Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 15:06, курсовая работа
Целью курсовой работы является построение дерева целей для различных организаций, разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования их деятельности с учетом выбранных стратегий. Эта цель обусловила постановку следующих задач:
- изучение теоретических аспектов стратегического планирования;
- изучение истории и деятельности предприятий;
- анализ стратегического планирования;
- анализ факторов внешней и внутренней среды предприятий;
- построение дерева целей;
- разработка рекомендации по совершенствованию стратегического планирования в организации.
Введение 00
1 Теоретические аспекты процесса стратегического планирования. 00
1.1 Сущность и задачи стратегического планирования. 00
1.2 Основные типы планов. 00
1.3 Структура стратегического планирования. 00
1.4 Основные компоненты стратегического планирования. 00
1.4.1 Миссия организации. 00
1.4.2 Цели организации. 00
1.4.3 Анализ и оценка внешней среды. 00
1.4.4 Анализ и оценка внутренней среды. 00
1.4.5 Модели и методы стратегического анализа. 00
1.4.6 Выбор стратегии. 00
2 Построение дерева целей-задач для конкретных организаций, анализ стратегического планирования. 00
2.1 Теоретические основы построения дерева целей. 00
2.2 Построение дерева целей для компании "Аэрофлот". 00
2.3 Построение дерева целей для "Военной космической академии им. А.Ф. Можайского". 00
2.4 Анализ стратегического планирования группы компаний "ЭФКО". 00
2.4.1 Характеристика предприятия. 00
2.4.2 Анализ и основная характеристика внутренней среды организации "ЭФКО". 00
2.4.3 Текущая стратегия организации "ЭФКО". 00
Заключение. 00
Список использованных источников.
- Стратегия отделения - если компания включает несколько видов бизнеса и при этом один из них работает плохо, производится отказ от него - продажа этой деловой единицы или превращение ее в отдельно работающую фирму.
- Стратегия ликвидации - в случае достижения критической точки - банкротства - происходят уничтожение организации, распродажа ее активов. Наиболее нежелательная из стратегий сокращения: создает неудобства и убытки как для собственников (акционеров), так и для работников фирмы.
- Комбинированная стратегия. Представляет собой любое сочетание рассмотренных стратегических альтернатив. Данной стратегии придерживаются, как правило, крупные предприятия, функционирующие в нескольких отраслях.
Иногда общую стратегию организации называют портфельной, поскольку она определяет уровень и характер инвестиций организации, устанавливает размеры вложений капитала в каждую из ее единиц, то есть формирует определенный состав и структуру инвестиционного портфеля организации.
2 Построение дерева целей-задач для конкретных организаций, анализ стратегического планирования.
2.1 Теоретические основы построения дерева целей.
Число и разнообразие целей и задач управления требуют системного подхода к определению их состава. В качестве удобного, проверенного на практике, инструмента можно использовать модель в виде дерева целей (рис.2).
Подцели по подсистемам организации
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Рис. 2. Иерархия целей организации.
Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:
- общая цель должна содержать описание конечного результата;
- при развертывании общей
цели в иерархическую
- при формулировке целей
разных уровней необходимо
- подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимы друг из друга;
- фундамент дерева целей
должны составлять задачи, представляющие
собой формулировку работ, которые
могут быть выполнены
Количество уровней целей зависит от их масштабов и сложности, от организационной структуры. Важным моментом определения целей является моделирование не только иерархии целей, но и их динамики за определенный период времени. При разработке перспективных планов предприятия используется динамическая модель.
Для решения каждой задачи может понадобиться десяток конкретных заданий, так что общее число конкретных заданий, выполняемых в сколько-нибудь крупной фирме - тысячи. Технология планирования, позволяет превратить тысячи отдельных конкретных заданий в общий план работы фирмы, сбалансированный по материальным, кадровым и финансовым затратам. Этот план весьма конкретен на ближайшее время (скажем, на год), и становится более общим (неконкретным, неопределенным, расплывчатым) при удалении в будущее.
