Портрет современного менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 10:56, реферат

Краткое описание

Цель реферата: изучить характеристики современного менеджера.

Задачи: определить функции и роли менеджера, определить какими личностными и профессиональными качествами должен обладать менеджер.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Менеджер………………………………………………………………………..4

1.1. Роль менеджера в организации…………………………………………….7

1.2. Функции менеджера в организации………………………………………..8

2. Профессиональные качества менеджера.........................................................10

3. Личные качества менеджера…………………………………………………..16

Заключение………………………………………………………………………..20

Список использованной литературы……………………………………………21

Вложенные файлы: 1 файл

портрет современного менеджера.doc

— 122.50 Кб (Скачать файл)

    Активизация и стимулирование – функции управления, регулирующие отношения распределения  материальных и духовных ценностей  в зависимости от количества и  качества затрачиваемого труда. Посредством  использования материальных и моральных стимулов направляется поведение людей, активизируются и поощряются их действия, развивается социалистическое соревнование.

    Стимулирование  предполагает использование не только положительных, но и отрицательных  стимулов: лишение премий, вынесение административного взыскания, применение мер общественного воздействия.

Важными функциями управления являются контроль, учет и анализ. Действенный оперативный  контроль исполнения и достоверный  учет в работе всех звеньев производства и управления – необходимое условие успешной работы производственного коллектива, правильного воспитания кадров в духе высокой ответственности за порученное дело и строжайшего соблюдения государственной дисциплины.2 

2. Профессиональные качества  менеджера 

    Что бы менеджер считался компетентным, он должен:

  • уметь обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;
  • знать все, что связано с внешней средой организации и происходящими в ней изменениями;
  • иметь четкое представление о том, как развивается отрасль, в которой работает предприятие. Уметь своевременно воспринимать информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области техники и технологии; знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги отрасли;
  • владеть знаниями принципов построения процессов управления, а также способов и приемов, с помощью которых решаются проблемы;
  • ему необходимы знания и умения по управлению всеми видами ресурсов организации, а также умения по их эффективному распределению и использованию;
  • владеть методами планирования и прогнозирования работы организации и постоянно совершенствовать свое умение в использовании современной информационной технологии и средств коммуникации;
  • управляя другими людьми, менеджер должен знать, как наилучшим образом использовать собственное время и время, имеющееся в распоряжении организации, для получения наивысшего результата;
  • иметь знания по управления предприятием;
  • быть компетентен в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится организация по виду и характеру своей деятельности;
  • владеть навыками предпринимательства, умение не только видеть, но и владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
  • принимать обоснованные и компетентные решения на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками, распределение участия каждого в их исполнении;
  • у него должно быть наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых он уже работает или предполагает работать;
  • уметь анализировать деятельность и действия фирм- конкурентов;
  • уметь предвидеть тенденции развития3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Профессиональный  навыки, которыми должен обладать менеджер можно разделить на три группы:

     Первая  группа профессиональных навыков –  это видение, т.е. умение видеть ситуацию системно, анализировать ее с разных позиций, которые обеспечивают менеджеру его профессиональные умения и знания:

  • видение соотношений: «затраты-результаты-следствия»;
  • видение конечного результата;
  • построение ситуации в разных временных отрезках;
  • принятие верного решения в проблемной ситуации;
  • умение мысленно проникать в психологию личности, группы, руководимого общества.

     Вторая  важнейшая группа навыков – организация  экономического поведения, за счет глубокого  понимания сущности эффективности. Для этого понадобятся следующие  умения:

  • подбор кадров;
  • проектирование работы каждому специалисту;
  • проектирование организационной структуры;
  • расстановка работников по рабочим местам;
  • мотивация работников. 

     Третья  важная группа навыков – умение обеспечить реализацию целей организации. Для этого менеджер должен уметь:

  • разрабатывать систему целей, задач и моделей поведения;
  • оптимально подбирать важнейшие ресурсы;
  • своевременно обеспечивать ресурсами каждое рабочее место и подразделение;
  • обеспечивать эффективный контроль за ходом всех ведущих процессов;
  • эффективно мотивировать всех работников предприятия;
  • постоянно перестраивать организационную структуру.

    Профессиональные качества менеджера можно разделить на: организаторские, интеллектуальные, коммуникативные, мотивационно-волевые.

     Организаторские качества, характеризующиеся умением  подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.

     Общей основой развития менеджера как  специалиста и как компетентного  управленца является интеллектуальные качества. Интеллект может выступать или не выступать в качестве фактора успешности менеджера в зависимости от того, какие ресурсы менеджера - интеллектуальные или коммуникативные включены в его деятельность.

     Существенное  значение имеют для деятельности менеджера коммуникативные качества: способность к кооперации и групповой работе; поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций; социальная компетентность при реализации своих целей.

     Мотивационно-волевые  качества:

    • стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);
    • осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);
    • самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);
    • социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).
 
 
 

    Все же важнейшим требованием к менеджеру  любого уровня является умение управлять людьми. Что значит управлять людьми? Чтобы быть хорошим менеджером вам надо быть психологом. Быть психологом – значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом поможет язык жестов и телодвижений. Изучив этот язык менеджер сможет лучше понимать людей, их действия, чем они обоснованы, сможет добиться взаимного согласия, доверия людей, а это самое главное. Это способствует заключению выгодных сделок и многому другому.

