Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 18:37, реферат
Смысл Б. как существования констатируется обычно в простом высказывании человека, субъекта1 познания в формуле “Я есть”. В обыденном сознании существование меня и других, а также актуального мира – всегда в центре внимания каждого человека. И в этом смысле понятию Б. будут тождественны такие понятия как иметься, есть, быть, находиться, присутствовать, жить. Это и жизнь и житие, начало (жизни), расцвет (жизни), смерть, гибель, конец (жизни), проживание, сопереживание, быт, “со-бытие”, существование и сосуществование.
Бытия……………………………………………………………………3
Материи……………………………………………………………....…6
Сознания………………………………………………………………...9
Познания……………………………………………………………….12
Истины………………………………………………………………....14
Литература………………………………………………………………...18
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И УПРАВЛЕНИЯ
Институт экономики и управления
РЕФЕРАТ
по философии на тему:
«Постановка проблем в философии. Проблемы бытия, материи, сознания, познания и истины»
Москва
2013
Современная постановка проблем:
Литература……………………………………………………
БЫТИЕ
Бытие (Б.) – философская категория, для обозначения независимого от сознания человека реального присутствия, действительного существования объектов, явлений, отношений и процессов различной природы, а также и мира в целом, включая человеческое общество и самого человека. Б. – это любое явление, отражающее объективную и субъективную реальность.
Смысл Б. как существования констатируется обычно в простом высказывании человека, субъекта1 познания в формуле “Я есть”. В обыденном сознании существование меня и других, а также актуального мира – всегда в центре внимания каждого человека. И в этом смысле понятию Б. будут тождественны такие понятия как иметься, есть, быть, находиться, присутствовать, жить. Это и жизнь и житие, начало (жизни), расцвет (жизни), смерть, гибель, конец (жизни), проживание, сопереживание, быт, “со-бытие”, существование и сосуществование.
В истории философии проблема сущности Б. первоначально решалась почти исключительно на основе обыденного опыта, ограниченного круга простейших наблюдении и саморефлексии2, в основном, умозрительно. Сегодня естествознание, социальные и когнитивные3 науки так или иначе расшифровывают возможные на современном уровне познания подходы к раскрытию всех главных вопросов сущности мироздания, смысла существования человека в этом мироздании и его мировоззрения, реализуемого в исторически определенной научной картине мира, то есть его, мира, Б. и небытия.
Категория Б., начиная с античности, имеет очень долгую и противоречивую историю своего развития. Более того, отношение философа или ученого к нему – основа разделения философов и ученых уже в античности на различные и враждующие уже не одну тысячу лет философские направления объективного идеализма, материализма, дуализма4, субъективного идеализма и др.
Осознание бытия как некоей проблемы, которая нуждается в разрешении, было впервые осуществлено в философии элейской школы античности (VI—V вв. до н.э.).
Ее признанный глава — Парменид обнаружил, что логика осмысления категории «бытия» неотвратимо приводит к весьма необычным выводам. Ход его рассуждений можно представить примерно так.
Бытие — это все то, о чем можно сказать: «это есть» или «это существует». А небытие есть? Если признать, что «небытие есть», то мы получим логическую ошибку: то, чего нет (небытие) — есть?! Чтобы ее избежать, надо просто лишить «небытие» статуса существования. Поэтому единственным логически верным вариантом соотношения бытия и небытия может быть только суждение: «бытие есть, небытия нет» (то, что есть — существует; то, чего нет — не существует).
Но если небытия нет, то ничто не может ни возникнуть (из небытия), ни исчезнуть (уйти в небытие). А если ничто не возникает и не исчезает, то, следовательно, ничего не изменяется, т.е. не движется. Бытие неизменно и неподвижно! Аналогичным образом выводятся и другие характеристики бытия: оно едино (не множественно) и неделимо.
Проблема бытия в многовековой истории философии претерпела весьма серьезную эволюцию. Ее переломными моментами следует признать эпоху Просвещения и рубеж XIX—XX вв.
До эпохи Просвещения философия обозначала категорией «бытия» некую высшую реальность, составляющую основу и предел доступного человеку мира. Философы-просветители впали в своеобразный «онтологический нигилизм5», отказавшись от постулирования высшей реальности. Высшей инстанцией бытия и главной опорой существования был провозглашен человеческий разум. Однако прочно утвердиться в таком качестве ему не удалось. Атака на разумность бытия была начата уже во второй половине XIX в. Шопенгауэром, Ницше, Кьеркегором, сформировавшими мощную иррационалистическую традицию трактовки бытия. Реалии XX в. солидно подкрепили ее практически: вместо ожидаемого благополучия «разумно устроенной» жизни человечество столкнулось с нарастающей сложностью проблем, ставящих под угрозу само его существование. Признание иррациональности6 бытия, конечно, тоже может служить основой воззрений на мир. Но для философии этот путь, по-видимому, тупиковый. Ведь иррациональность потому и имеет приставку ир-, что в принципе не поддается рациональному объяснению. Белым цветом нельзя изобразить черноту. А философия — это все-таки рационализированный взгляд на мир. Перебор иррациональных средств превращает ее в нечто другое — мистику, религию, искусство.
В философии XX века, в отличие от традиционной онтологии7, не мир, не природа, а человек становился проблемной точкой отсчета. Философы XX века стали решительно пересматривать внутрифилософские приоритеты прошлого. Они возражали тем представителям классической онтологии, которые отталкивались от самостоятельного бытия мира и от него двигались к пониманию человека, поставленного в зависимость от мира. В таких случаях, говорили они, философия и превращалась в "философию вещей", а человек чаще всего также рассматривался как вещь. Не менее категорическими были возражения против тех направлений классической философии, где на первый план выдвигались логика, гносеология8, теория идей: господство "философии идей", утверждали сторонники "новой онтологии", превращает человека в своего рода познавательную машину.
