Понятие интеллектуального капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:43, доклад

Краткое описание

Основной характерной чертой XXI века является резкое повышение роли знаний во всех сферах человеческой деятельности, обусловленное информационной революцией. Экономические эпохи различаются, прежде всего, способом производства материальных благ для человечества. Если в доиндустриальном обществе приоритет в производстве принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном - материальным, то в постиндустриальном - интеллектуальным и информационным ресурсам, которые являются природным «ремнем», инновационного механизма хозяйствующих субъектов. По данным Всемирного банка в настоящее время лишь 16% экономического роста обусловлены развитием физического капитала, 20% - природным капиталом, остальные 64% связаны с человеческим капиталом, реализуемым, прежде всего, в виде инноваций. В эпоху информационной экономике до 40% валового национального продукта наиболее развитые страны получают в результате применения эффективной системы нововведений.

Содержание

Введение
1. Понятие и структура интеллектуального капитала…………………………4
2. Измерение и оценка стоимости интеллектуального капитала…………......8
3. Интеллектуальный капитал и его форма……..….…………………….…….11
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие интеллектуального капитала.docx

— 44.68 Кб (Скачать файл)

В теории менеджмента известно изречение, что управлять можно  только тем объектом, который подвергается измерению. Известные определения  интеллектуального капитала не ориентированы  на решение управленческих задач, основной удар в них сделан на выявлении  сути явления. Для придания и исследуемую  категорию управленческой направленности вводится понятие уровень интеллектуального  капитала хозяйствующего субъекта, который  является сравнительной числовой характеристикой.

Уровень интеллектуального  капитала это один из определяющих конкурентоспособность предприятия  интегральный показатель, объединяющий интеллектуальный потенциал, сформированный из человеческих, инфраструктурных, маркетинговых  активов и интеллектуальной собственности, и результат его реализации, выраженный добавленной стоимостью за оцениваемый  период

Данное определение подчеркивает:

1. Уровень интеллектуального  капитала является одним из  определяющих конкурентоспособность  предприятия интегральным показателем;

2. Уровень интеллектуального  капитала выражается числом, определенным за оцениваемый период;

3. Уровень интеллектуального  капитала интегрирует интеллектуальный  потенциал и результат его  использования - добавленную стоимость;

4. Интеллектуальный потенциал  складывается из 4-х групп: человеческий, инфраструктурный, маркетинговый и  интеллектуальная собственность;

5. Уровень интеллектуального  капитала является одним из  определяющих конкурентоспособность  предприятия интегральным показателем;

6. Уровень интеллектуального  капитала выражается числом, определенный за оцениваемый период;

7. Уровень интеллектуального  капитала интегрирует интеллектуальный  потенциал и результат его  использования - добавленную стоимость.

 

Проблема накопление интеллектуальных ресурсов и управление ими для  российских предприятий крайне актуально. Экономические реформы 90-х годов  разрушили налаженную систему НИОКР  предприятий. 1992 по 1998 год на 40 процентов  сократилась число организаций  выполняющих научные исследования. Число сотрудников в них уменьшилось  на 50 процентов. Правда, за этот же период в три раза возросло количество защищенных диссертаций. Затраты на НИОКР в  российских компания, в том числе и крупных, ничтожны. Например, в 2009 году, во время кризиса, GeneralMotors на НИОКР истратило в 10 раз больше, чем все крупные компании России вместе взятые расходы на НИОКР России составляют около 1% от ВВП, тогда как, например, в США- 2,7 %, в Японии, Швеции, Израиле - от 3% до 4,5 % ВВП.

