Понятие управления и стилей управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 11:08, реферат

Краткое описание

Оценка личностных качеств и проблем, связанных с отбором руководителей, является одним из самых сложных аспектов управленческой деятельности. Польский журналист-исследователь Д. Пассент писал, что "директор должен быть дипломатом, когда что-то выпрашивает в вышестоящих инстанциях для своего предприятия; жестким, когда требует выполнения своих распоряжений и приказов от подчиненных или выполнения договоров от поставщиков; изворотливым, когда беседует с представителями прессы; многообещающим при встрече с молодыми работниками; важным государственным деятелем, когда принимает заграничные делегации; святым отцом, когда принимает жалобы от посетителей".

Содержание

Введение
1. Понятие управления и стилей управления
2. Стили управления
2.1 Авторитарный стиль управления
2.2 Демократический стиль управления
2.3 Либеральный стиль управления
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Технология карьеры.docx

— 30.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Понятие управления и стилей управления
  2. Стили управления
    1. Авторитарный стиль управления
    2. Демократический стиль управления
    3. Либеральный стиль управления

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Оценка личностных качеств  и проблем, связанных с отбором  руководителей, является одним из самых  сложных аспектов управленческой деятельности. Польский журналист-исследователь Д. Пассент писал, что "директор должен быть дипломатом, когда что-то выпрашивает в вышестоящих инстанциях для своего предприятия; жестким, когда требует выполнения своих распоряжений и приказов от подчиненных или выполнения договоров от поставщиков; изворотливым, когда беседует с представителями прессы; многообещающим при встрече с молодыми работниками; важным государственным деятелем, когда принимает заграничные делегации; святым отцом, когда принимает жалобы от посетителей".

В этих оценках, хотя и шутливых, доля правды весьма существенна. Изучение стиля руководства в последнее  десятилетие стало важным направлением в процессе оптимизации деятельности человека, а так же в интегральном изучении личности. Знание стиля руководства  позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного  резерва. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который  способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание  человеком причин и закономерностей  своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям. Понимание возможного многообразия причин и способов управления, ясное  и вместе с тем гибкое видение  проблем делают руководителя более  свободным, а его деятельность более успешной.

 

 

 

1. Понятие управления и стилей управления

Управление деятельностью, складывается из планирования деятельности, постановки производственных задач, создания системы измерения производственной работы и контроля за выполнением заданий. Управление деятельностью не может быть успешным, если управление людьми осуществляется неправильно.

Управление людьми представляет собой деятельность по руководству  персоналом организации. Эта область  управления непосредственно связана  с работой руководителя. К данному  виду управления относятся: обеспечение  сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация  персонала и другие составные части работы руководителя.

Управление требует больших  умственных усилий независимо от того, какой области оно касается - управление деятельностью, окружением или людьми. Управление деятельностью организации  означает стремление к достижению максимальных результатов работы. Работа руководителя имеет своей целью достижение людьми их личных целей.

Для того чтобы управленческая деятельность осуществлялась хорошо, необходимо выполнение ряда условий:

1. Субъект и объект  управления должны соответствовать  друг другу. Если они не смогут  понять друг друга в процессе  работы, то они не реализуют  свои потенциальные возможности.  Так, если руководитель и подчиненный  не будут совместимы психологически, то между ними начнутся конфликты,  которые окажут плохое влияние на результаты работы.

2. Субъект и объект  управления должны обладать самостоятельностью. Субъект управления не в состоянии  предусмотреть все интересы объекта  и возможные варианты его действий  в разных ситуациях. Когда в  качестве объекта управления являются люди, обладающие своими взглядами, на ситуацию, стремлением, мышлением они должны иметь возможность, реализовать свои возможности на практике. При отсутствии такой возможности люди либо подавляют свою активность, либо стараются добиться своего мнения.