2.2 Построение дерева целей для компании "Аэрофлот".
Рассмотрим краткую справку о самолетном парке авиаперевозчика [4]. "Аэрофлот" обладает самым молодым парком воздушных судов (ВС) в Европе и одним из самых молодых парков в мире среди авиакомпаний с активным парком пассажирских воздушных судов более 100 единиц. Большую его часть составляют самолеты семейства А320, А330 и Sukhoi Super Jet-100. По состоянию на 30.04.2015 в "Аэрофлоте" эксплуатируется 158 самолетов, средний возраст которых составляет 4,2 года.
С конца 2008 года "Аэрофлот" принял в состав своего флота 22 новых дальнемагистральных лайнера Airbus A330. Будет продолжено обновление авиапарка за счет дальнемагистральных самолетов нового поколения:
- 22 BC Boeing B 787 "Dreamliner";
- 22 BC Airbus A350.
С 2013 года "Аэрофлот" получил 12 из 16 законтрактованных лайнеров Boeing В 777-300ER, которые превосходят другие ВС в парке по дальности и вместимости, а также имеют новый класс обслуживания "Комфорт".
Начиная с сентября 2013 года эксплуатируются среднемагистральные пассажирские самолеты Boeing В 737-800, парк которых на сегодняшний день насчитывает 9 ВС.
С июня 2011 года "Аэрофлот" получает российские региональные самолеты нового поколения Sukhoi Super Jet-100.
В таблице 1 представлен количественный состав авиапарка по моделям самолетов.
Модель самолета |
В777 |
В737 |
А330 |
А321 |
А320 |
А319 |
SSJ |
К-во самолетов |
12 |
9 |
22 |
26 |
63 |
7 |
19 |
Для компании "Аэрофлот" общими стратегическими целями могут являться:
- расширение сегмента рынка на трансатлантических перевозках;
- повышение безопасности полетов;
- повышение общего и
профессионального уровня
- создание благоприятного
социального климата в
- поддержание состава воздушного флота и наземного обеспечения на уровне не ниже, чем у конкурентов, и др.
Следующим уровнем конкретизации являются задачи, которые должны быть решены для достижения той или иной стратегической цели. Например, задачами могут являться:
- выход на 99 % показатель прибытия самолета в срок;
- создание системы ежегодной переподготовки летчиков и стюардесс;
- ежегодная закупка не менее 10 современных самолетов, и др.
Хотя в некоторых из перечисленных задач встречаются числовые параметры, их еще недостаточно для конкретного планирования и контроля, поэтому следующим уровнем планирования являются полностью определенные конкретные задания, степень выполнения которых может быть однозначно оценена.
Рассмотрим, например, приведенную выше задачу - выход на 99 % показатель прибытия самолета в срок. Прежде всего, необходимо добавить срок выполнения, например, в течение 1 года. Тогда задача становится конкретным заданием, для выполнения которого необходим дальнейший анализ. Прежде всего, по каким причинам самолеты не прибывают в срок? Некоторые причины очевидны:
- встречный ветер, который задерживает самолеты;
- боковой, который отклоняет их от оптимальной трассы, рассчитанной при отсутствии ветра;
- попутный, который доставляет их в аэропорт назначения раньше срока.
Для исключения влияния ветра на момент прибытия самолета необходимо разработать алгоритмы управления воздушным судном и согласовать их с наземными службами. Можно задать и встречный вопрос - а все ли рейсы должны прибывать точно в срок? Для крупного аэропорта, в котором каждую минуту заходит на посадку 1-2 самолета, это очень важный критерий. А для аэродрома, который принимает 1-2 самолета в день и рейс не является срочным, имеет смысл пожертвовать точностью прибытия ради, например, экономии топлива или повышения безопасности рейса.
Однако, этот показатель будет очень важным при перевозке транзитных пассажиров. Вполне разумна коррекция конкретного задания, задачи, стратегической цели или даже миссии фирмы в результате тщательного анализа при планировании.
