Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:15, реферат
Цель работы: изучить понятие управления и его разновидности.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность управления.
2. Изучить разновидности управления.
Введение 3
1. Сущность управления 4
1.1. Понятие управления 4
1.2. Понятие менеджмента как науки об управлении и история его возникновения 7
1.3. Сущность и категории менеджмента 16
1.4. Функции менеджмента 19
2. Разновидности управления 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Реализация целей организации осуществляется посредством совместной деятельности людей. Чтобы последняя была успешной, ее нужно координировать, направлять в нужную сторону, обеспечивать необходимый уровень взаимодействия между участниками.
Координация упорядочивает, согласовывает и придает единство групповым действиям участников организации. Это обеспечивает непрерывность осуществления управленческих процессов и успешную реализацию всех остальных функций.
Выделяют следующие типы координации:
- превентивную, предотвращающую появление проблем;
- устраняющую, связанную с
- регулирующую, направленную на поддержание установленного порядка взаимодействия субъектов.
- стимулирующую, способствующую совершенствованию системы.
Координирующее воздействие
Результаты деятельности организации, подразделения и отдельных лиц необходимо время от времени проверять, оценивать и корректировать. Это составляет содержание контрольной функции менеджмента, связанной с формированием информации о состоянии управленческой системы, ее анализом и оценкой.
Контроль как таковой призван
анализировать и оценивать
Ни одна задача не будет успешно решена с должным качеством и минимальными затратами, если работники — руководители и исполнители — не будут в этом заинтересованы. Отсюда вытекает еще одна важнейшая функция менеджмента — мотивационная.
Она концентрируется на определении интересов людей (а последние часто сами не знают, чего хотят), выборе наиболее подходящего в данной ситуации способа воздействия на них. Это позволяет обеспечить максимальную активность работников в процессе достижения поставленных целей.
Роль информационной функции предопределяется тем, что информация как таковая является предметом и результатом управленческой деятельности. Поэтому последняя начинается с ее сбора, обработки, анализа (пусть даже это происходит мгновенно в голове менеджера). В задачу информационной функции входит также создание и пополнение базы данных, определение минимально необходимого объема сведений; предоставление их всем нуждающимся в удобной для использования форме.
В эпоху НТР в мире происходят стремительные изменения, к которым нужно приспосабливаться. Поэтому сегодня важнейшей функцией менеджмента ставится развитие всех сфер и сторон деятельности организации — ее структуры, системы управления, отношений с окружением и пр.
Перечисленные общие функции приобретают конкретную специфику на каждом уровне управления (организация, подразделение, индивид) и в каждой его с (производственная деятельность, персонал, финансы, рынок, снабжение и нововведения и пр.).
Таким образом, общие функции не могут осуществляться без приложения какому-либо объекту управления, а специальные могут реализовываться с помощью общих.
От функций менеджмента нужно отличать функции подразделений и должностей. Здесь речь идет об обязанностях решать ту или иную задачу и отвечать за результаты своих действий, вытекающих из рационального разделения управленческого труда.
Термин «менеджмент» используется
главным образом для
Главное, чтобы они были суверенными, действовали в условиях рынка и подчинялись его законам.
В свете этого понятно, что государственное управление не может считаться менеджментом. Оно не ориентируется на рынок, исключает инициативу, свободу принятия решений. Наиболее яркий его пример — руководство военизированными подразделениями, где любой приказ должен безоговорочно выполняться, и в чрезвычайных условиях его несоблюдение может даже караться смертью.
Перед менеджментом как разновидностью практической деятельности стоят две задачи.
1) Тактическая (поддержание
2) Стратегическая (развитие фирмы и перевод ее в качественно новое состояние).
В зависимости от характера решаемых задач выделяются:
Во-первых, общий менеджмент (постановка целей, выработка стратегии, путей развития, решение организационных вопросов).
Во-вторых, линейный менеджмент (руководство текущей работой основных и вспомогательных подразделений).
В – третьих, функциональный менеджмент (руководство решением задач, таких, как планирование, научные исследования и пр.).
В зависимости от периода, на который распространяется управленческая деятельность, выделяют текущий и перспективный менеджмент.