3. Субъект и объект  управления должны быть заинтересованы  в четком взаимодействии; один - в  отдаче необходимых команд, другой - в их своевременном исполнении. Возможность субъекта управлять  обусловлена готовностью объекта,  выполнять поступающие команды.  Степень достижения участниками  управленческой деятельности своих  целей должна находиться в  прямой зависимости от степени  достижения целей самого управления. И это составляет целую проблему  управления в том случае, когда  его субъект и объект не  связаны отношениями собственности.

Стиль управления – это совокупность приемов, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Эффективность того или иного стиля определяется тем, насколько он помогает воздействовать на сотрудников с целью решения существующей в данный момент времени задачи.

Стиль управления – это способ, которым руководитель управляет подчиненными ему сотрудниками, а также независимый от конкретной ситуации управления образец поведения руководителя. С помощью установленного стиля управления может достигаться удовлетворенность работой и поощряется производительность сотрудников. Вместе с тем оптимального стиля управления не существует, и говорить о преимуществе того или иного стиля управления можно только для определенной ситуации управления.

 

 

2 Стили управления

2.1 Авторитарный стиль управления

При таком стиле управления вся производственная деятельность организуется руководителем без  участия подчиненных. Этот стиль  управления может применяться при  решении текущих задач и предполагает большую дистанцию в образовании  между руководителем и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников.

Лидер – это тот, кто умеет обслуживать, тот, кто умеет наладить гармонию в отношениях сотрудников на предприятии или людей в иной ситуации, дабы имел место максимум производительности и целостный результат.

Типичные признаки авторитарного стиля управления:

1. Руководитель в силу  своей законной власти управляет  подчиненными и ожидает от  них послушания. Он принимает  решения без обоснования их  перед подчиненными, при этом  исходит из того, что он в  отличие от подчиненных обладает  большим пониманием и знанием  дела, чего, разумеется, быть не должно. Решения руководителя имеют характер  распоряжений, которые должны безоговорочно  выполняться подчиненными, в противном  случае они могут ожидать санкций по отношению к себе.

2. Руководитель соблюдает  дистанцию в отношениях с подчиненными, информирует их о фактах, которые  они обязательно должны знать  для выполнения своих задач.  Он контролирует, следуют ли его распоряжениям и насколько. Знаки, подчеркивающие положение человека в глазах окружающих его людей (например, автомашина), поддерживают репутацию обладающего властью руководителя.

Штопп перечисляет требования к авторитарно управляющему руководителю: высокая сознательность, высокий самоконтроль, дальновидность, хорошая способность к принятию решений, пробивная способность.

При этом стиле управления мотивация подчиненных часто  ограниченна, потому что руководитель отделяется социально, передает, как  правило, менее интересную работу подчиненным  и поддерживает в них страх  перед угрожающими санкциями. Подчиненные  становятся безучастными по отношению  к руководителю, а также к предприятию. Информацию они добывают из-за поставленных руководителем информационных барьеров неофициальными путями.

Требования к авторитарно  управляемому подчиненному по Штоппу:

- признание руководителя  единственной инстанцией;

- признание и выполнение распоряжений руководителя;

- отсутствие стремления  к обладанию правом контроля.

Преимущества авторитарного стиля управления – возможно большая скорость принятия решений, успешность при повседневных, обычных работах.

Недостатки авторитарного  стиля лежат в слабой мотивации  самостоятельности и развития подчиненных, а также в опасности ошибочных  решений посредством чрезмерных требований руководители в отношении  количества и (или) качества работы.

Авторитарный стиль управления может применяться на практике в  нескольких вариантах, которые все  больше приближаются к корпоративному стилю.

 

 

2.2 Демократический стиль управления

При демократическом стиле  управления производственная деятельность организуется во взаимодействии руководителя и подчиненного. Этот стиль управления может применяться при превалировании творческого содержания работы и  предполагает примерно равный уровень  образования руководителя и подчиненных, а также нематериальное поощрение сотрудника.

