В Генеральном плане предусмотрены:
- Реконструкция по международным стандартам федеральных автодорог Москва – Астрахань (М-6 “Каспий”), Саратов – Волгоград, Волгоград
– Каменск-Шахтинский, входящих в состав
международных транспортных коридоров
“Север – Юг” и “Транссиб”. Неотъемлемой частью формирования
этих коридоров явится строительство
сети первоочередной и резервируемых
на перспективу обходных автодорог.
- Завершение строительства мостового перехода через р. Волгу. Это позволит обеспечить кратчайшие и надежные транспортные связи с г. Волжским, рекреационной зоной Волго-Ахтубинской поймы и далее в сторону пгт Средняя Ахтуба с возможностью подключения к дополнительным
связям с Астраханью.
- Создание единой системы региональных автомагистралей г. Волгограда и его пригородной зоны.
- Строительство автовокзала в районе пересечения II Продольной магистрали и мостового
перехода через р. Волгу, пассажирских
автостанций в Тракторозаводском, Советском
и Красноармейском районах, размещение
терминалов и логистических центров грузового
автомобильного транспорта на подходах
к городу основных автодорог и в зоне обходной
автодороги.
- Строительство обходной железнодорожной линии
ст. Татьянка-Южная – ст. Канальная; обеспечение
вывоза продукции предприятий Южного
промузла, минуя селитебную территорию.
- Реконструкция железнодорожного вокзала на ст. Волгоград I, путевого хозяйства
на ст. Волгоград II и строительство на
ней железнодорожного вокзала с организацией
подъездов.
- Строительство нового грузового речного порта в Красноармейском районе.
- Развитие объектов и реконструкция портовых территорий, обслуживающих участок внутреннего водного пути, входящий в состав международного транспортного
коридора “Север – Юг”.
- Реконструкция Волго-Донского судоходного канала; поддержание безопасного и надежного функционирования судопропускных и судоходных напорных гидротехнических сооружений.
- Развитие инфраструктуры воздушного транспорта с целью увеличения
значения Волгограда в российских и международных
транспортных перевозках.
3.5.2. Магистральная улично-дорожная
сеть.
Городской транспорт.
Развитие транспортной инфраструктуры
г. Волгограда является первоочередной
социальной и градостроительно - инженерной
задачей. Разрешение транспортных проблем
возможно только при комплексном подходе
к реконструкции и развитию всех элементов
транспортной инфраструктуры.
К основным задачам и соответствующим
им мероприятиям по развитию магистральной
улично-дорожной сети относятся:
1. Организация системы трансгородских
скоростных транспортных коридоров,
обеспечивающих минимально возможные
затраты времени на преодоление
протяженных размеров города.
2. Организация меридионального
транспортного коридора на базе продолжения
в южном направлении строительства 3-ей
Продольной магистрали как магистральной
дороги со скоростным режимом движения.
На первую очередь строительства эта магистраль
частично совпадает по трассировке с проектируемым
западным внешним обходом города
3. Включение в состав этого
коридора 2-ой Продольной магистрали
с преобразованием ее в магистраль
общегородского значения с непрерывным
движением транспорта
4. Организация широтного транспортного
коридора путем сооружения магистральной
дороги с непрерывным режимом движения
вдоль ж. д. линии на связи мостового перехода
через р. Волгу с федеральной автодорогой
“Каспий”.
5. Обеспечение надлежащей пропускной
способности, надежности и безопасности
движения транспорта и пешеходов
на магистральной улично-дорожной
сети.
6. Усиление транспортных связей
в продольном направлении путем
строительства и реконструкции
уличной сети: продолжение на
юг 1-ой Продольной магистрали
– ул. Рабоче-Крестьянская – ул.
Электролесовская, организация западного
дублера 2-ой Продольной магистрали (ул.
Московская, П. Осипенко, Азизбекова, Феодосийская),
продолжение строительства в южном направлении
набережной р. Волги (0-ая Продольная магистраль).
7. Создание трасс общегородского
значения в поперечном направлении
с целью разгрузки магистральной сети,
обеспечивающих дополнительные транспортные
связи между продольными магистралями,
с обходной дорогой, подходами внешних
автодорог, а также с площадками нового
строительства: магистраль вдоль ж. д.
линии от плотины ГЭС, дублеры пр. им.марш.