Кроме того, хороший менеджер должен быть и организатором, и другом, и учителем, и экспертом в постановке задач, и лидером, и человеком, умеющим слушать других... и все это только для начала. Он должен знать в совершенстве своих прямых подчиненных, их способности и возможности выполнения конкретной поручаемой им работы. Менеджер должен знать условия, связывающие предприятие и работников, защищать интересы тех и других на справедливой основе, устранять неспособных с целью удержания единства и правильности функционирования фирмы.

     Исходя  из вышеперечисленных профессиональных качеств и навыков можно выделить три категории требований к профессиональной компетенции менеджера:

    • знания в области теории и умения в сфере практики управления;
    • способность к коммуникациям и умение работать с людьми;
    • компетентность в области специализации предприятия.

     Первая  категория требований предполагает наличие у менеджера специальной подготовки в области теории управления, знания основ современной макро- и микро - экономики. Общей теории принятия управленческих решений умения применять экономико-математические методы для оптимизации решений, навыков работы на ПК как в локальном, так и в сетевых вариантах. 

     Вторая  категория требований - требования коммуникабельности и умения работать с людьми, - обусловлена связующим  положением менеджера в системе коммуникаций на предприятии. Для проведения анализа любой управленческой ситуации менеджер должен обеспечить, как правило, коммуникации между такими субъектами системы, как вышестоящий руководитель, коллеги из родственных подразделений или предприятий, рабочий коллектив и отдельные подчиненные сотрудники. Каждого из субъектов управленческой ситуаций менеджер должен уметь объективно распознавать, адекватно реагировать и оптимально воздействовать на него для достижения цели деятельности.

     Третья  категория требований - компетентность менеджеров в области специализации предприятия - предусматривает наличие у них специальных знаний в области технологии производственных процессов теоретических и практических аспектов осуществляемых производств, особенностей их физических процессов. Достижение требуемых профессиональных качеств осуществляется, как правило, в системах переподготовки и повышения квалификации руководящих работников.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Личные  качества менеджера

    В качестве основных личных качеств, которые должны быть присущи менеджеру, можно назвать:

  • способность управлять собой,
  • способность влиять на окружающих,
  • стремление к личностному росту,
  • изобретательность,
  • умение обучать подчиненных,
  • стрессоустойчивость,
  • способность учиться,
  • требовательность,
  • честность и порядочность,
  • скромность и справедливость по отношению к окружающим,
  • физическое и психологическое здоровье,
  • высокий уровень внутренней культуры,
  • отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям,
  • оптимизм, уверенность в себе,
  • развитый мотив достижения успеха и высокая самооценка,
  • интернальный локус контроля,
  • развитые организаторские  способности, обладание многомерным экономико-управленческим мышлением,
  • высокая работоспособность,
  • психологическая готовность к риску,
  • самостоятельность, независимость,
  • амбициозность,
  • настойчивость,
  • креативность
 
 

    Одно из главных личных качеств, которыми должен обладать менеджер –это способность управлять собой. Необходимость уметь управлять собой определяется тем, что человек, желающий управлять другими сначала должен научиться управлять собой. Работа может поглотить человека, выжать из него творческую силу и лишить радости жизни. Поэтому менеджер должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом, постоянно поддерживая свою производительность.

    Это умение складывается из четырех основных компонентов:

    1.Умение поддерживать собственное физическое здоровье, легко отслеживаемым показателем которого является стабильный вес.

    2.Умение поддерживать собственное психическое здоровье. Для этого необходимо:

    • изучать и знать свой внутренний мир;
    • переживать, признавать и выражать свои чувства, не подавляя собственных эмоций;
    • добиваться установления добрых отношений с окружающими и одновременно терпеливо переносить нелюбовь к себе со стороны подчиненных;
    • спокойно принимать неудачи, рассматривая их как нечто неизбежное и даже полезное, позволяющее учиться;
    • стремиться к созданию таких условий, которые бы достаточно остро стимулировали активность, но не предъявляли бы избыточных требований, ведущих к стрессам.

    3.Наличие здравой системы личных ценностей. Если руководителю недостаточно ясны его личные ценности, то ему будет не хватать твердых оснований для принятия решений, которые поэтому могут восприниматься окружающими как необоснованные.

    Жизненные ценности вырабатываются под влиянием впечатлений на этапе становления  человеческой личности и в долгосрочной перспективе могут оказаться  неподходящими и даже разрушительными.

Поэтому необходимо время от времени подвергать их сомнению и пересматривать. Новый опыт и самоанализ влияют на людей. Однако серьезные сдвиги происходят лишь тогда, когда прежние ценности обнаруживают свою неадекватность ситуации или когда приводят к нежелательным результатам. Следовательно, менеджер должен серьезно подходить к вопросу о своих ценностях, изменять их под воздействием накопленных данных.

    4.Умение управлять собственным временем. Необходимость этого умения исходит из того, что у любого человека, в том числе и у руководителя существует только два его личных ресурса: его здоровье и его время. Если здоровье человек может как-то поддерживать, то время невосполнимо, оно может только расходоваться. Исследования показали, что типичный менеджер буквально борется за те промежутки времени, в течение которых его бы никто не отвлекал. И в течение месяца он может рассчитывать только на 9 таких интервалов, продолжительностью по полчаса.

Информация о работе Портрет современного менеджера