СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Современные явления
на рынке труда и в политике
занятости 2
Проблемы женской занятости
6
Различные аспекты
женской безработицы 7
Проблемы помощи слабозащищенным
категориям женщин 9
Вторичная занятость
женщин – один из способов
адаптации к рыночным условиям
11
Занятость женщин в
Республике Дагестан 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
16
ВВЕДЕНИЕ
Рынок труда является
особой областью рыночных отношений,
где совершаются сделки по
купле-продаже рабочей силы.
Изучению современных
явлений и некоторых аспектов
политики государства на рынке
труда посвящена первая часть
данной работы.
Второй раздел реферата
освещает проблемы занятости
в России на примере женской
занятости. Представленный анализ
табличных материалов, различных
аспектов женской безработицы, вопросов
вторичной занятости и социальной
дискриминации женщин позволяет
наиболее полно раскрыть тему
данной работы.
Современные явления
на рынке труда и в политике
занятости
Преобразования в сфере
занятости населения являются
одним из условий рыночной
трансформации, связанной со становлением
многосекторной экономики, обновлением
отраслевой структуры производства,
формированием системы рынков.
Регулирование рынка
труда должно основываться на
новых принципах экономической
активности населения, отвечающих
коренным изменениям в формах
собственности и социально-трудовых
отношений. Это - самозанятость, предпринимательство,
наемный труд и безработица.
Современные процессы
в сфере занятости обусловлены
приватизацией государственной
собственности и развитием корпоративной,
групповой и индивидуальной частной
собственности. Это вызвало реструктуризацию
занятости и образование новых
сфер приложения труда в соответствии
с требованием рынка, включая
создание новых предприятий, высвыбождение
избыточного персонала из действующих
производств, привлечение квалифицированной
рабочей силы в рыночный сектор экономики.
Развитие негосударственного
сектора экономики обеспечивает
большую часть доходных занятий
экономически активного населения.
В 2009г. доля занятых
в негосударственном секторе
экономики достигла 70%. Одновременно
наблюдается постоянное повышение
уровня безработицы за счет
населения, неконкурентноспособного на
рынке труда, и перехода скрытой безработицы
на несостоятельных предприятиях и в бюджетной
сфере в официальную форму, регистрируемую
службой занятости.
Кроме того, происходит
ее пополнение за счет возросшей
трудовой миграции, увеличения числа
беженцев и вынужденных переселенцев.
Безработица приобретает превращенные
формы неполной занятости на
производстве, скрытой безработицы
на простаивающих рабочих местах,
а также работы без оплаты
на предприятиях – банкротах.
Рынок труда в переходной
экономике объективно берет на
себя функции основного регулятора
движения рабочей силы на стадии
ее обращения. Получают развитие
различные типы рынка труда, видоизменяется
структура его взаимосвязей с
экономической активностью и
занятостью населения. В частности,
это находит отражение в сосуществовании
и противоречивом развитии открытого
и регулируемого, саморегулируемого и
“теневого” рынков труда, в повышении
степени свободы труда, с одной стороны,
и монополизации условий занятости, с
другой.
Основой реализации
системы рынков труда становится
региональный рынок. Выделяют три
основных типа региональных рынков
труда:
- ассиметричные, которым
присущи перекосы в соотношении
закрытого и открытого, регулируемого
и “теневого” рынков труда, диспропорции
в отраслевой структуре занятости
и экономической активности населения;
- равновесные с относительно
развитыми структурами рынка
труда при переходе от прежней
системы полной занятости к
системе экономической активности
населения в условиях регулируемого
роста безработицы и стабилизации
сициально-трудовых отношений, что проявляется
в процессах трансформации скрытой безработицы
в открытые формы;
- диверсифицированные, характеризуемые:
высокой степенью реструктуризации
занятости и саморегуляции, которые
создают условия для высокой мотивации
и мобильности работников; быстрым развитием
рыночного сектора экономики и системы
экономической активности населения,
обеспечивающих разнообразие форм занятости,
низкие уровень и продолжительность регистрируемой
безработицы.
В переходной экономике
рынок труда сохраняет прежние
элементы системы управления
трудом. Главным образом это государственные
гарантии занятости населения, централизованное
регулирование оплаты труда (минимальной
заработной платы, ставок тарифов,
окладов в бюджетной сфере). По
мере продвижения к цивилизованному
рынку труда складываются условия
для его функционирования на
основе естественных регуляторов
в сочетании с государственным
регулированием занятости. Особую
роль здесь играют рыночные
формы и методы инвестирования
в экономические рабочие места,
формирование заработной платы
исходя из прожиточного минимума,
социальное страхование работников
наемного труда от экономических
рисков, включая безработицу.