Г.К. Жукова, ул. Ардатовской, Неждановой,
40 лет ВЛКСМ и др.
8. Реконструкция существующей улично-дорожной
сети с устройством дублеров
по основным направлениям магистральной
сети с целью увеличения ее
пропускной способности.
9. Прокладка ряда магистральных улиц
вдоль железнодорожных линий и с использованием
существующей улично-дорожной сети промышленно-коммунальных
районов, создание единой системы магистральных
улиц и дорог для пропуска основных потоков
грузового автотранспорта.
10. Развитие сети магистральных
улиц районного значения для
улучшения транспортного обслуживания
жилых районов города и обеспечения
надлежащей плотности транспортной
сети в целом и ее пешеходной
доступности.
11. Оснащение магистральной улично-дорожной
сети необходимыми транспортными
сооружениями – мостами, путепроводами
и транспортными развязками в разных уровнях,
внеуличными пешеходными переходами.
12. Разгрузка центра города от
легковых автомобилей путем отвода
транзитного движения, создания
“перехватывающих” автостоянок у
въездов в центр и в город.
13. Очистка проезжей части улиц
от неорганизованной стоянки
легкового автотранспорта путем
ускоренного строительства многоярусных
гаражей, паркингов, в том числе
и с использованием подземного
пространства.
Планируемая Генеральным планом структура
магистральной сети общегородского
значения с дублирующими связями
как в продольном, так и в
поперечном направлениях, дополнительными
выходами на внешние автодороги, оснащенная
необходимым и достаточным количеством
искусственных сооружений, способна
обеспечить надежность транспортных связей,
как внутригородского характера, так и
с прилегающими территориями Волгоградской
агломерации.
Для улучшения транспортного обслуживания
Генеральным планом предлагается система
мероприятий по развитию сетей массового
пассажирского транспорта, которая должна
обеспечить потребности жителей в поездках
с наименьшими затратами времени и достаточным
комфортом:
- Постепенное преобразование существующего скоростного трамвая в т. н. “легкое метро” (“метротрам”) с продлением его линий к Госуниверситету
и далее в Красноармейский район.
- Развитие линий обычного трамвая и, особенно, троллейбуса во всех районах города.
- Создание единой системы электротранспорта на базе линии легкого метро, связывающей между собой разрозненные образования
сетей обычного трамвая и троллейбуса
путем устройства современных, развитых
и удобных, пересадочных узлов.
- Развитие автобусного сообщения. Предусматривается организация широкой сети подвозочных маршрутов к станциям легкого метро и остановочным пунктам
железной дороги. Открытие новых линий,
в т. ч. на связях с площадками нового строительства.
На связях дальних районов города с общегородским
центром и между собой, в частности, на
скоростной дороге, магистралях непрерывного
движения и ряде магистральных улиц и
дорог общегородского значения, предлагается
организация экспрессных линий автобуса.
- Усиление роли железнодорожного транспорта в освоении городских пассажирских перевозок предлагается за счет: строительства новых и реконструкции существующих путей,
вывода движения грузовых поездов преимущественно
за пределы городской застройки, организации
удобных подъездов городского транспорта
к станциям и остановочным платформам.
- Участие водного транспорта во внутригородских пассажирских перевозках ограничивается,
в основном, обслуживанием культурно-бытовых
поездок населения, экскурсионных и прогулочных
направлений.
- Усиление транспортных связей между южными районами города и о. Сарпинским путем строительства канатной дороги и устройства паромных переправ.
3.6. Охрана окружающей среды
Экологическая стратегия градостроительного
развития Волгограда направлена на обеспечение
устойчивого и экологически безопасного
развития территории, создание условий,
обеспечивающих снижение антропогенного
воздействия на окружающую среду, формирование
комфортных условий проживания населения.
Градостроительные мероприятия по
оптимизации экологической ситуации
носят комплексный характер и
включают экологически обоснованное проектное
зонирование городских территорий,
мероприятия по реконструкции и развитию
инженерной инфраструктуры, оптимизации
транспортной инфраструктуры, мероприятия
по инженерной подготовке, благоустройству
и озеленению территории.
