Понятие и сущность менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 14:41, контрольная работа

Краткое описание

Грандиозные промышленные предприятия и маленькие фермы, супермаркеты и кафе, учреждения здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, органы государственной и местной власти, биржи и банки – все эти организации нуждаются в качественном управлении.
Под управлением при этом понимается воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели.

Содержание

Введение........................................................................................................2
1.Понятие и сущность менеджмента………………………………………...3
2. Закономерности менеджмента…………………………………………....6
3.Технология принятия решений…………………………………………..10
4.Стили управления: научный стиль………………………………………...14
5.Понятие и сущность структуры управления……………………………....17
6.Виды предпринимательского риска……………………………………......20
7.Принципы подбора, оценки и адаптации кадров………………………….24
8.Централизация и децентрализация в менеджменте организации………28
9.Процессуальная концепция мотивации: теория Л. С. Выгодского…….29
Заключение..........................................................................................................33
Список использованной литературы..........................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

Менеджмент.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение........................................................................................................2

1.Понятие и сущность менеджмента………………………………………...3

2. Закономерности менеджмента…………………………………………....6

3.Технология принятия решений…………………………………………..10

4.Стили управления: научный стиль………………………………………...14

5.Понятие и сущность структуры управления……………………………....17

6.Виды предпринимательского риска……………………………………......20

7.Принципы подбора, оценки и адаптации кадров………………………….24

8.Централизация и децентрализация в менеджменте организации………28

9.Процессуальная концепция мотивации: теория Л. С. Выгодского…….29

Заключение..........................................................................................................33

Список использованной литературы..........................................................34

 

 

 

 

Введение

 

Грандиозные промышленные предприятия и маленькие фермы, супермаркеты и кафе, учреждения здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты населения, органы государственной и местной власти, биржи и банки – все эти организации нуждаются в качественном управлении.

Под управлением при  этом понимается воздействие руководителя на свой объект, направленное на достижение цели.

Управление организацией в условиях рыночной экономики получило название менеджмента.

В настоящее  время современный менеджмент является многогранной системой. Современный менеджмент включает в себя ряд важных операций:  планирование издержек, планирование производства,  планирование сбыта и, наконец, финансовое планирование (планирование прибыли). Менеджмент,  как  наука, позволяет  предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком,  среднем и долгом периодах,  чтобы обеспечить получение фирмой  максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано с неизбежным  финансовым  риском,  особенно в современных Российских условиях,  но правильно проведенное стратегическое  планирование позволит свести риск к минимуму.

Особенно сложным управление организацией становится в условиях современной рыночной системы, построенной  на экономической свободе, частной собственности и обеспечении прав граждан – на том, чего в России не было более полувека.

 

 

 

1.Понятие и сущность менеджмента

 

При переходе российской экономики на рыночные механизмы  хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.

Менеджмент - это управление социально-экономическими и социально-техническими системами для получения конкретного  результата.

Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:

  • рыночные механизмы развития экономики, предполагающие наличие конкуренции, свободы предпринимательства и принятия хозяйственных решений, миграционные механизмы при движении капитала, рабочей силы, свободного ценообразования, что, в свою очередь, приводит к необходимости
  • гибкости и адаптации в поведении фирмы па рынке, что невозможно без:
  • ориентации на человеческий фактор,
  • высокого профессионализма,
  • творчества менеджера.

Таким образом, менеджмент и управление в современной управленческой литературе рассматриваются как взаимозаменяемые понятия.

Менеджмент  как вид деятельности

Любая деятельность требует  управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический  характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать".

В современной специальной литературе рассматривается множество функций менеджмента, например: прогнозирование, целепологание, планирование, организовывание деятельности, мотивирование персонала, контроль, учет и анализ. Методы и техники реализации специфических функций менеджмента лежат в основе профессиональной деятельности любого менеджера.

Управление  как процесс

Выполнение функций  менеджмента предполагает затраты  времени и ресурсов. Ограниченность ресурсов требует эффективного их распределения  и использования с учетом взаимозависимости и взаимосвязанности функций управления. Именно поэтому все проблемы управления рассматриваются через призму управленческих процессов, т. е. последовательности действий по преобразованию ресурсов в результаты. Некоторые примеры: процессы коммуникационные и принятия управленческих решений, производственные (технологические) процессы и процесс закупок, и множество других.

Управление - это менеджеры

Менеджмент нередко  отождествляют с людьми (менеджерами), профессионально выполняющими управленческие функции. Как субъекты управления, менеджеры играют в организации ряд ролей, среди них:

  • роль принимающего решения. Менеджеры несут ответственность за такие области принятия решений, как выбор стратегии развития, распределения ресурсов, осуществление оперативной деятельности и т. п.;
  • информационная роль. Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха;
  • межличностные роли. Менеджер формирует отношения внутри и вне организации. Он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти. Каким бы грамотным специалистом менеджер не был, но "один в поле не воин". Именно поэтому менеджер должен обладать такими личностными характеристиками, как
  • высокое чувство долга и преданностью делу;
  • честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
  • умение выражать свои мысли и убеждать;
  • уважительное отношение к персоналу;
  • способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и др.

В зависимости от позиции менеджера в организации, характер реализуемых функций может быть различным, но каждый менеджер при этом принимает решения на основе собранной информации и руководит организацией выполнения принятого решения, взаимодействуя с персоналом.

Управление - это аппарат управления

Аппаратный подход к  менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями управления, на полномочиях  и ответственности работников, занимающих различные позиции (должности) в  аппарате.

