Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Августа 2013 в 07:43, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение практики организации управления муниципальной собственностью на примере Владивостокского городского округа.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с понятием и составом имущественной базы муниципалитета;
- рассмотреть особенности управления имущественной базой в муниципалитетах;
- рассмотреть цели, задачи и функции Управления муниципальной собственности города Владивостока;
- изучить способы управления и распоряжения муниципальным имуществом города Владивостока.
Объектом исследования в курсовой работе является муниципальная собственность Владивостокского городского округа.
Предмет исследования – практика организации управления муниципальной собственностью Владивостокского городского округа.
Введение 3
1 Имущественная база муниципалитета как основа муниципального хозяйства 5
1.1 Понятие и состав имущественной базы муниципалитета 5
1.2 Особенности управления имущественной базой в муниципалитетах 13
2 Практика организации управления муниципальной собственностью во Владивостокском городском округе 24
2.1 Цели, задачи и функции Управления муниципальной собственности города Владивостока 24
2.2 Способы управления и распоряжения муниципальным имуществом города Владивостока 27
Заключение 33
Список использованных источников 35
2) по целевому назначению, то есть предоставление муниципального имущества для осуществления заранее определенных социально-значимых для муниципального образования видов деятельности.
Предоставление имущества по целевому назначению осуществляется на основании соответствующего постановления главы муниципального образования (главы местной администрации).
Порядок организации и проведения торгов, предметом которых является право на заключение договора аренды муниципального имущества, утверждается постановлением главы муниципального образования (главы местной администрации).
Договоры аренды нежилого помещения, здания, сооружения, заключенные на срок один год и более, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Арендная плата в договорах аренды (субаренды) устанавливается в виде периодических платежей. Расчет арендной платы при заключении договоров аренды (субаренды) производится на основании ежегодно утверждаемых представительным органом муниципального образования ставок аренды муниципального имущества. Размер арендной платы, предусмотренный договором аренды (субаренды), может изменяться, но не чаще одного раза в год.
Муниципальное имущество по решению главы муниципального образования (главы местной администрации), принятого по согласованию с представительным органом муниципального образования, может быть передано в безвозмездное пользование.
Ссудодателем муниципального имущества от имени муниципального образования выступает орган местной администрации по управлению муниципальным имуществом. Совместно с ним на стороне ссудодателя могут выступать муниципальные предприятия (в отношении недвижимого имущества) и муниципальные учреждения (в отношении как недвижимого, так и движимого имущества), в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится муниципальное имущество (далее - балансодержатель).
Ссудодателем по договорам безвозмездного пользования движимым имуществом муниципального предприятия и имуществом муниципального учреждения, находящегося в его самостоятельном распоряжении, выступает соответственно муниципальное предприятие или муниципальное учреждение.
Муниципальное имущество может быть предоставлено во временное безвозмездное пользование:
1) органам местного
самоуправления и их
2) муниципальным учреждениям;
3) иным лицам в случаях, указанных в законе.
Срок безвозмездного
пользования муниципальным
Передача муниципального имущества в доверительное управление осуществляется по решению главы муниципального образования (главы местной администрации), принятого по согласованию с представительным органом муниципального образования.
Передача муниципального
имущества в доверительное
Срок передачи муниципального
имущества в доверительное
В случаях возникновения у муниципального образования права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
Перепрофилирование имущества, находящегося в муниципальной собственности, осуществляется по решению главы муниципального образования (главы местной администрации), принятого по согласованию с представительным органом муниципального образования.
Предложения по перепрофилированию муниципального имущества готовятся органом местной администрации по управлению муниципальным имуществом.
В результате перепрофилирования муниципальное имущество должно быть пригодно для решения вопросов местного значения или для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
В заключение первой главы курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Имущественная база муниципалитетов занимает важное место в составе экономической основы местного самоуправления.
Таким образом, Институт муниципальной собственности получил свое закрепление в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в Конституции РФ 1993 г. (часть 2 статьи 8). Конституция закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью. В соответствии со ст. 49 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наряду со средствами местных бюджетов и имущественных прав муниципальных образований экономическую основу местного самоуправления составляет находящееся в муниципальной собственности имущество.
Целями деятельности Управления являются [12]:
- эффективное владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, в том числе земельными участками, находящимся в собственности Владивостокского городского округа (далее - муниципальное имущество);
- выполнение программ экономических и социальных реформ Правительства Российской Федерации путем приватизации муниципального имущества нежилого и жилого фондов, совместно с управлением по учету и распределению жилой площади;
- увеличение доходов бюджета Владивостокского городского округа на основе эффективного управления и использования муниципального имущества;
- участие в нормативно-правовом и экономическом регулировании деятельности физических и юридических лиц на территории Владивостокского городского округа в сферах, подведомственных Управлению, путем разработки проектов муниципальных правовых актов.