Научно техническое отставание отечественных предприятий стало  одним из наиболее негативных проявлений характера их развития. Россия сидит  на «сырьевой игле» продолжает развивать  сырьевую направленность экономики. Многие отечественные предприятия не конкурентоспособны на рынке, и повышение ее уровня не возможно без повышения эффективности имеющихся в их арсенале всех ресурсов. Если представить ресурсы предприятия, то в принципе их всего два:

- материальный 

- интеллектуальный капитал

Что касается интеллектуального  капитала, реальность в настоящее  время такова, что во многих предприятиях он попросту «простаивает». Управление интеллектуальным капиталом достаточно редко определено приоритетом стратегического  развития отечественного бизнеса. В  бухгалтерском балансе отражается лишь незначительная часть интеллектуального  капитала в виде нематериальных активов. Учет и управление таким существенным по стоимости и значимости капиталом  будет способствовать формирование конкурентных преимуществ, повышению  результативности капитала предприятия. Оценка и управление уровнем интеллектуального  капитала компании, в частности, позволяют:

- учесть все неосязаемые  активы и более адекватно отражать стоимость компании;

- выявить факторы и резервы развития;

- повысить эффективность  управления неосязаемыми активами;

- повысить инновационную активность;

-долее полно информировать  потенциальных инвесторов и повысить  инвестиционную привлекательность компании;

- создать творческую атмосферу;

- более бережно относиться  к человеческому капиталу и его развитию.

При характеристике понятия  интеллектуальный капитал необходимо выделить следующие особенности данной категории:

В современных условиях интеллектуальный капитал определяет главные тенденции экономического роста.

- Формирование интеллектуального  капитала требует от самого  человека и всего общества  значительных и все возрастающих затрат.

- Интеллектуальный капитал  в виде знаний, навыков, опыта  может быть накапливаемым.

- По мере накопления  интеллектуального капитала его  доходность повышается до определенного  предела, ограниченного верхней  границей активной трудовой деятельности (активного трудового возраста), а потом резко снижается.

- Интеллектуальный капитал  отличается от физического капитала  по степени ликвидности. Интеллектуальный  капитал не является оборотным  активом; только его услуги  или отдельные элементы, пригодные  для патентования знания, могут  быть куплены или проданы. Интеллектуальный  капитал неотделим от его носителя - живой человеческой личности, и  вследствие этого в качестве  актива он почти полностью неликвиден

- Использование интеллектуального  капитала всегда контролируется  самим индивидом независимо от  источника инвестиций на его  развитие.

- Функционирование интеллектуального  капитала, степень отдачи от его  применения обусловлены свободным  волеизъявлением субъекта, его индивидуальными  интересами и предпочтениями, его  материальной и моральной заинтересованностью,  ответственностью, мировоззрением  и общим уровнем культуры, в  том числе и экономической.

В общественном воспроизводственном  процессе предприятие выступает  как организационная форма формирования интеллектуального капитала. Вместе с тем любое предприятие - часть  органической системы общества. Через  предприятие осуществляется воспроизводство  общества, но одновременно общество - основа воспроизводства предприятия. Это  двуединые субъекты, все элементы которых взаимодействуют, причем данный процесс противоречив и требует  выявления равновесия, условий и  срока его действия. Особой организационной  формой проявления результата воспроизводства  интеллектуального капитала является общество и характеристика эффективности  осуществления данного процесса - интеллектуальный потенциал общества. Интеллектуальный потенциал общества - это совокупная способность общества к освоению и осмыслению мира, накопленный им объем научной и культурной информации, системы производства, передачи знаний, а также соответствующая совокупность рабочей силы, способная принимать, перерабатывать, использовать, воспроизводить и передавать информацию.

На развитие совокупного  интеллектуального капитала страны непосредственно влияют такие факторы, как затраты на образование, науку, культуру, здравоохранение, охрану окружающей среды, улучшение условий труда, инвестиции в производство и сферу  быта. Чтобы существовать, интеллектуальный капитал должен осуществлять непрерывное  движение, развитие. В несколько  ином ракурсе характеризует мыслительный багаж общества понятие "интеллектуальная культура". Представляется, что здесь  на первый план выходит качество потенциала, способ получения знаний, их связь  с эстетическими и нравственными  принципами. Говоря об интеллектуальной культуре, нужно иметь в виду характер и стиль мышления, предполагая, что  он связан с духовным климатом общества.

