Практика организации управления муниципальной собственностью во Владивостокском городском округе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 07:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение практики организации управления муниципальной собственностью на примере Владивостокского городского округа.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с понятием и составом имущественной базы муниципалитета;
- рассмотреть особенности управления имущественной базой в муниципалитетах;
- рассмотреть цели, задачи и функции Управления муниципальной собственности города Владивостока;
- изучить способы управления и распоряжения муниципальным имуществом города Владивостока.
Объектом исследования в курсовой работе является муниципальная собственность Владивостокского городского округа.
Предмет исследования – практика организации управления муниципальной собственностью Владивостокского городского округа.

Содержание

Введение 3
1 Имущественная база муниципалитета как основа муниципального хозяйства 5
1.1 Понятие и состав имущественной базы муниципалитета 5
1.2 Особенности управления имущественной базой в муниципалитетах 13
2 Практика организации управления муниципальной собственностью во Владивостокском городском округе 24
2.1 Цели, задачи и функции Управления муниципальной собственности города Владивостока 24
2.2 Способы управления и распоряжения муниципальным имуществом города Владивостока 27
Заключение 33
Список использованных источников 35

Вложенные файлы: 1 файл

М 351-1 КОРРЕКТИРОВКА Практика организации управления муниципальной собственностью.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

Введение

Самостоятельность местного самоуправления немыслима без его финансово-экономической основы, включающей муниципальную собственность. В соответствие с Конституцией РФ и Законом об общих принципах организации местного самоуправления, муниципальное образование самостоятельно осуществляет все правомочия собственника в отношении, принадлежащего ему имущества.

Развитие муниципального образования невозможно без грамотного и эффективного управления муниципальной собственностью. Особенную актуальность данная тема приобретает в современных условиях, когда количество муниципальной собственности сокращается, и во многих случаях ситуация в муниципальных образованиях определяется тем, насколько правильно производится управление оставшимися объектами муниципальной собственности.

Целью настоящей курсовой работы является изучение практики организации управления муниципальной собственностью на примере Владивостокского городского округа.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- ознакомиться с понятием и составом имущественной базы муниципалитета;

- рассмотреть особенности управления имущественной базой в муниципалитетах;

- рассмотреть цели, задачи и функции Управления муниципальной собственности города Владивостока;

- изучить способы управления и распоряжения муниципальным имуществом города Владивостока.

Объектом исследования в курсовой работе является муниципальная собственность Владивостокского городского округа.

Предмет исследования –  практика организации управления муниципальной собственностью Владивостокского городского округа.

Теоретико-методологической основой для написания работы послужили нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации, муниципальные акты Владивостокского городского округа, а также труды отечественных авторов, таких как Шугрина Е.С., Попов Ю.Е., Рыбаков В.А., Соловьев В.Н., Васильев А.А. и других.

Для исследования были использованы данные администрации Владивостокского городского округа,  материалы периодической печати, нормативно-правовые акты органов власти и управления федерального, регионального и муниципального уровня, а также данные, размещенные в информационно-правовых системах в сети Интернет.

 

1 Имущественная база муниципалитета  как основа муниципального хозяйства

1.1 Понятие и состав имущественной базы муниципалитета

 

Процесс формирования муниципальной  собственности начался после  принятия Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6 мая 1991 года [1].

В настоящее время в соответствии с Гражданским кодексом РФ (статьи 125 и 215) и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] (далее ФЗ №131-ФЗ) (статья 51) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно Гражданскому кодексу РФ муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям [2].

Согласно статье 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета  и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Находящееся в муниципальной  собственности имущество является одним из трёх составных элементов экономической основы местного самоуправления наряду со средствами местных бюджетов, а также имущественными правами муниципальных образований (статья 49 № 131-ФЗ).

В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав муниципальной собственности входили средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество [2].

В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ представлен другой подход к определению муниципальной собственности. Концептуальной особенностью № 131-ФЗ является установление исчерпывающего перечня видов муниципального имущества, а также критериев отнесения отдельного имущества к имуществу, находящемуся в муниципальной собственности. В соответствии со статьей 50 Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться (рис. 1).

В собственности муниципальных  образований могут находиться объекты  культурного наследия (памятники  истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения, в случае если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законом. В собственности муниципальных образований также может находиться имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых, предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами [3, c.235].

 

Рисунок 1 – Имущественная база муниципалитетов

Состав имущества, которое  может находиться в муниципальной  собственности, определяется компетенцией муниципальных образований и необходимостью создания условий для деятельности органов местного самоуправления [4].

В Законе 131-ФЗ проводится разграничение имущества, которое может находиться в собственности поселений, муниципальных районов и в собственности городских округов [5, c.206] (табл. 1).

