Понятие и совершенствование трудовых ресурсов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – с учетом современных принципов и подходов к организации трудовых ресурсов и специфики работы с персоналом магазина, проанализировать трудовые ресурсы предприятия ЗАО «Логойский тракт» и эффективность их использования, а также выделить соответствующие пути повышения данной эффективности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся трудовых ресурсов;
раскрыть роль трудовых ресурсов предприятия;
рассмотреть теоретические аспекты организации труда работников магазина;
изучить особенности использования трудовых ресурсов магазина ЗАО «Логойский тракт»;
рассмотреть и рассчитать основные показатели эффективности использования трудовых ресурсов, производительности труда;
рассмотреть основные направления оптимизации полученных данных и выделить соответствующие предложения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1.Понятие трудовых ресурсов предприятия и показатели эффективности их использования
1.1. Понятие трудовых ресурсов и их классификация…………………………..5
1.2.Рынок труда. Понятие безработицы и её виды…………………………..
1.3.Показатели движения трудовых ресурсов и эффективности их использования……………………………………………………………………….
2. Анализ трудовых ресурсов предприятия и эффективности их использования………………………………………………………………………17
2.1. Представление деятельности ЗАО «Логойский тракт»………………….17
2.2 Исследование трудовых ресурсов ЗАО «Логойский тракт»………………..30
3. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов……….65
Заключение………………………………………………………………….………35
Список использованных источников………………………………………..…….39

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

В Беларуси на 1999г. зарегистрировано свыше  78  тыс.  юридических  лиц негосударственной  собственности(в   том   числе   около   23   тыс.   малых предприятий) и более 126 тыс. предпринимателей без образования  юридического лица.

Президент отметил, что некоторые  негосударственные предприятия  работают эффективнее, чем государственные. Это касается таких показателей, как  темпы роста прибыли, уровень рентабельности, темпы прироста инвестиций в  основной капитал,  темпы  роста  подрядных   работ,   доля   убыточных   предприятий.

Результаты работы предпринимательского сектора в полтора раза лучше,  чем  в государственном секторе. И подобную положительную тенденцию надо  развивать.

По данным на 01.01.2000г. в  республике работало 26787 малых предприятий негосударственной формой собственности, что на 11,3% больше, чем  в  1998г.; количество частных предприятий за этот период возросло на 2,9%  и  составило 5042  ед.  Продолжается  процесс формирования  и развития   инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

Удельный вес убыточных  предприятий на 01.01.2000г. составил 17,1%,  что на 0,9 процентного пункта больше, чем  на  01.01.1999г.  Это  самая  высокая доля убыточных предприятий за последние 4 года.

К разряду факторов непосредственного  снижения  жизнеспособности  малых предприятий  руководители  относят  неблагоприятный  климат   для   бизнеса, отсутствие правовой защиты  предпринимательства,  несоблюдение  действующего законодательства,  произвол  властей,   высокие   налоги,   некомпетентность чиновников. Сказывается и наличие проблем, связанных с арендой помещений.

Негативное влияние на рост численности субъектов хозяйствования оказала приостановка  регистрации  (перерегистрации)  субъектов   хозяйствования   в 1999г. и выход Декрета Президента РБ от 16.03.1999г.  №11  “Об упорядочении

государственной  регистрации   и   ликвидации   субъектов   хозяйствования”, исполнение  которого  было  затруднено  отсутствием  механизма   реализации. Значительно   осложнилась   деятельность    предпринимательских    структур, функционирующих в сфере предпринимательства, в связи  с  введением  рентного сбора, при    реализации    внешнеторговых    товарообменных    операций, выплачиваемого по факту завоза сырья, материалов  (продукции).  При  высокой инфляции  это  приводит  к  существенному   сокращению   оборотных   средств предприятий.

Анализ структуры малого предпринимательства показывает  ряд  негативных тенденций.

В 2010 г выявлена положительная динамика изменения количества вновь зарегистрированных субъектов малого предпринимательства (как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей).

По информации Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь, по состоянию  на 1 октября 2010 г. в республике состоит  на учете 84091 субъект малого предпринимательства  – юридическое лицо. По сравнению  с аналогичным периодом 2009 г. количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 6863 (или на 8,9%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 5456 (или на 6,9%).

Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 октября 2010 г. составила 232479 человек. К уровню 1 октября 2009 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 13278 человек (или 6,1%), по сравнению с их численностью на начало года - выросла на 12874 человека (или на 5,9%).

Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 9 месяцев 2010 года составил 21,9%, в том числе от юридических лиц – 17,4%, от индивидуальных предпринимателей – 4,5%[5].

На протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная  динамика изменения доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике. Удельный вес работников, занятых в сфере малого предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2008 года составил 19,7 процента от общего количества занятых в экономике (по итогам 2007 года – 17,1 процента).

По информации Национального  статистического комитета, за 2008 год удельный вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого предпринимательства, составил 9,3 процента от его общего объема и вырос по сравнению с 2007 годом на 1 процентный пункт.

За 2008 год субъектами малого предпринимательства произведено промышленной продукции 8,4 процента от общего объема промышленного производства (за 2007 год – 7,6 процента), 19,9 процента от общего объема розничного товарооборота (за 2007 год – 11,2 процента), 16,7 процента от общего объема внешнеторгового оборота (за 2007 год – 15,2 процента).

На 1 января 2009 г. количество малых предприятий всех форм собственности  составило 68 тысяч, что на 16,8 тысячи больше, чем за 2007 год, или на 32,7 процента.

Отраслевая структура  малого предпринимательства неоднородна. Наибольшее количество малых предприятий занято в торговле и общественном питании – 42,5 процента, промышленности – 21 процент, строительстве – 9,6 процента, сельском хозяйстве – 3,5 процента, на транспорте – 8,7 процента.

Анализ распределения  малых предприятий в разрезе регионов республики показывает, что большая их часть сконцентрирована в г. Минске и Минской области (38,3 и 15,1 процента соответственно от общего количества малых предприятий).

Среднесписочная численность  работников, занятых на малых предприятиях, в 2008 году составила 535,7 тысячи человек (за 2007 год – 429 тысяч человек). По отраслевой структуре лидируют занятые на промышленных предприятиях (34,9 процента от общей численности занятых на малых предприятиях), предприятиях торговли и общественного питания (29,3 процента), в строительстве (14,6 процента) и на транспорте (9,1 процента).

За 8 месяцев 2009 года в  республике также наблюдается положительная  динамика изменения количества вновь  зарегистрированных субъектов малого предпринимательства (как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей).

По информации Министерства по налогам и сборам, на 1 сентября 2009 г. в республике состоит на учете 76 381 юридическое лицо – субъект  малого предпринимательства. По сравнению  с аналогичным периодом 2008 года количество юридических лиц – субъектов  малого предпринимательства увеличилось на 13 323, или на 21,1 процента (возросло по сравнению с началом года на 9961, или на 15 процентов).

Удельный вес поступлений  платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 8 месяцев 2009 года составил 17,4 процента, в том числе от юридических лиц – 14,9 процента, индивидуальных предпринимателей – 2,5 процента.

Приведенная статистика развития малого предпринимательства  является результатом проводимой Главой государства и Правительством Республики Беларусь политики по улучшению в стране бизнес-среды, повышению эффективности принимаемых мер по либерализации условий осуществления экономической деятельности.

На реализацию мероприятий  Государственной программы на 2010-2012 годы из республиканского и местных  бюджетов в 2010 году предусмотрено 31435,761 млн. рублей. В результате реализации мероприятий Государственной программы на 2010-2012 годы в 2010 году темп роста выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг, полученной малым предпринимательством, планируется достичь в размере 131 процента, в 2011 году – 133 процентов, в 2012 году – 135 процентов. Темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, планируется довести в 2010 году до 111 процентов, в 2011 году - до 113 процентов, в 2012 году – до 115 процентов.

Сдерживающими факторами  в развитии малого предпринимательства, создании новых предприятий в  период экономического кризиса являются:

-снижение совокупного потребительского спроса на товары и услуги;

-высокий размер арендной платы за здания, сооружения и помещения, находящиеся в коммунальной собственности;

-значительные финансовые затраты субъектов малого предпринимательства при подключении объектов к инфраструктуре.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 февраля 2011 г. № 43 текущий год объявлен Годом предприимчивости. Для решения поставленных задач облисполкомом разработан и утвержден 16 февраля 2011 года План мероприятий по проведению в 2011 году Года предприимчивости. Одним из приоритетов экономической политики Минской области является содействие развитию и укреплению предпринимательства, повышающего мобильность и эффективность экономики,   стимулированию предпринимательской деятельности.

Сегодня малое и среднее  предпринимательство, является фундаментом, на котором постепенно строится негосударственный сектор экономики и получают развитие институты рыночной экономики. Данный сектор обеспечивает формирование среднего класса, содействует  увеличению числа собственников, являясь при этом гарантом необратимости демократических и экономических реформ, роста доходов граждан, их экономического благосостояния.