На основании анализа целей
и задач составляются
М. Кутузов, П. Багратион, М. Барклай-де-Толли, Д. Давыдов, А. Куприн, И. Бунин, А. Чехов, М. Лермонтов, А. Блок, С. Есенин, М. Булгаков.
2.3 Построение дерева целей для "Военной космической академии им. А.Ф. Можайского".
Рассмотрим общие сведения о "Военной космической академии им. А.Ф. Можайского" (ВКА), взятые из официальных доступных источников[5]. Историческим предшественником академии является одно из первых военно-учебных заведений России – Инженерная школа, которая была создана в Москве 16 января 1712 года по Указу Петра Великого. В 1719 году школа переводится в новую столицу Российской империи г. Санкт – Петербург. Инженерная школа становится первым в российской армии учебным заведением с законченным циклом инженерного образования, постепенно превращаясь в один из признанных и авторитетных центров инженерных знаний в стране. Качество подготовки офицерских кадров в учебном заведении было высоким, что позволяло выпускникам достигать особых отличий в служебной деятельности. Так, в 1761 году это учебное заведение досрочно окончил будущий фельдмаршал М.И. Кутузов. В корпусе преподавал первый русский ученый М.В. Ломоносов, создатель периодической системы химических элементов Д.И. Менделеев. Первый русский ученый-астроном, ученик Эйлера – С.Я. Румовский, выдающиеся русские писатели Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и другие блестящие умы России. Почти все генералы-артиллеристы в Бородинском сражении были выпускниками корпуса. В 1955 году академии было присвоено имя А.Ф. Можайского – талантливого русского инженера и механика, создателя первого отечественного самолета. Сегодня "Военная космическая академия им. А.Ф. Можайского" – ведущее военно-учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов для Войск воздушно-космической обороны, Главного и Военно-топографического управлений Генерального штаба, других видов и родов Вооруженных Сил, а так же силовых ведомств РФ. В настоящее время "Военная космическая академия им. А.Ф. Можайского" – системообразующий политехнический вуз Министерства обороны Российской Федерации, ведущий учебный, научный и методический центр в области военно-космической деятельности, инфотелекоммуникационных технологий, а также технологий сбора и обработки специальной информации.
Сейчас академия осуществляет:
- полную военно-специальную подготовку офицеров на девяти факультетах по 39 военным специальностям и 1 специализации;
- среднюю военно-специальную подготовку сержантов (старшин) контрактной службы – по 1 военной специальности из 6, имеющихся в лицензии;
- профессиональную переподготовку офицеров и повышение квалификации военных специалистов по 94 специальностям, в том числе по 10 специальностям высшей военной оперативно-тактической подготовки, а также переподготовку военнослужащих, увольняемых в запас, на базе высшего профессионального образования – по 30 специальностям и на базе среднего профессионального образования – по 4 специальностям.
На сегодняшний день академия обладает значительным научным потенциалом. В академии работают 6 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, в которых в течение последних пяти лет успешно защищено более 150 докторских и кандидатских диссертаций. По состоянию на начало текущего года в академии работают:
- 109 докторов наук;
- 720 кандидатов наук;
- 93 профессора;
- 331 доцента;
- 25 заслуженных деятелей науки Российской Федерации;
- 5 заслуженных работников высшей школы Российской Федерации;
- 6 заслуженных изобретателей Российской Федерации;
- 34 членов академий наук Российской Федерации;
- 16 лауреатов премии Правительства Российской Федерации;
- 5 почетных работников науки Российской Федерации;
- 71 почетный работник высшего профессионального образования.
Образование, которое получают выпускники в "Военной космической академии им. А.Ф. Можайского", в полной мере соответствует тем требованиям, которые предъявляются к офицерам во время прохождения военной службы. В академии проводится подготовка офицеров по 40 военным специальностям, многие из которых не имеют аналогов в нашей стране.
Вся система учебной, научной
и воспитательной работы командования
академии и профессорско-
Основываясь на славных