Основными задачами деятельности Управления являются [12]:
- осуществление в установленном порядке прав собственника в отношении муниципального имущества от имени Владивостокского городского округа;
- участие в формировании и обеспечении реализации программ и проектов развития Владивостокского городского округа по предметам деятельности Управления, в том числе программ и проектов в отношении муниципального имущества в границах Владивостокского городского округа;
- подготовка проектов распорядительных актов по вопросам использования и развития муниципального имущества;
- совершенствование средств и методов управления муниципальным имуществом на основе анализа деятельности Управления и подведомственных ему предприятий, учреждений и организаций;
- ведение учета имущества муниципальной казны Владивостокского городского округа в порядке, установленном действующим законодательством.
Для достижения указанных целей и задач Управление осуществляет следующие функции [12]:
1. Текущее и перспективное распоряжение, управление и использование муниципального имущества.
2. Разработка и реализация, с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации, утверждаемых Думой города Владивостока, городских программ приватизации путем преобразования муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий и другого муниципального имущества.
3. Осуществление в установленном порядке процессов по приему и передаче муниципального имущества на основании постановлений, распоряжений соответствующих органов, а также на основании заключенных в установленном действующим законодательством порядке договоров.
4. Организация архивного дела, формирование, пополнение архивов по направлениям деятельности Управления и обеспечение их сохранности.
5. Координация управления финансово-хозяйственной деятельностью юридических лиц, в отношении которых Управление наделено правами учредителя (участника).
6. Подготовка плана муниципального заказа по предмету деятельности Управления.
7. Планирование соответствующих расходов бюджета, составление обоснования бюджетных ассигнований. Внесение предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.
8. Предоставление в порядке и пределах, установленных действующим законодательством, информации физическим и юридическим лицам для совершения сделок с недвижимым имуществом на территории Владивостокского городского округа и регистрации прав на него.
9. Организация работы по инвентаризации муниципального имущества, его списанию.
10. Обеспечение проведения торгов по продаже объектов недвижимости, а также прав на заключение договоров в отношении объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности.
11. Осуществление контроля эффективности использования подведомственными предприятиями и учреждениями муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а также ведение анализа эффективности деятельности подведомственных предприятий и учреждений.
12. Осуществление полномочий представителя учредителя и собственника имущества должника - муниципального унитарного предприятия при проведении процедур банкротства совместно с правовым управлением.
13. Контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты, начисления, учета, взыскания, принятия решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним и иным поступлениям в бюджет Владивостокского городского округа от использования муниципального имущества.
14. Осуществление контроля полноты и своевременного поступления доходов (в том числе в виде дивидендов, части прибыли) от участия Управления от имени Владивостокского городского округа в хозяйственных обществах в форме закрытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, открытых акционерных обществ, органах управления некоммерческих организаций и фондов, а также от приобретения долей (паи, акции) в уставном капитале открытых акционерных обществ, в порядке, установленном действующим законодательством.
15. Осуществление самостоятельно, либо через уполномоченный орган администрации города Владивостока функций по планированию и размещению муниципальных заказов от имени Управления, размещению на официальном сайте администрации города Владивостока www.vlc.ru, в разделе «Муниципальный заказ», и опубликованию в официальных печатных изданиях информации, касающейся размещения муниципальных заказов от имени Управления.
16. Принятие решения о выдаче дополнительного разрешения при необходимом изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, правообладателями которых является Владивостокский городской округ, муниципальное учреждение, муниципальное унитарное предприятие.
Таким образом, основной целью деятельности Управления является эффективное владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, находящимся в собственности Владивостокского городского округа.
Муниципальное имущество города Владивостока - движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности города Владивостока.
Управление и распоряжение муниципальным имуществом города Владивостока регулируется Положением Думы города Владивостока от 30 июля 2009 г. N 168-МПА «О способах управления и распоряжения муниципальным имуществом города Владивостока» [13]. Положение регулирует отношения, возникающие в связи с заключением договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества города Владивостока, вне зависимости от того, закреплено ли это имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными унитарными предприятиями или муниципальными учреждениями города Владивостока (при условии, что этим имуществом они могут распоряжаться только с согласия собственника) или не закреплено, за исключением случаев, если указанные права на это имущество предоставляются по другим основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Источником формирования муниципальной казны может быть имущество [15]:
а) переданное в муниципальную собственность города Владивостока в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
б) вновь созданное
или приобретенное непосредстве