Менеджмент, как система знаний о процессах хозяйственного и делового управления, стал складываться во второй половине XIX века (о чем подробно пойдет речь в специальной главе). Однако она до сих пор еще не достигла необходимой степени зрелости. Поэтому также не сформировалось единого мнения, является ли менеджмент самостоятельной наукой.
Но в любом случае эта система знаний имеет ярко выраженный междисциплинарный характер и отражает совокупность практического опыта и теоретических знаний, почерпнутых из экономики, социологии, права, психологии, теории организации.
Разрешить проблему, является менеджмент наукой или нет, можно путем деления его предмета, то есть совокупности специфических управленческих решений.
Анализ показывает, что такие отношения выделить можно. Они связаны с организацией деловых и хозяйственных процессов и осуществляются в форме обмена информацией.
В эту группу входят, например, отношения,
связанные с организацией основной,
вспомогательной и самой
Менеджмент как наука
Однако менеджмент — это, прежде всего, прикладная наука, делающая акцент разработке, экспериментальной проверке и выдаче практических рекомендаций управлению организацией, подразделением, трудовым коллективом или индивидом,
В то же время менеджмент не дает готовых рецептов, пригодных на все случаи жизни, ибо постоянно меняются условия деятельности людей, их цели, задачи.
Познание закономерностей
Оно учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, стимулировать основополагающие принципы, которые нужно творчески применять к конкретным ситуациям.
Менеджментом называется также и учебная дисциплина, преподавание которой в одном из колледжей США начал в 1881 году Джозеф Вартон. Сегодня на Западе он существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.
Еще в 1950-е и 1960-е гг. в Европе и США доминировало представление о менеджменте, как о чем-то универсальном и нерасчлененном. Однако сегодня он уже таковым не является. В его рамках выделилось несколько самостоятельных направлений, основными из которых являются:
1) Организационный менеджмент
2) Производственный менеджмент
обеспечивает организацию
3) Снабженческо-сбытовой менеджмент способствует организации заключения хозяйственных договоров, закупке, доставке и организации хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, их предпродажной подготовке, отправке покупателям.
4) Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями. Он имеет своим объектом осуществление, координацию и контроль процесса научных
исследований, прикладных разработок, создания опытных образцов товаров и услуг, внедрения их в производство; формирование планов и программ инновационной деятельности, организацию их ресурсного обеспечения; стимулирование творчества.
5) Маркетинг-менеджмент ведает
едва ли не самой важной
и сложной на сегодняшний день
сферой хозяйственной
6) Персонал-менеджмент решает
7) Финансовый менеджмент
8) Эккаунтинг-менеджмент
Менеджмент как наука возникла в нынешнем веке, в США и до настоящего времени не имеет точной формулировки. Менеджмент - наука об управлении - совокупность принципов, методов, средств и форм управления с целью повышения эффективности производства и получения прибыли.
Президент Американского ассоциации управления Экли скакал, что менеджмент - это управление не вещами, а воздействие на людей. Это искусство получать нужные вещи посредством управления людьми. Менеджмент - это также умение добиваться определенной цели, используя интеллект и мотивы.
Менеджмент возникает тогда, когда
имеется как минимум 2 человека -
управляющая и управляемая
Объекты управления - работники, коллективы,
действующие согласно предписанию
и любые хозяйственные и
Менеджмент представляет собой совокупность научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера из таких областей, как экономика, организация, социология, психология, педагогика, право. До сих пор нет единого мнения по вопросу о том, является ли менеджмент наукой, имеет свой собственный, отличный от других наук предмет, или можно говорить только о «научном менеджменте», интегрирующем соответствующие положения и выводы других наук, опыт многих поколений управляющих и личное искусство каждого. Окончательный ответ здесь еще только предстоит дать, поэтому в данном изложении сознательно опущен вопрос о предмете и методе менеджмента как научной дисциплины.
Менеджмент в принципе не дает готовых рецептов идеальной организации и самых лучших методов решения проблем, пригодных на все случаи жизни, ибо постоянно меняются условия деятельности людей, их цели, задачи. Он учит думать, правильно ставить вопросы и искать на них ответы, а также задает для людей некоторые простейшие правила игры.