Переход от системы
полной занятости к рынку труда
означает отказ от прямых директивных
методов управления трудовыми
ресурсами и использование преимущественно
экономических рычагов регулирование
трудовой активности. Основная их
часть принимает форму косвенного
воздействия на процессы перемещения
рабочей силы по отношению
к рабочим местам, управление
занятостью приобретает черты
целенаправленного предоставления
государственных гарантий безработным
и поддержания рабочих мест
для работников, находящихся под
угрозой увольнения.
Главным элементом
инфраструктуры рынка является
специальная государственная служба
занятости. В 2008-2009гг. ее деятельность
была направлена прежде всего
на поддержание занятости на
действовавших предприятиях на
основе сохранения и перепрофилирования
существующих рабочих мест, на
предотвращение массового высвобождения
работников и борьбу с постоянно
возраставшей безработицей путем
трудоустройства и переподготовки
зарегистрированных безработных.
Вместе с тем по
мере углублявшегося кризиса
неплатежеспособности предприятий
и деструктуризации рынков труда
цели политики занятости не
были достигнуты. За 2009-2010гг. более
половины средств по федеральным
программам содействия занятости
было обращено на поддержание
рабочих мест и другие мероприятия,
относимые к активной политике
занятости, но из года в год снижалась
эффективность их использования. Так,
из предусмотренных программой 260 тыс.
дополнительных рабочих мест к 2010г. было
создано только 38%, а компенсации заработной
платы получили лишь 145 работников, формально
охваченных соответствующими мероприятиями.
Кроме того следует отметить, что поддержание
доходов неконкурентноспособных безработных
(выплата пособий, материальная помощь,
и т.п.) довольно часто осуществлялось
вне связи с утраченным заработком, прошлым
трудом и занятиями. Фактически они принимали
форму социального обеспечения, реализуемого
посредством службы занятости. Поэтому
многие ее клиенты смотрели на нее как
на своего рода “собес” для безработных.
Таким образом, централизованная
политика занятости, основанная
на дорогостоящих мерах по
ликвидации безработицы путем
экономической поддержки неплатежеспособных
и убыточных предприятий, исчерпала
потенциал своего поступательного
развития. Встал вопрос об отказе
от нее и разработке новой
эффективной политики занятости.
Новая политика должна быть
направлена на последовательную
реструктуризацию занятости в
соответствии с динамикой рыночного
сектора экономики и развитием
региональных рынков труда. В
ее задачи следует включить: стремление
к достижению равновесия спроса
и предложения рабочей силы
с использованием регуляторов
рынка труда; повышение его проводимости
за счет трудовой мобильности
и миграции населения в регионах
страны и между ними; трудовую
активизацию и адаптацию безработных
к новым условиям занятости
на принципах социального страхования
вынужденной безработицы.
Активная политика
занятости должна способствовать
уменьшению структурных перекосов
на рынке труда в результате
повышения мобильности работников,
их профессиональной адаптации
к заявленному спросу и содействия
трудовой миграции в регионы
с благоприятной конъюнктурой. Повышение
трудовой мобильности становится
важным средством сдерживания
безработицы в регионах с критической
ситуацией на рынке труда.
Проблемы женской занятости
При переходе к рыночным
отношениям с учетом особенностей
состояния экономики России неизбежны
крупные изменения в сфере
занятости всего населения, включая
женщин. Сейчас в народном хозяйстве
34 млн. женщин – 48% всех работающих.
Их положение на рынке труда,
равно как и других групп
населения, определяется потребностью
в работе, конкурентоспособностью
женской рабочей силы, уровнем
её квалификации, профессии, режима
труда, формы собственности, а также
системой социальной защиты населения
в трудовой сфере. В каком направлении
и с какой степенью интенсивности
будут происходить изменения
в занятости женщин в переходный
период зависит во многом от
исходного состояния их занятости,
важнейших социально-экономических
характеристик женского населения.
Сегодня бытует мнение,
что у российской безработицы
женское лицо. Однако это утверждение
справедливо лишь для той части
рынка труда, что регулируется
государством (Федеральной службой
занятости (ФСЗ)), здесь действительно
доля женщин среди безработных
– 65-70%.