Таблица 1 - Разграничение  объектов собственности между поселениями  и муниципальными районами

В собственности поселений могут  находиться:

В собственности муниципальных  районов могут находиться:

а) имущество, предназначенное для  электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

а) имущество, предназначенное для  электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

б) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а

б) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных

Продолжение таблицы 1

также имущество, предназначенное  для их обслуживания;

сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

в) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

в) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

г) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;

г) имущество, предназначенное для  организации и осуществления экологического контроля;

д) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

д) имущество, предназначенное  для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

е) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

е) имущество, предназначенное  для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

ж) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

ж) имущество, предназначенное для  обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;

з) имущество, предназначенное для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта;

з) имущество, предназначенное для  оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных муниципальные учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

и) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

и) имущество, предназначенное для  утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

к) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

к) архивные фонды, в том числе  кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

л) имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

л) имущество, включая земельные  участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района

Окончание таблицы 1

 

межпоселенческих мест захоронения  и организации ритуальных услуг;

м) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

м) имущество межпоселенческих библиотек; имущество, предназначенное для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

н) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

н) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

о) обособленные водные объекты; леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения;

о) земельные участки, отнесенные к  муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

п) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения

п) обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района;

р) имущество, предназначенное для организации защиты населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

р) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;

с) имущество, предназначенное для обеспечения людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья.

с) имущество, предназначенное для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта;

 

т) имущество, предназначенное для  организации защиты населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; для обеспечения безопасности людей на водных объектах, охраны их жизни и здоровья;

 

у) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации)


 

В собственности городских  округов могут находиться все  виды имущества, отнесённые к собственности поселений и муниципальных районов.

Перечень вопросов местного значения с перечнем видов имущества  не полностью корреспондируют – имущество, необходимое для решения некоторых вопросов местного значения, не включено в перечни ст. 50 ФЗ №131-ФЗ. С точки зрения буквального смысла закона это означает, что такое имущество не может находиться в муниципальной собственности. Вместе с тем другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами прямо предусматривается возможность нахождения в муниципальной собственности таких видов имущества, например:

- законом РФ от 07 февраля 1992 № 2300 – 1 «О защите прав потребителей» [6] - муниципальных организаций торговли, бытового и иных видов обслуживания;

- федеральным законом от 12 февраля 1998 № 28 – ФЗ «О гражданской обороне» [7] - запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств, технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.

Некоторые из указанных «пробелов» могут быть преодолены полностью или частично путем использования для реализации тех или иных функций иного имущества [8, c.14].

Другим путем преодоления  «пробелов» в имуществе является системное толкование норм закона и  рассмотрение одних видов имущества  в рамках других, поскольку вопросы местного значения подчас взаимопересекаются, являются однородными.

Так для установки  указателей с названиями улиц и номеров  домов может использоваться имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения.

Однако, указанное толкование не всегда помогает решить проблему или создает половинчатые решения. И выходит, что во всех иных случаях имущество муниципальных образований подлежит отчуждению или перепрофилированию и впредь приобретаться ими не может. Такова позиция и Минрегиона России, и многих представителей Государственной Думы, в т.ч. думского Комитета по вопросам местного самоуправления, дающих свои разъяснения, и других органов, организаций и лиц [9].

В случаях возникновения  у муниципальных образований  права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, отнесённого к собственности поседений и муниципальных районов, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Порядок управления имуществом, не закрепленным в установленном  порядке за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями (далее – казенное имущество муниципального образования), устанавливается представительным органом муниципального образования.

Управление казенным имуществом муниципального образования  осуществляет местная администрация (либо уполномоченный орган местного самоуправления в сфере управления муниципальной собственностью), муниципальное унитарное предприятие, муниципальное учреждение по поручению главы муниципального образования (либо иного уполномоченного им должностного лица местного самоуправления).

Финансирование содержания казенного имущества муниципального образования осуществляется за счет средств местного бюджета и иных источников, не запрещенных федеральным законодательством.

В случае возникновения у муниципальных образований права муниципальной собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений либо не относящееся к видам имущества собственности поселений, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

При разграничении собственности  особенно важно учитывать тот факт, что собственность выступает как источник доходов и как инфраструктура для осуществления определенных задач. В связи с этим при разграничении собственности в обязательном порядке за органами местного самоуправления должны быть закреплены имущественные объекты и земельные участки, которые составляют инфраструктуру предметов ведения местного самоуправления (земельные участки под инженерными сетями общего пользования, предприятия инженерной инфраструктуры и т.д.) [3, c.238].

Очень важно при этом обеспечить завершенность технологических  циклов. Несмотря на то, что объекты муниципальной собственности определены во многих нормативно-правовых актах, нередко возникают судебные иски в связи с разграничением права собственности.

Таким образом, можно сказать, что современные  изменения в законодательстве направлены на ограничение перечня имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, на исключение из него объектов, используемых в коммерческих целях (для пополнения доходов бюджета). В частности, не предусматривается существование муниципальных банков и иных финансово-кредитных учреждений, упоминавшихся в федеральном законе 28 августа 1995г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Одна часть движимого и недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, передается в управление муниципальным предприятиям и учреждениям, другая входит в состав муниципальной казны. Эффективное управление муниципальным имуществом обеспечивает качественное оказание муниципальных услуг.

Информация о работе Практика организации управления муниципальной собственностью во Владивостокском городском округе