Понятие и сущность инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:08, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время этот рост продолжается и находит отражение в структурировании менеджмента. Такое структурирование происходит по следующим признакам:
1) объект управления (банки, персонал, товаропотоки, запасы, технологии);
2) организационно-правовая форма предприятия (коммерческие или некоммерческие организации, полные товарищества, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, холдинги, финансово-промышленные группы);

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.ВИДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Классификация видов менеджмента по методологии взаимодействия с объектом управления
1.2 Виды менеджмента по времени наступления последствий для объекта управления и среды
1.3 Виды менеджмента по частоте принятия решений
2 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1 Понятие инновационного менеджмента
2.2 Инновационный процесс
2.3 Инновационная стратегия
2.4 Разработка и внедрение новой продукции
2.4.1 Понятие «нового продукта»
2.4.2 Этапы выведения нового продукта на рынок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1.ВИДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1 Классификация видов менеджмента по методологии взаимодействия с объектом управления

1.2 Виды менеджмента по времени наступления последствий для объекта управления и среды

1.3 Виды менеджмента по частоте принятия решений

2 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

2.1 Понятие инновационного менеджмента

2.2 Инновационный процесс

2.3 Инновационная стратегия

2.4 Разработка и внедрение новой продукции

2.4.1 Понятие «нового продукта»

2.4.2 Этапы выведения нового продукта на рынок

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Усложнение среды и самих организационно-производственных систем привел к росту значимости менеджмента в успехе. До начала двадцатого века менеджмент больше напоминал набор практических рекомендаций и описания имевших место ситуаций.

Выбранная нами тема является актуальной, поскольку бурный рост общественного производства в двадцатом веке стимулировал развитие менеджмента как науки. Свидетельство тому - издание в текущем веке первых учебников, создание специализированных учебных заведений для изучения менеджмента, применение математических методов в решении его задач.

В настоящее время этот рост продолжается и находит отражение в структурировании менеджмента. Такое структурирование происходит по следующим признакам:

1) объект управления (банки, персонал, товаропотоки, запасы, технологии);

2) организационно-правовая форма предприятия (коммерческие или некоммерческие организации, полные товарищества, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, холдинги, финансово-промышленные группы);

3) область деятельности (производство, посредничество, коммерческие сделки, финансы, страхование);

4) виды менеджмента (традиционный, системный, ситуационный, социально-этический, морально-этический, стабилизационный; стратегический, перспективный, текущий, оперативный; разовый, циклический, непрерывный. Поэтому в рамках менеджмента как научной дисциплины интенсивно формируются такие направления, как управление персоналом, финансовый менеджмент, стратегический и оперативный менеджмент, управление банками.

ВИДЫ МЕНЕДЖМЕНТА

 

1.1 Классификация видов менеджмента по методологии взаимодействия с объектом управления

 

Классификация видов менеджмента, с одной стороны, предшествует анализу и выделению факторов, важных для классификации, а с другой стороны, основывается на различных сочетаниях этих факторов для разных видов менеджмента. Это позволяет оценить возможность как теоретического, так и практического развития конкретного вида менеджмента за счет развития определенных факторов, на которых он базируется.

И использование этой классификации позволяет менеджеру при решении практических задач выбрать наиболее соответствующий условиям конкретной задачи вид менеджмента. При этом можно резко сократить затраты времени на поиск наиболее подходящих приемов менеджмента, повысив его эффективность.

В менеджменте известны три методологических подхода: традиционный, системный, ситуационный. Автору представляется возможным выделить еще три вида менеджментa: социально-этический, морально-этический, стабилизационный.

Морально-этическим назван менеджмент персонала при патерналистском отношении к сотрудникам, со значимым использованием моральных стимулов, обучением в процессе практической деятельности посредством ротации кадров и т. п. Этот вид менеджмента наиболее ярко практикуется в Японии. Поэтому представляется возможным назвать его японским. Практикуется он только в отношении персонала. Но, как уже отмечалось, содержание настоящей книги составляют методы, общие для всех видов менеджмента, а не отдельных его направлений. Поэтому в дальнейшем в настоящей книге этот вид менеджмента рассматривается только для обеспечения полноты классификации видов менеджмента.

Дадим краткую характеристику методологии других видов менеджмента. При этом будем исходить из того, что целью менеджмента для коммерческих организаций могут быть:

- получение максимальной прибыли за текущий период времени или за время рыночного цикла товара, необходимого объема прибыли:

- завоевание большей доли рынка;

- максимизация цены акций. А цели производственного менеджмента могут быть выражены альтернативными требованиями:

- минимизация затрат на изготовление определенного количества продукции,

- максимизация количества выпускаемой продукции;

- максимизация загрузки оборудования,

- обеспечение равномерности загрузки оборудования, при ограничении на другие параметры производственного процесса.

Поскольку на практике еще встречаются формулировки целей вида «максимум количества продукции при минимуме затрат», необходимо отметить некорректность такого рода формулировок. Можно требовать только чего-то одного - либо максимизации одного параметра при ограничениях на остальные, либо минимизации другого параметра при ограничениях на остальные.

Методология каждого из видов менеджмента определяет, какие факторы учитываются и используются при достижении конкретных целей.