Личность работника, уникальность его свойств становится интегральным показателем качественного развития, способности к труду как основы интеллектуального капитала.

 

  1. Интеллектуальный капитал и его форма

 

В XXI в. внимание к интеллектуальному  капиталу неизмеримо выросло, так как  он становится основной производительной силой общества. Импорт результатов  интеллектуальной деятельности в виде проектов, компьютерных программ, книг, консультаций приносит ежегодно передовым  странам мира (США, Англия, Франция, Германия и др.) огромные прибыли.

Интеллект становится средством  производства, когда умственная энергия  организована с пользой для дела, т.е. ей придана четкая форма (реестр почтовых отправлений, база данных, повестка совещания, техническое описание процесса), и она может быть использована для создания чего-то такого, что  невозможно создать, пока она остается в неупорядоченном состоянии.

Интеллектуальный  капитал - это "упакованные" полезные знания. Инструментом его систематизации, оценки, использования и отражения в системе прогнозирования и учета выступают инжиниринговые механизмы экономической направленности (финансовые, бухгалтерские, аудиторские, юридические и др.), модели, производные балансовые отчеты и др.

Интеллектуальному капиталу присуща более высокая ступень  развития по сравнению с уже известными функциональными формами капитала, критерием чего является более устойчивый уровень экономического роста общества, эффективности его структур. Интеллектуальный капитал, развиваясь на основе предшествующих форм капитала, вбирает в себя их основные свойства и одновременно имеет собственное содержание, определяемое спецификой его функций:

- наличие и прогрессивное  развитие интеллектуальной собственности;

- становление креативного  типа мышления работников, предпринимателей, научных деятелей, управляющего  персонала, формирующего и реализующего  основные модели воспроизводства  каждой конкретной экономической системы и их совокупности;

-преимущественное формирование  в данной системе капитала  интеллектуального центра, охватывающего  постепенно всю совокупность  факторов производства, распределения,  обмена и потребления.

Интеллектуальный капитал  осуществляет завершенный процесс  движения, формируя, дополняя, реализуя себя как систему. Значительная часть  цикла движения интеллектуального  капитала связана с расходованием  инвестиционных средств, но отдача происходит не сразу. Только на стадиях материализации капитала, определяемых функционированием  маркетинг - систем, создаются возможности  окупаемости затрат, получения прибыли. Он так же связан с качественными  свойствами рабочей силы. Для рождения интеллектуального капитала недостаточно одного творческого потенциала. Базой  его формирования являются следующие  характеристики рабочей силы: природные  качества (здоровье, психофизиологическая устойчивость), соответствующее воспитание, давшее индивиду возможность и желание  упорно, дисциплинированно трудиться, систематически работая над собой; профессиональная подготовка, квалификационный уровень, сочетающийся с неуклонной работой над его повышением, поиск  новых решений, постоянное повышение  культурного уровня расширяющее горизонт знаний и мышления; чувство хозяина. В целом это формирует определенный творческий креативный менталитет, который является неотъемлемой движущей частью интеллектуального капитала. Это система характеристик, определяющих способность человека, то есть качество рабочей силы индивидуума, совокупного работника предприятия, фирмы корпорации, страны, материализуемое или проявляющееся в процессе труда, который создает товар, услуги, прибавочный продукт в целях их воспроизводства на основе персонифицированного экономического интереса каждого субъекта, их совокупности.

«В рамках управления знаниями организации довольно часто было принято рассматривать как хозяйственные  субъекты, которые поддаются пониманию», - говорит Дэвид Сноуден из Института управления знаниями IBM. «Интеллектуальный капитал слишком разнообразен, слишком сложен и слишком зависит от индивидуумов и сообществ, которые обычно не ведут себя рационально. Но мы так же не хотим, чтобы они себя вели рационально: ведь рациональное поведение выводит за скобки инновации и взаимоотношения - необходимые навыки для экономики, основанной на знаниях»

Как предполагает Дэвид Сноуден, для использования человеческого и структурного капитала организация будующего должна измениться, стать совершенно другой. Должны измениться способы, при помощи которых мы придаем организациям форму. Равно должно измениться и то, как мы описываем организации, и то, как мы себе их представляем. Это предмет поиска для интеллектуального предпринимательства.

