Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:15, реферат
Цель работы: изучить понятие управления и его разновидности.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность управления.
2. Изучить разновидности управления.
Введение 3
1. Сущность управления 4
1.1. Понятие управления 4
1.2. Понятие менеджмента как науки об управлении и история его возникновения 7
1.3. Сущность и категории менеджмента 16
1.4. Функции менеджмента 19
2. Разновидности управления 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Таким образом, понятия «управление» и «менеджмент» можно определить следующим образом.
Управление –
процесс целенаправленного
Современная наука весьма широко трактует содержание понятия «менеджмент»:
1) менеджмент –
координация людских и иных
ресурсов с целью решения
2) менеджмент –
способ, манера обращения с людьми,
власть и искусство управления,
особого рода умения и
3) менеджмент –
управление производством,
4) менеджмент – а) наука управления, б) система и процесс управления.
Основой рассмотрения эволюции менеджмента принята временная шкала, т.е. хронологический подход. Рассматривая развитие теории и практики управления, Кабушкин Н.И. выделяет несколько исторических периодов:
I период – древний период;
II период – индустриальный период (1776–1890 гг.);
III период – период систематизации (1856–1960 гг.).
К этому следует добавить
IV период – период информационного бума (с 1960 г. по настоящее время).
Кроме того, в большинстве литературных источников по менеджменту принято рассматривать развитие науки об управлении, начиная с конца XIX в., в виде последовательно-параллельного доминирования различных школ.
Школа управления – совокупность концепций относительно понимания сущности, принципов, функций и методов менеджмента как организации управления и как процесса принятия управленческих решений на основе цели, программы, действий, информации и пр.
Выделяют следующие школы управления:
1. Школа научного управления (1885–1920 гг.).
2. Административная (классическая) школа (1920–1950 гг.).
3. Школа человеческих отношений (1930–1950 гг.).
4. Школа поведенческих наук (с 1950 г. по настоящее время).
5. Школа науки управления (с 1950 г. по настоящее время).
Различные авторы дают различные временные периоды, объединяют или дифференцируют пп. 3 и 4.
Еще один вариант
классификации – через
• процессный подход;
• системный подход;
• ситуационный подход.
Необходимо отметить, что временной аспект формирования и доминирования отдельных научных школ менеджмента может быть принят весьма условно (имеются разночтения у разных авторов), ибо экономические, политические и социальные условия конкретных стран в одно и то же время могут быть различными. В качестве примера можно привести нашу страну, которая на этапе построения социализма использовала элементы школы научного управления еще в тот период, когда сформировалась классическая школа. Напротив, элементы школы человеческих отношений в СССР нашли свое отражение в практике до того, как эта школа сформировалась на Западе.
Некоторые авторы рассматривают менеджмент в трех ракурсах: наука, практика и искусство. Поскольку искусство управления доступно людям, имеющим к этому талант, т.е. выдающиеся способности, высокую степень одаренности, этот аспект касается конкретных личностей. Нас же интересует исторический опыт (практика), формирование и развитие научной мысли, т.е. результат творчества многих людей.
Согласно концепции Р.Ходжеттса, менеджмент, как вид деятельности, сложился в результате трех управленческих революций, произошедших в древности, которые пробили определенную "нишу" для его существования.
1. Религиозно-коммерческая. Она произошла в Шумерии в третьем тысячелетии до н.э., суть ее заключается в трансформации шумерских жрецов в менеджеров по роду своей деятельности: на определенном этапе они отказались от приношения кровавых жертв богам, а стали взымать дань продуктами. Они накапливались, обменивались и пускались в дело. Таким образом, стали осуществляться первые коммерческие операции при помощи посредников.
2. Светско-административная.
Связана с деятельностью
3. Производственно-строительная.
Связана с правлением в
Платон называл
управление «наукой о питании
людей», тем самым, подчеркивая ее
важнейшее значение в обеспечении
материального существования
Аристотель называл управление «господской наукой», смысл которой заключается в надзоре за рабами.
Современная наука управления развивается очень интенсивно, быстрыми темпами, она представляет собой синтез теоретических разработок и осмысление выводов, сделанных из многолетней практической деятельности.
В современном представлении менеджмент как наука отражает деятельность общества по генерированию и систематизации управленческой мысли, ее организации и актуализации для применения в деятельности, регулированию содержания теории в образовательной деятельности субъектов управленческих отношений, систематизации предметной области менеджмента, самопознания в управленческой практике.
Для современного менеджмента характерна многокомпонентная структура, которая предполагает его рассмотрение как «системы менеджмента».
Рационализм в менеджменте понимается как система норм, отклонение от которой является дисфункцией, понижающей эффективность системы.
Концепция рационализации подразумевает процесс, в ходе которого выбор действующими лицами средств достижения цели становится все более ограниченным правилами, предписаниями и законами, имеющими универсальное применение. Бюрократия как важнейшая область использования этих правил, законов и предписаний является одним из основных результатов данного процесса рационализации, однако наряду с ней существуют и другие, например капиталистический рынок, система рационально-правовой власти, заводы и сборочные линии. Общим для них является наличие формальных рациональных структур, которые заставляют всех входящих в их состав индивидов действовать в рациональной манере, стремясь к достижению целей посредством выбора наиболее прямых и эффективных методов.