Активность предпринимательского сектора позволила занять субъектам  малого бизнеса свою нишу практически  во всех отраслях экономики области.

Справочно:

За 2010 год количество субъектов малого предпринимательства  области возросло: по количеству организаций  малого бизнеса – на 13,3%, по числу  индивидуальных предпринимателей –  на 8,2%. Удельный вес в общем объеме поступлений от данной категории плательщиков в 2010 году составил  25,8% и увеличился по сравнению с 2009 годом на 8,4 процентных пункта. Сегодня стоит задача увеличить их долю до 50% в общем объеме поступлений.  
Так, По данным пресс-службы Министерства экономики, в январе—марте 2011 года количество субъектов малого предпринимательства в Беларуси увеличилось почти на 11%, пишет БелаПАН.

 

 

2.1.2. Перспективы развития  предпринимательства в Республике  Беларусь     

 

Перспективы  развития  предпринимательства  определяются  прежде  всего проводимой в стране  политикой  по  отношению  к  негосударственным  формам собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в  силу  их очевидной нужности для насыщения рынка потребительскими товарами и  снижения уровня безработицы. В то же время руководящие органы должны  сознавать,  что на  предпринимателей  целесообразнее  воздействовать  экономическими,  а  не административными   методами.   Попытки   волевого   руководства   развитием предпринимательства приводят  к  перемещению  предпринимательских  капиталов или в соседние страны, или в теневую экономику.  И  в  первом  и  во  втором случаях бюджет теряет значительную часть налоговых поступлений. В настоящее время в РБ малому бизнесу уделяется значительное  внимание: приняты соответствующие законы,  разрабатываются  программы  государственной поддержки на общереспубликанском  и  областном  уровнях,  созданы  центры  и фонды поддержки предпринимательства,  ряд  своеобразных  экономических  зон, научно-технологических парков и инновационных центров.

Однако  следует  признать,  что  желаемые   темпы   развития   подобных

предприятий,  обозначенных   в   программах,   зачастую   не   совпадают   с

действительными, деловая активность  малого  предпринимательства  снижается, следовательно,   поиск    действенных    и    эффективных    организационных экономических  инструментов  государственной   политики   поддержки   малого бизнеса      по-прежнему актуален.

Всё вышесказанное  позволяет  сделать  заключение,  что  можно  и  нужно

работать на благо себя, государства и общества в целом.

Наиболее актуальными  задачами развития малого предпринимательства на ближайшую перспективу являются:

  • применение заявительного порядка регистрации малых предприятий;
  • сокращение числа лицензированных видов деятельности;
  • гарантия упрощённого льготного налогообложения для малых предприятий, работающих в приоритетных направлениях, а также специализированных организаций, оказывающих кредитные, консультационные, научно-технические и информационные услуги предпринимателям и их соблюдение;
  • гарантия сохранения уровня налогообложения действовавшего на момент регистрации предприятия в течение установленного законодательством периода в случае ухудшения условий налогообложения и закрепление перечисленных гарантий в налоговом кодексе;
  • расширение сети финансовых институтов, осуществляющих кредитование малых предприятий на льготных условиях, таких как пониженный процент, более продолжительный срок кредитования, мягкие требования к залоговому обеспечению, бесплатное консультирование;
  • активизация государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, увеличение объёмов финансирования на эти услуги;
  • создание системы гарантирования и страхования инвестиционных рисков малого предприятия, особенно по долгосрочным инвестициям;
  • повышение достоверной статистической отчётности о развитии малого бизнеса. Необходимо отметить, что в Беларуси характерной чертой малого предпринимательства является его полутеневой характер -- около половины рассматриваемых субъектов совершают операции, не отражаемые в официальной отчётности. Суть проблемы в основном во внешних условиях деятельности субъектов малого предпринимательства, которая проходила и проходит периоды реформирования, в связи с коренной перестройкой экономики Беларуси, и зачастую далеко не всегда учитывала специфику данных субъектов. К внешней среде относится: законодательная база, налоговая система, информационная система и другие элементы рыночной инфраструктуры, которые непосредственно влияют на деятельность субъектов малого предпринимательства.  
    Существующее нормативно-правовое поле в Республике Беларусь, постоянно видоизменялось и зачастую адаптировалось “задним числом” к складывающейся экономической ситуации, т.е. внешняя среда субъектов малого предпринимательства изменялась за весь период реформирования экономики республики. Для более полного анализа развития субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь выделили четыре исторических периода становления и деятельности (таблица 1).

Информация о работе Понятие и совершенствование трудовых ресурсов на предприятии