Традиционный подход разрабатывает и, используя принципы и правила управления, пригодные для любых организаций. Традиционный подход понимает менеджмент как достаточно простое одномерное взаимодействие людей и организаций. По сути, такой менеджмент исходит из того, что все объекты управления одинаковы и одинаково реагируют на одинаковые воздействия. Системный подход концентрируется на взаимодействии частей в организации и обращает внимание на важность изучения каждой отдельной части в контексте целого. Основными элементами системного подхода являются: вход в систему (поступающие ресурсы); процесс преобразования Отступивших ресурсов в продукт; выход из системы (продукт); обратная связь (знание результата, влияющее на цепочку в обратном направлении)

Ситуационный подход основан на том, что в управлении организацией не существует только одного набора принципов, который мог бы использоваться во всех ситуациях. В системотехнике под ситуацией понимают тройку: «состояние объекта управления» - «располагаемые управляющие воздействия» - «последствия управляющих воздействий»

Социально-этический менеджмент направлен на снижение вероятности принятия решений, способных привести к нанесению недопустимого ущерба финансовой, технологической, технической, кадровой, внешней и внутренней структурам объектов, попадающих в сферу влияния принимаемых решений. При этом объект деятельности выбирают в результате социально-этического маркетинга, а рассматривают операции, не имеющие своей целью нанесение недопустимого ущерба.

К объектам, попадающим в сферу влияния принимаемых решений, на различных уровнях иерархии могут быть отнесены: физические лица (потребители, посредники и персонал), юридические лица (поставщики, посредники, потребители), живая природа, общество в целом, если их зависимость этих решений не может быть признана ничтожно малой.

Цели управления при социально-этическом менеджменте должны учитывать в качестве ограничения требование не нанесения недопустимого ущерба другим элементам рыночной системы. Это требование должно учитываться и при формализации целей управления в процессе синтеза критерия оценки эффективности принимаемого решения. Например, критерий может быть сформулирован следующим образом: «Максимизировать чистую прибыль, при недопущении определенных последствий для определенных участников рынка».

Социально-этический менеджмент может быть использован для управления социальными процессами, обеспечением безопасности жизнедеятельности, правового регулирования и других областей жизнедеятельности.

 

1.2 Виды менеджмента по времени наступления последствий для объекта управления и среды

 

По времени наступления последствий для объекта управления и среды чаще всего выделяют два вида менеджмента: стратегический и оперативный. Однако представляется, что такая классификация не является достаточно полной. Об этом свидетельствует ее несоответствие классификации планов.

Необходимость соответствия между видами менеджмента и планирования обусловлена тем, что менеджмент включает в качестве составляющих: планирование, мотивирование, организацию, контроль. Поэтому менеджмент может рассматриваться как инструмент реализации соответствующих планов. А видов менеджмента не может быть меньше, чем видов планов. Более того, представляется естественным, что вид менеджмента при классификации по времени наступления последствий для объекта управления должен соответствовать виду плана: стратегический, перспективный (бизнес-план, перспективный план), текущий, оперативный менеджмент.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Стратегическое планирование реализуется через распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координацию и организационное стратегическое предвидение.

Стратегический менеджмент – это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга.

Стратегический план фирмы определяет, какими именно направлениями она будет заниматься, исходя из имеющихся ресурсов, и излагает задачи этих направлений.

Перспективный менеджмент направлен на реализацию бизнес – или перспективных планов. Целями бизнес планирования является уточнение целей и задач конкретных направлений с учетом более глубокого исследования внешней среды и возможностей фирмы.

Разработка перспективного плана предприятия осуществляется после принятия решений по производству конкретного изделия, объему производства. При этом объектом планирования является процесс производства изделия в целом.

 

1.3 Виды менеджмента по частоте принятия решений

 

По частоте принятия решений могут быть выделены следующие виды менеджмента: одноразовых решений, циклических решений, непрерывной цепи частых решений.

Менеджмент одноразовых решений применяется при решении крупных проблем, когда установить дату следующего решения по этой проблеме невозможно. Примерами таких решений на уровне страны может быть решение о вступлении страны в НАТО или СНГ, а на уровне ОПС – решения о создании или ликвидации. На уровне индивидуума примером такого решения может быть решение о вступлении в брак.

Менеджмент циклических решений применяется для решения проблем, имеющих известный цикл. Пример менеджмента циклических решений: один раз в год принимаются решения по исполнению бюджета текущего года и принятию бюджета на следующий год.

Процессный менеджмент имеет' место тогда, когда необходимость в принятии решений возникает в случайные моменты времени по не связанным между собой проблемам настолько часто, чтобы считать процесс непрерывным. Менеджмент крупных ОПС можно считать процессным в той его части, которая не может быть отнесена к одноразовому или циклическому менеджменту. Это связано с тем, что некоторое количество менеджеров независимо друг от друга принимают решения, которые агрегируются в некоторый результирующий менеджмент с соответствующими последствиями

 

2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

2.1 Понятие инновационного менеджмента

 

Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие для научной общественности и предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение". В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла, закономерности процесса внедрения.

В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и техники в производство и тому подобное, что характерно для централизованно управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в содержании отдельных понятий в области инновационного менеджмента.

Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского означает “введение новаций” или в нашем понимании этого слова “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.

Информация о работе Понятие и сущность инновационного менеджмента