Проблема Б. совершает некий круг своего развития: сегодня философия снова (как и в античные времена) отправляется на поиски бытия как высшей реальности, оперевшись на которую можно отыскать приемлемый смысл человеческого существования. Потребность в такой опоре вызвана тем, что человечество явно не справляется с вызванными им к жизни демонами (экологическими, ядерными, демографическими и прочими угрозами). Да и великое будущее тоже вроде бы никому не светит. В такой ситуации неизбежно возникает стремление вырваться за пределы сиюминутного существования, посмотреть на себя с более «высоких» позиций. Разные формы духа (религия, идеология, искусство) почувствовали эту потребность раньше философии. Не случайно последние десятилетия только что ушедшего века отмечены укреплением религиозного фундаментализма9 на Востоке, всплеском религиозности в странах бывшего социализма, преобладанием идеологии консерватизма на Западе и т.д. Нетрудно предсказать, что и философию в ближайшее время ждет повышенный интерес к вечной проблеме бытия.
МАТЕРИЯ
Материя – это понятие об объективной реальности, множество материальных объектов вещественно-полевой природы. Материя - все то, что существует до, вне и независимо от сознания (идеального) и отражается органами чувств, или их продолжениями – приборами.
В истории философии понятию
М. противополагались сначала
М. – это неживая и живая природа, человек с его сознанием и мышлением, человеческое общество. Исторически, М. представляли как активную силу, тождественную огню (Гералит), или как пассивную сущность, зависящую, например, от активной формы, где форма всех форм есть Бог (Аристотель), или от абсолютного духа, логоса14, мирового закона, отелесивающихся в виде М. (Гегель).
Поскольку философским антиподом
М. издавна считают все
В связи с открытием разложимости атома, обнаружением электрона Лениным была высказана идея о неисчерпаемости М. вглубь и бесконечности ее познания. Следует признать справедливость этой гипотезы. Реально существует множество форм М.: в неживой природе – от кварков15 и глюонов16 до нашей Вселенной и вселенной вообще, а в живой – от микроорганизмов до биоты17 на нашей планете. С точки зрения естествознания все они в своей совокупности в пространственном смысле образуют в сответствии с уровнями строения мира иерархию форм М. и последовательность законов движения и форм М. в виде: а) микромира, б) мезомира18, в котором живет и человек, в) мегамира (галактики, Вселенная, космос).
Материя имеет много свойств. Наиболее важные, неотъемлемые носят название атрибутов. Атрибуты принадлежат всем видам материи. Разные философы выделяют различное количество атрибутов. Прежде всего, к ним относятся: движение и развитие, пространство и время. Иногда к ним добавляют бесконечность, отражение, структурность и др.
Движение – это изменение вообще, т.е. это не только механическое перемещение, но и любые процессы, превращение чего-то во что-то. К движению необходимо отнести химические реакции, саму жизнь, мысли процессы в голове человека и т.д.
Основные возражения против того, что движение есть атрибут материи сводятся к тому, что существует 2-й закон (начало) термодинамики, который гласит: в замкнутых системах увеличивается энтропия – степень беспорядка, которая ведет к тому, что многообразие видов энергии исчезает из-за перехода их всех в тепловую, а тепловая энергия становится однородной в температурном отношении. Т.е. движение застынет, потому что температура везде во Вселенной будет одинаковой. Это называется тепловой смертью вселенной. Такая гипотеза возникла еще во второй половине XIX в. Ее выводы можно принять во внимание только при одном условии – если наша Вселенная является, в самом деле, замкнутой.
Второе возражение против движения как неотъемлемого свойства материи связано с понятием сущности материи. Из понятия сущности вытекает неизменность, неподвижность. Следовательно, если материя обладает сущностью (это самые глубокие, скрытые свойства), то в главном она неподвижна. Контрвозражение заключается в том, что, как показал Г.Гегель, и сущность может развиваться. Поэтому, все-же, материя, развиваясь, движется.
Развитие – это вид движения,
это переход от простого к сложному,
от низшего к высшему, при этом
большинство сторонников
У противников (оппонентов) взгляды на материю, которая развивается бесконечно во времени есть очень сильное возражение, суть которого сводится к следующему: если бесконечность представить в виде:
то развитие на левом пределе можно описать как бесконечно простое, потому что развитие это переход от простого к сложному. А если подумать над тем, что есть бесконечно (предельно) простое, то можно сделать выводы о том, что оно лишено всего (потому что предельно простое!), в т.ч. и такого сложного свойства как способности развиваться. Поэтому появляется противоречие. Отсюда следует, что или материя не способна развиваться, или надо иначе понимать само развитие. Поэтому некоторые сторонники развития полагает, что развитие имеет форму круговорота: от не бесконечно простого к не бесконечно сложному и обратно, и так до бесконечности. Т.е. происходит вечное возвращение к одному и тому же. Вопрос: «Зачем?»
СОЗНАНИЕ
Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида19, а также в отчёте об этих событиях. Сознание – понятие, для обозначения субъективной реальности, духовный мир, бесконечное множество нематериальных объектов идеальной природы.
Проблема сознания — одна из самых
трудных и загадочных. Первейшая
сложность ее понимания и изучения
связана в значительной мере с тем, что
мы не можем наблюдать явления сознания
непосредственно, чувственно, не можем
их измерять, исследовать с помощью различных
приборов. Поэтому на протяжении многих
столетий сознание оставалось тайной.
Это всегда порождало мистификации относительно
его природы и сущности. Так, еще в древности
возникло представление о сознании как
проявлении души — таинственном «чувственно-