По данным исследований
Госкомстата РФ, некоторые женщины
обращаются в органы службы
занятости скорее не за помощью
в поисках рабочего места, а
за оформлением некоторого перерыва
в работе. Регистрация в качестве
безработной и возможность получить
пусть небольшое пособие по
безработице при непрерывности
трудового стажа является для
некоторых женщин той временной
передышкой, которую они используют для
решения накопившихся домашних проблем.
Распределение ищущих
работу на полном рынке труда
по желаемому виду трудового
договора дает определённое представление
о женских приоритетах в выборе
нового места. Как видно из
данных табл. 6, женщины предпочитают
иметь гибкий график занятости
с неполной рабочей неделей
независимо от того, будет ли
это постоянная работа или
работа на определенный срок.
Выбор женщинами временной занятости
обусловлен загруженностью домашними
делами.
Более всего нуждаются
в занятости с режимом неполного
рабочего времени женщины в
возрасте 25-29 лет. Причем для них
не важно, постоянная это будет
занятость или временная.
Проведенный анализ
позволяет сделать вывод о
том, что среди женщин, вышедших
на рынок труда, существует явная
дифференциация. Они делятся на
тех, кому работа действительно
необходима, и тех, кто при соответствующих
условиях социального обеспечения
(или помощи) мог бы отказаться
от активной занятости частично
или даже полностью. Вместе с
тем отказаться от работы и
стать домохозяйками многим мешают
отсутствие должной материальной
поддержки семьи со стороны
государства и соображения социального
и личностного характера.
Различные аспекты
женской безработицы
Реальность трудоустройства
незанятых женщин, ищущих работу,
зависит во многом от состояния
региональных рынков труда. Общая
картина практически во всех
областях и автономных республиках
России одинакова: регистрируемая
безработица носит женский характер.
Вместе с тем наблюдаются существенные
различия по областям и республикам
в составе безработных по полу:
доля женщин колеблется по
регионам от 42-60% до 80-82%. По данным
за второй квартал 2009 года в 17
областях доля женщин в составе
безработных превышала 75%. В основном
это регионы Дальнего Востока,
Восточной Сибири, Западной Сибири,
Северный Кавказ, где в силу
специфики экономического развития
традиционно не хватало рабочих
мест для женского населения.
Однако не здесь сосредоточена
основная масса безработных российских
женщин.
Половина их приходится
на Центральный, Уральский, Северо-Западный
и Волго-Вятский регионы, отличающиеся
высоким экономическим потенциалом,
высокой долей обрабатывающей
промышленности, в частности машиностроения
и легкой промышленности, охваченных
глубоким кризисом производства.
Самая напряженная
ситуация на рынке труда и
в связи со спадом производства
сложилась во Владимирской, Ивановской,
Ярославской, Костромской, Псковской
областях, в Мордовской и Чувашской
Республиках, здесь требуются особые
меры содействия занятости женщин
и регулирования рынка труда.
В этих регионах официальное
число незанятых на одну вакансию
в 3-18 раз превышает общероссийские.
При среднем значении показателя
нагрузки по России 4,1 в регионах
с преимущественным использованием
женского труда он составляет
от 11,1 (Костромская область) до 75,7 (Ивановская
область).
Почему же в регионах
с некоторым преобладанием “женских”
отраслей при значительных масштабах
безработных женщин, все же их
доля в общем составе потерявших
работу относительно ниже? Однозначное
объяснение этому дать сложно.
Вероятнее всего, это связано
с тем, что спад производства
в ведущих отраслях, таких как
машиностроение, легкая и текстильная
промышленность, вызвал широкое распространение
частичной занятости как альтернативы
полной безработицы. Для большинства работающих
женщин в создавшихся условиях главное
– сохранить рабочее место. При этом многие
из них согласны потерять в заработке,
лишь бы иметь гарантированный доход и
сохранить социальные услуги, предоставляемые
по месту работы. Мужчины чаще, чем женщины
увольняются по собственному желанию
в надежде найти более подходящую работу,
а женщины остаются на условиях частичной
занятости. Характерно, что во всех перечисленных
областях уволившиеся по собственному
желанию составляют среди безработных
более высокую долю, чем по РФ в целом (47%),
а в Ивановской области на этот контингент
безработных приходится 59% - один из самых
высоких показателей по России.