Менеджмент - это наука управления

Менеджмент как область  самостоятельных знаний, как наука  сформировался в конце XIX в. Научная  дисциплина "менеджмент" представляет собой совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности. В разные периоды времени перед управленцами-практиками возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что вынуждало практиков обращаться за помощью к ученым. Например, в начале XX к. одной из основных проблем было повышение производительности труда, в то время как в конце XX в. - проблемы гибкости и адаптивности, постоянным изменениям внешней среды, которая, в конечном счете, переросла в проблему управления средой организации. Таким образом, в начале XX в. появились такие научные школы, как школа научного управления, административная школа, школа человеческих отношений, школа количественного подхода. Дальнейшее развитие принципы менеджмента, сформулированные в рамках этих научных школ, получили в процессном, системном, ситуационных и др. современных подходах менеджмента.

 

 

2.Закономерности менеджмента

 

Закономерности менеджмента  — это наиболее важные и систематически повторяющиеся тенденции, которые, в свою очередь, отражают устойчивые взаимосвязи между элементами управления в организации.

Закономерности менеджмента проявляются на основе исследования достаточного длительного исторического периода его развития.

Более чем столетний период развития менеджмента как науки позволяет выделить следующие его закономерности функционирования.

Обусловленность теории и практики менеджмента трансформацией форм и методов организации экономики (способа производства).

Анализ эволюции управленческой мысли показывает, что способу экономического развития соответствует свой способ управления. Управление в первобытнообщинном строе, основанном на простейших трудовых операциях, общинной собственности, отличалось от управления в рабовладельческом и феодальном строе, основанных на насилии, эксплуатации человека. В условиях капитализма, когда экономические отношения стали основываться на других, рыночных, отношениях, экономической свободе, сложной технологии организации труда в мануфактуре (предприятии), стал необходим соответствующий способ управления. Возникла потребность в менеджменте.

Зависимость способа управления от форм и методов организации экономики в России, особенно в советский период, свидетельствует, что это было управление нерыночной, централизованной экономикой и в полной мере называться менеджментом не могло.

Таким образом, теория и практика менеджмента обусловлены (зависимы) формами и методами экономики.

Определяющее влияние состояния факторов внешней среды на выбор и формирование системы управления организацией.

Организация в рыночной экономике является открытой системой. Это значит, что она получает из внешней среды необходимые ресурсы (люди, сырье, материалы и т.п.), перерабатывает их и в виде своей продукции поставляет во внешнюю среду, которая может принять или не принять эту продукцию. Управление организацией (его организационная структура) должно соответствовать состоянию внешней среды и обеспечивать тесное взаимодействие с ней. От этого зависит не только успешность организации, но и ее выживаемость.

Соответствие содержания управления формам собственности на имущество организации.

Менеджмент будет различным в зависимости от форм собственности организации.

В организациях, где приоритетной (или основной) формой собственности является частная, менеджмент будет иметь деловой (рыночный) характер. Его главной целью будет обеспечение высокой прибыльности хозяйственной деятельности.

В организациях, где приоритет имеет государственная собственность, менеджмент будет иметь административный характер (административный менеджмент).

Формы общественной (коллективной) собственности требуют комбинированного подхода к управлению.

Оптимизация соотношения управляющей и управляемой подсистем (т.е. субъекта и объекта управления).

Менеджмент представляет собой систему из двух основных элементов: субъекта и объекта управления. Их взаимосвязь и взаимодействие должны быть оптимальными как в количественном, так и в качественном отношении. Так, количественное соотношение между персоналом менеджмента (управленцами) и исполнителями в организации должно соответствовать характеру труда, его сложности и другим условиям.

Преимущество сознательного и полномерного управления.

Предполагает осознанное формулирование целей организации и управления, осуществления исследований внешней и внутренней среды организации, прогнозирование развития и на этой основа разработку системы планирования ее деятельности в обозримой перспективе.

Данная закономерность свидетельствует, что задача управления состоит не только в том, чтобы исследовать факторы внешней и внутренней среды, но и в сознательном воздействии на них в интересах организации, обеспечения благоприятных условий ее развития. А это может быть достигнуто путем реализации комплекса мероприятий, рассчитанных на ближайшую и длительную перспективу, т.е. разработки системы планирования.

Концентрация и дипломатичное изменение функций управления в организации.

Управление организацией реализуется через систему его функций, т.е. видов управленческих работ.

Концентрация управленческой деятельности осуществляется, как правило, посредством основных функций менеджмента, раскрывающих ее содержание, планирование, организацию, мотивацию, контроль, принятие управленческих решений.

Вместе с тем организации различаются между собой по видам, формам, содержанию и условиям деятельности. Поэтому следует учитывать динамику изменений функций управления, специфику их реализации.

Оптимизация уровней управления.

Разделение управленческого труда осуществляется не только по горизонтали, но и по вертикали. В результате появляется иерархия- уровней управления. Чем больше звеньев (ступеней) управления, тем больше требуется времени для прохождения управленческой информации сверху вниз, и наоборот.

Вместе с тем сокращение звеньев иерархии органов управления может привести к увеличению количества объектов в расчете на одного субъекта управления, потере управляемости.

Таким образом, иерархия уровней управления должна быть оптимальной и по вертикали и по горизонтали.

Оптимальное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.

Закономерности менеджмента имеют объективный характер, однако реализуются на практике через деятельность людей, конкретные принципы управления.

Информация о работе Понятие и сущность менеджмента