В целях улучшения санитарного
состояния воздушного бассейна
проектом предлагаются мероприятия, направленные
на сокращение выбросов вредных веществ
в атмосферу и тем самым на сокращение
размеров СЗЗ предприятий. Кроме того,
предлагается упорядочение планировки
промышленных районов, комплексное благоустройство
производственных территорий, организация
озелененных санитарно-защитных зон между
зон жилыми и общественными территориями
и промышленными объектами, а также проведение
мероприятий по выводу экологически вредных
предприятий за пределы территорий селитебной
застройки.
Одним из приоритетных направлений
охраны атмосферного воздуха является
снижение вредного воздействия автотранспорта.
Проектом предусматриваются градостроительные
мероприятия, направленные на снижение
указанного воздействия:
- строительство обходных дорог, исключающих движение
через город транзитного транспорта;
- строительство и реконструкция магистральных улиц, обеспечивающих вывод грузового движения из центра и селитебных территорий;
- строительство улиц, дублирующих основные магистральные направления;
- расширение параметров основных магистральных улиц;
- организация пересечений улиц в наиболее напряженных узлах в разных уровнях;
- организация пересечений магистральных улиц с основными железнодорожными линиями в разных уровнях
интенсивное развитие городского
пассажирского транспорта, в т.ч. электротранспорта.,
Кроме того, в проекте подчеркивается,
что ликвидация вредного воздействия
автотранспорта не может быть решена
только градостроительными методами –
необходимо внедрение новых инновационных
технологий.
Разработанные в проекте мероприятия
по оптимизации транспортной инфраструктуры
направлены, в том числе, на снижение
уровня шумового загрязнения городских
территорий: использование специальных
приемов планировки и застройки,
перепрофилирование первых этажей
жилого фонда вдоль магистральных улиц
под нежилые функции, организация территориальных
разрывов, способствующих аэрации примагистральных
территорий, строительство шумозащитных
искусственных сооружений вдоль транспортных
магистралей и шумозащитных полос зеленых
насаждений и пр.
Комплекс мероприятий по охране
водных ресурсов в первую очередь
направлен на их рациональное использование:
реконструкция существующих водопроводных
и очистных сооружений с оснащением
современными технологиями доочистки,
строительство новых и реконструкция
существующих канализационных очистных
сооружений с внедрением новых технологий
доочистки сточных вод, сокращение объемов
сброса загрязняющих веществ, строительство
систем сбора, отвода и очистки ливневой
канализации и пр. Особо подчеркивается
необходимость проведения мероприятий
по расчистке русел малых и средних рек
с проведением дноуглубления, берегоукрепления,
рекультивации почв и благоустройства
прибрежной и водоохраной территорий.
Проектом запланированы мероприятия
по развитию санитарной очистки городских
территорий, включающих:
- полный охват городских территорий планово-регулярной системой санитарной очистки;
- строительство мусороперерабатывающих комплексов, усовершенствованных полигонов ТБО, мусоросортировочных, мусороперегрузочных станций, с учетом российского
и международного опыта, а также строительство
полигона токсичных промышленных отходов
вне городской черты Волгограда (требуется
разработка специального проекта на основе
инженерно-геологических изысканий прилегающей
к Волгограду территории);
- строительство локальных комплексов по переработке бытовых отходов с использованием современных технологий;
- рекультивация полигонов ТБО, промотходов, не соответствующих экологическими и техническим требованиям, ликвидация несанкционированных свалок;
- обеспечение нормативных требований по уборке улиц и уходу за зелеными насаждениями;
В результате реализации мероприятий
ожидается значительное улучшение
экологического состояния городской
среды, условий проживания населения.
В Генеральном плане проведена также
ландшафтная оценка территории Волгограда
для градостроительных и рекреационных
целей.
3.7. Развитие инженерной инфраструктуры
В составе Генерального плана разработаны
мероприятия по развитию систем инженерного
оборудования города, направленные
на комплексное инженерное обеспечение
жилых районов, модернизацию и реконструкцию
устаревших инженерных коммуникаций и
головных источников, внедрение политики
ресурсосбережения.
Волгоград обладает хорошо развитой
инженерной инфраструктурой, сложившейся.
в период активного роста промышленного
потенциала и селитебных территорий города.
Город обеспечен централизованными системами
водоснабжения, канализации, теплоснабжения,
газификации, электроснабжения и телефонной
связи, в основном удовлетворяющими потребности
города. Вместе с тем, в инженерном комплексе
города имеется ряд проблем, решение которых
может значительно улучшить и повысить
эффективность работы инженерной инфраструктуры.