сегодня очень сложно конкурировать в сфере оплаты труда с крупными или даже средними компаниями. Получается, что работник, набравшись опыта у малого предпринимателя, при первой же возможности переходит на работу в более крупную и успешную структуру.

    Ещё одна проблема – высокие арендные ставки. Владельцы помещений, как правило, ориентируются на крупный и средний бизнес, который готов платить больше. Малый бизнес постепенно вытесняется крупными структурами в менее пригодные или отдалённые помещения.

    Ещё одна проблема - проблема коррумпированности контролирующих органов, которая стояла до последнего времени, на данный момент вроде бы решена. Президент подписал соответствующий указ, о проведении проверок на предприятиях малого бизнеса не чаще, чем один раз в год. Но страх перед поборами у многих предпринимателей по-прежнему остался.

   Так же немало важной проблемой малого бизнеса в России является Мировой финансовый кризис. Сегодня очень многие предприятия сокращают численность рабочих, тем в свою очередь трудно найти новую работу, так как всюду происходят постоянные сокращения. Доходы населения падают, а в месте с тем и покупная способность, которая является основным фактором, влияющим на малый бизнес в России. Сейчас мировой финансовый кризис находится в самом разгаре и какие либо выводы по поводу того как повлиял финансовый кризис на малое предпринимательство делать пока рано. Но уже и без того понятно, что мировой финансовый кризис окажет серьёзное влияние на малый бизнес, притом это влияние будет не особо благоприятным. [2] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Направления поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне в Северодвинске

     На территории Северодвинска по состоянию на начало 2011 функционируют 682 предприятия торговли и 316 предприятий общественного питания. Обеспеченность населения Северодвинска площадью торговых объектов на тысячу человек составила 137,1 процента от норматива.

    Оборот розничной торговли по итогам 2010 года в Северодвинске составил 18703 млн рублей. Рост оборота розничной торговли по сравнению с 2009 годом составляет 116,3%, физический объем реализации потребительских товаров населению увеличился на 6,3%.

     Рост оборота розничной торговли обусловлен, в первую очередь, ростом цен на приобретаемые товары, а также увеличением физических объемов продаж товаров, в том числе за счет потребительского кредитования.

      В структуре оборота розничной торговли Северодвинска по-прежнему преобладают продовольственные товары, их доля составляет 54,2%, что на 2,9% меньше, чем в 2009 году. Удельный вес непродовольственных товаров в 2010 году вырос и составил 45,8%.

      В структуре формирования оборота розничной торговли в 2010 году на долю крупных и средних организаций приходится 8,2%. Доля субъектов малого предпринимательства составила - 91,8%.

      Оборот общественного питания в 2010 году составил 1264,3 млн рублей и увеличился на 12,1% в действующих ценах относительно предшествующего года. Для сравнения: по Архангельской области в целом оборот общественного питания за 2010 год возрос на 6,6% в действующих ценах, в Архангельске – на 5%.

     Среднедушевое потребление услуг общественного питания в 2010 году в      Северодвинске в 1,4 раза больше (6411 рублей в год), чем по Архангельской области в целом (4442 рублей в год) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Финансовая  поддержка  начинающим предпринимателям

 

   Утверждено положение о конкурсе, по которому начинающие северодвинские предприниматели в этом году могут получить хорошую финансовую поддержку из бюджета на развитие своего бизнеса.

Напомним, что Северодвинск признан победителем  регионального конкурса среди муниципальных  образований на право получения  субсидий из областного бюджета на поддержку и развитие малого и  среднего предпринимательства. В результате городу корабелов предоставлены  областные субсидии в сумме 2,5 миллионов  рублей, в т.ч. для поддержки начинающих бизнесменов – 2 миллиона. С учетом софинансирования из городского бюджета  начинающие северодвинские предприниматели  смогут получить до 200 тысяч рублей на компенсацию различных расходов.

   Субсидированию, например, подлежат затраты на государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя; расходы на приобретение оборудования, сырья и материалов; на покупку сельскохозяйственной техники и животных, затраты на сезонные текущие расходы (семена, минеральные удобрения, корма, ветеринарные препараты, приобретение горюче-смазочных материалов и т.д.); арендная плата и оплата коммунальных услуг; расходы на образование: повышение квалификации, разовые лекции, стажировки, семинары по вопросам ведения предпринимательской деятельности и многое другое.

Информация о работе Поддержка малого бизнеса на муниципальном уровне