Типичные признаки демократического стиля управления:

1. Руководитель управляет  подчиненными, включая их в процесс  принятия решений, за которые  он несет ответственность. Он  ожидает от своих подчиненных  конкретной помощи, принимает решения  с учетом их предложений и  возражений. Он делегирует свои  полномочия, насколько это возможно, и распоряжается только при  необходимости. При этом он  признает способности подчиненных  и сознает то, что не может  все знать и все предвидеть. Контролируется только результат  работ, допускается самоконтроль.

2. Руководитель не только  подробно информирует о фактическом  положении дел, которое должно  быть известно для выполнения  задач, но и сообщает другую  информацию о предприятии. Информация  служит средством управления. Руководитель  не нуждается в знаках, подчеркивающих  его положение в глазах окружающих его людей.

Требования, предъявляемые  к демократично управляющему руководителю, по Штоппу:

- открытость;

- доверие к сотрудникам;

- отказ от индивидуальных привилегий;

- способность и желание  делегировать полномочия;

- служебный надзор;

- контроль результатов.

Подчиненные рассматриваются  как партнеры, способные относительно самостоятельно выполнять "ежедневные работы". При оценке подчиненных  при этом стиле руководства чаще всего исходят из "теории у теории ху, по которой:

1) нежелание трудиться  является не врожденным от  природы, а следствием плохих  условий труда, которые уменьшают  естественное желание трудиться;

2) сотрудники принимают  во внимание целевые установки,  обладают самодисциплиной и самоконтролем;

3) цели предприятия достигаются  кратчайшим путем посредством  денежного поощрения и предоставления  возможности индивидуального развития;

4) при благоприятном опыте  сотрудники не боятся ответственности.

Активная позиция подчиненных  повышает их мотивацию, что влечет улучшение результатов труда.

Требования к демократично – управляемым подчиненным, по Штоппу:

- стремление и способность нести личную ответственность;

- самоконтроль;

- использование прав контроля.

Преимущество демократичного стиля – принятие целесообразных решений, высокая мотивация сотрудников и разгрузка руководителя. Кроме того, поддерживается развитие сотрудников. Недостаток – демократичный стиль управления может замедлить принятие решений.

 

 

2.3 Либеральный стиль управления

Такое управление – технический прием, при котором компетенции и ответственность за действия передаются, насколько это возможно, сотрудникам, которые принимают и реализуют решения. Делегирование может быть направлено на любое поле деятельности предприятия. Однако следует отказаться от того, чтобы делегировать типично управленческие функции руководства, а также задачи с далеко идущими последствиями. При делегировании полномочий снимается нагрузка с руководителя, поддерживается собственная инициатива работников, усиливаются их трудовая мотивация и готовность нести ответственность. Кроме того, сотрудникам должно быть оказано доверие в принятии решений под собственную ответственность.

Для того чтобы успешно  применять управление делегированием, необходимы:

- делегирование сотрудникам задач;

- делегирование сотрудникам компетенций;

- делегирование сотрудникам ответственности за действия;

- исключение возможности  отзыва делегированных полномочий  либо передачи их от одних сотрудников другим;

- установление порядка  регулирования исключительных случаев;

- исключение возможности  вмешательства руководителя при  правильных действиях сотрудника;

- обязательность вмешательства  руководителя в случае ошибки  и получения результатов, урегулированных в особом порядке;

- принятие руководителем  ответственности по руководству;

- создание соответствующей информационной системы.

Переданные задачи должны соответствовать способностям сотрудников, быть преимущественно однородными, завершенными по форме. Делегированные компетенции и ответственность  за действия должны соответствовать друг другу по объему.

Преимущества управления методом делегирования:

1) разгрузка руководителя;

2) возможность быстрого  принятия грамотных решений; сотрудникам  передаются компетенции и ответственность за действия;

3) содействие развитию собственной инициативы, трудовой мотивации у сотрудников.

Недостатки управления методом  делегирования:

1) руководитель делегирует  по возможности меньшее число интересных задач;

2) могут быть утверждены иерархические отношения;

3) сильна ориентация на  задачи, а не на сотрудников;

4) установление иерархических отношений "по горизонтали".

Информация о работе Понятие управления и стилей управления