«Много лет тому назад  мы не могли определить корпорацию как крупную на основании численности  ее работников, - замечает Роберт Райх. - Так называемые крупные корпорации будущего станут большими брэндами. Они обладают огромной способностью внушать доверия потребителям и давать и то качество, которое они желают. Вокруг этих больших брэндов будет группироваться большое число малых команд. Они будут независимыми компаниями. Другие, оставаясь частью крупных корпорации, будут иметь статус независимых центров прибыли. Другие будут квази-независимыми подразделениями. Третьи будут представлять собой проектные команды, переходящие от одного проекта к другому. Настоящая креативная работа будет выполнятся группами, численный состав которых колеблется в пределах от 15 до 100 участников».

Боб Йохансен из Института будущего предсказывает то, что он назвал «сетчатой организацией», состоящей из индивидуумов, организованные в мелкие временные межорганизационные, ограниченные сроками и призванные выполнять конкретные задачи группы, которые обычно называют командами.

Какую бы себе организационную  форму мы себе не представляли, ей всегда будет необходим некоторый тип  структурной организации. Модель «виртуальной организации» завоевала право на существование именно благодаря  отсутствию структуры, которую она  предлагает. В результате лучшие умы  мира бьются над потенциальными организационными моделями, которые призваны придать  смысл окружающему миру, а также  тому, как сейчас работают и думают специалисты.

Несмотря на указанные  специфические особенности, информация и знания, как и другие факторы  производства, имеют долгосрочный характер. Они могут использоваться в производстве в течение длительного периода  времени, участвуя не в одном производственном цикле. Использование информации и  знаний обеспечивает прирост стоимости, что характеризует ее как фактор производства, осуществляющий свой вклад  в процесс создания прибавочного продукта наряду с другими (“классическими”) факторами производства. Таким образом, информация и знания в рамках конкретного  предприятия (бизнеса) приобретают “капитальную” форму, форму “интеллектуального капитала”. В отличие от привычных всем основных и оборотных активов, таких как земля, оборудование, сырье, деньги, интеллектуальный капитал почти невидим и неосязаем. Интеллектуальный капитал представляет собой нечто вроде "коллективного мозга", аккумулирующего научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы. Все элементы интеллектуального капитала могут быть рассмотрены как факторы, от которых в той или иной степени зависит формирование стоимости фирмы и бизнеса.Выделение информации и знаний в самостоятельный и специфичный “интеллектуальный капитал” связано с тем, что, по словам М.Хэммера, "корпорация - это нечто больше, чем система технологических процессов, чем набор продуктов и услуг и даже чем группа людей, производящая какую-то работу. Помимо всего прочего, это - человеческое общество и, как и все другие сообщества, оно создает собственную разновидность культуры - корпоративную культуру". Сегодняшнее предприятие объединяет людей не в качестве простых источников физической энергии или придатков машин и механизмов, а прежде всего как творческие личности. Оно отличается своим социологизированным характером. Отношения компании с новыми участниками являют собой пример субъект-субъектного взаимодействия, взаимопроникновения культур, пример процесса в высокой степени творческого и неповторимого, что революционным образом вторгается во все сферы деятельности предприятия, в том числе в методологию определения стоимости осуществляемого в рамках него бизнеса. В течение последних двух десятилетий произошел настоящий прорыв в ключевых областях науки и техники, включая информационные технологии, СМИ и коммуникации. В результате появились новые инструменты формирования мировой экономики, многие из которых несут в себе нематериальные преимущества, никогда не существовавшие ранее, но воспринимаемые ныне как само собой разумеющееся. Компании не могут более без них функционировать; их наличие обеспечивает конкурентные преимущества, и поэтому справедливо считать их активами.

Информация о работе Понятие интеллектуального капитала