Термин «менеджмент» в научной литературе трактуется достаточно широко как:
интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими через постановку целей и разработку способов их достижения;
функции управления - планирование, организация и координация, контроль и регулирование, мотивация, осуществление которых обеспечивает эффективное функционирование организации;
искусство, т.е. умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и поведение людей, работающих в организации и имеющих свои индивидуальные особенности, характеры, способности;
орган или аппарат управления – группа лиц, ответственных за изучение, анализ и формирование решений и инициирующих соответствующие действия в интересах организации;
наука, т.е. самостоятельная область знаний, имеющая свой предмет исследования, свои специфические проблемы, методы и способы их решения. Эта наука имеет свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления. С информационной точки зрения, менеджмент – систематизированная совокупность теоретических и практических знаний, в которой обобщен опыт лучших предприятий мира и операционализированы данные, полученные специальными науками (социологией организаций, микроэкономикой и т.д.), а также такими дисциплинами, как информатика, исследование операций, кибернетика и т.д.
В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка, менеджмент определяется как способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица. Известно определение менеджмента как типа управления, в наибольшей степени отвечающего потребностям и условиям рыночной экономики.
Основные категории менеджмента
Деятельность любой организации требует управления, без этой деятельности невозможно не только эффективное функционирование, но даже существование организации.
Под управлением мы понимаем целенаправленное воздействие субъекта управления на объект для согласования деятельности и достижения конечного результата.
Воздействие - это влияние на деятельность человека, согласующее его труд с деятельностью других людей и ведущее к достижению общей цели или общего результата.
Субъектами управления являются физические и/или юридические лица, от которых исходит властное воздействие.
Объектами, на которые направлено управление, могут быть как юридические и физические лица (точнее, их деятельность), так и процессы, системы и т. п. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляющей и управляемой. Субъект и объект управления соотносятся как часть и целое. Система субъектно-объектных отношений является основой построения системы управления.
Система управления - совокупность функций и полномочий, необходимых для осуществления воздействия. Среда, в которой осуществляется функционирование предприятия, определяет структуру и содержание элементов системы, а также установление связей между ними. Понятие "система управления" характеризует статику управления, необходимые связи, по которым и благодаря которым можно осуществлять воздействие.
Механизм управления - совокупность действий и методов воздействия на деятельность людей, с целью побуждения их к достижению организационных целей (мотивация). Понятие "механизм управления" отражает рычаги или средства воздействия, каковыми являются интересы, и ценности человека.
Процесс управления - последовательность действий, из которых формируется воздействие. Понятие "процесс управления" отражает динамику управления, его временные характеристики, технологические особенности.
Сущность управления заключается в том, что это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и совместной деятельности. Содержание управления раскрывают функции менеджмента. Управлять - это значит планировать, организовывать, мотивировать и контролировать.8
Специфичность управления проявляется при вертикальном и горизонтальном разделении управленческого труда.
Вертикальное развертывание управленческой деятельности образует уровни управления, горизонтальное - звенья и элементы управления.
Сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе менеджмента, проявляется в функциях, то есть основных задачах, которые они призваны решать (лат. functio— обязанность, круг деятельности, назначение, роль).
Иными словами, под функцией менеджмента можно понимать относительно самостоятельный, существенный вид управленческой деятельности, сферу действия определенного процесса управления, обособившуюся в результате разделения; управленческого труда (это обусловливает специфику принимаемых решений), целевое назначение управленческой деятельности вообще. Обособленность функций обусловливает и обособленность принимаемых решений. Их комплекс по каждому объекту специфичен.
Функции менеджмента реализуются
в комплексах работ, завершающихся
вполне определенными по форме и
содержанию результатами (работа —
это самостоятельный набор
Функции менеджмента можно
Общие функции, отражающие его содержание, были сформулированы в 1916 А. Файолем. В качестве таковых он выделил: организацию, планирование, координацию, контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно добавить еще мотивацию, информирование и развитие.
Главной функцией менеджмента считается планирование в широком смысле слова. Реализуя ее, управляющий на основе анализа ситуации, в которой в настоящий момент находится организация (подразделение, отдельное направление деятельности) и перспектив ее развития, формулирует цели и задачи на предстоящий период, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь здесь идет об определении того, «где мы находима настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».
Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах, стратегиях берет на себя организационная функция. Она реализуется через проектирование и создание организации и ее подразделений, определение порядка их функционирования и взаимодействия, обеспечение деятельности необходимой документацией.
Доведение до сведения каждого того, что он должен делать для достижения поставленных целей, берет на себя распорядительская функция.
По Файолю распорядительство призвано поддерживать активность персонала, обеспечивать выполнение задания на основе хорошего знания менеджером подчиненных, личных контактов, демонстрации им собственного примера.