Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 01:01, курсовая работа
Целью работы является изучение методов анализа внешней среды посредством методов стратегического планирования, анализ современного состояния и разработка направления совершенствования внешней среды организации, на примере ОАО «Гомельстекло».
Объектом исследования являются тенденции внешней среды, развитие и изменение ее факторов.
В процессе исследования были поставлены задачи:
- теоретическое описание внешней среды, изучение факторов микро- и макросреды;
- характеристика исследуемой организации;
- анализ внутренней и внешней среды, SWOT-анализ организации;
Введение 3
1. Теоретические аспекты внешней среды предприятия 5
1.1. Понятие и основные факторы внешней среды предприятия 5
1.2. Методы анализа внешней среды предприятия 15
2. Характеристика внешней среды ОАО "Гомельстекло" 24
2.1. Анализ технико-экономических показателей ОАО "Гомельстекло" 24
2.2. Анализ микросреды деятельности ОАО "Гомельстекло" 29
2.3. Анализ основных факторов макросреды ОАО "Гомельстекло" 43
3. Предложения по совершенствованию деятельности ОАО "Гомельстекло" на основе влияния факторов макросреды 47
3.1. Снижение ОАО Гомельстекло отпускной цены на стекло марок М0-М1 до уровня цена М2 + 3% 47
3.2. Открытие нового торгового дома 51
3.3. Добавление новой ассортиментной позиции (стекло джамбо размеров) 54
Заключение 56
Список использованной литературы 61
Основные положения PEST – Анализа [14, c.252]:
Стратегический анализ каждой из четырех указанных компонент должен быть достаточно системным, так как все эти компоненты тесным и сложным образом взаимосвязаны/
Нельзя полагаться только на эти компоненты внешней среды, так как реальная жизнь значительно шире и многообразнее.
PEST – Анализ
не является общим для всех
организаций, так как для
Таблица 1.4. Таблица PEST – анализа
Политика |
Экономика |
1 |
1 |
2 |
2 |
Социум |
Технология |
1 |
1 |
2 |
2 |
Примечание. Источник: [14, c.253].
«Гомельстекло» — это высокооснащенное, современное предприятие, крупнейшее в Европе по удельным показателям эффективности, единственный производитель флоат-стекла в Республике Беларусь. Особенность этого производственного процесса заключается в формировании ленты стекла на поверхности расплавленного олова. Годовые мощности составляют 18 млн. кв. м в год. Эта продукция пользуется огромным спросом как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами.
Продукция ОАО “Гомельстекло” сегодня востребована в 28 странах мира, в том числе в странах Европы (Австрия, Германия, Нидерланды, Польша), Ближнего Востока и Северной Африки (Алжир, Египет).
Завод ведет
свою историю с 1930 года, когда правительством
было принято решение о
Кроме основного производства стекла полированного «Гомельстекло» производит обработку и изготовление широкого спектра изделий из стекла, таких, как безопасное закаленное стекло (устанавливается на все автомобили и трактора, производимые в Беларуси). Стекло обладает повышенной механической прочностью, термической стойкостью при перепаде температур, безопасностью при разрушении.
Наряду с
высококачественным полированным стеклом,
ОАО «Гомельстекло» является единственным
производителем уникального по своим
техническим характеристикам
Также предприятие производит двух- и трехкамерные стеклопакеты, как обычного листового полированного стекла, так и из энергосберегающего и солнцезащитного стекла.
Действующий на предприятии комплект современного высокопроизводительного оборудования для промышленной переработки стекла фирм “TAMGLAS”, “GMS”, “Z.Bavelloni” позволил ОАО «Гомельстекло» модернизировать производство и вывести качество закаленного и мебельного стекла на высочайший мировой уровень.
На предприятии
функционирует система
В целом, ОАО «Гомельстекло» - одно из перспективных и наиболее развивающихся предприятий Республики Беларусь, которое уделяет большое внимание качеству выпускаемой продукции, о чем свидетельствует получение сертификата качества по международной системе качества ISO 9000 как в международных органах сертификации, так и в национальной системе.
Основные показатели по производству каждого вида продукции предприятия представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1. Структура производства ОАО «Гомельстекло»
за 2007-2009 гг. (млн.р.)
Наименование продукции |
Годы |
Темп роста 2009 к 2008, % (+; -) |
Темп роста 2009 к 2007, % (+; -) | ||
2007 |
2008 |
2009 | |||
Стекло листовое: сумма удельный вес, % |
127021 87,93 |
155388 87,83 |
187581 87,42 |
120,7 -0,41 |
147,7 -0,51 |
Пеностекло: сумма удельный вес, % |
4306 2,98 |
5758 3,25 |
7598 3,54 |
132,0 0,29 |
176,5 0,56 |
Тара деревянная: сумма удельный вес, % |
9445 6,54 |
12451 7,04 |
15995 7,45 |
128,5 0,42 |
169,3 0,92 |
Тепловая энергия: сумма удельный вес, % |
3595 2,49 |
3182 1,80 |
3256 1,52 |
102,3 -0,28 |
90,6 -0,97 |
Прочая продукция: сумма удельный вес, % |
90 0,06 |
138 0,08 |
154 0,07 |
111,6 -0,01 |
171,1 0,01 |
Итого |
144457 |
176917 |
214584 |
121,3 |
148,5 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Как видно, объем производства увеличивается по все видам продукции, кроме тепловой энергии. Что касается удельного веса, то тут рост наблюдается по пеностеклу, деревянной таре и прочей продукции. Удельный вес производства основного вида продукции – листового стекла – падает.
На рисунке 2.1 представлена структура производства продукции предприятием в 2009 году.
Рисунок 2.1. Структура продукции ОАО «Гомельстекло» в 2009 г.
Примечание. Источник: собственная разработка
Как видно из рисунка 2.1, в 2009 году основную долю в реализованной продукции составило листовое полированное стекло (87,42%). Также значительную долю по сравнению с прочими видами продукции занимают тара деревянная (7,45%) и пеностекло (3,54%). Наименьшую долю занимает тепловая энергия (1,52%) и прочая продукция (0,07%).
В таблице 2.2 приведем показатели хозяйственной деятельности за 2007-2009 годы (для расчетов используются индексы цен на промышленное производство строительных материалов: 2008 – 112,1%, 2009 – 112,7%).
Таблица 2.2. Основные показатели деятельности ОАО «Гомельстекло»
за 2007–2009 гг.
Показатели |
Годы |
Темп роста (%), изменение (+/-) | |||
2007 |
2008 |
2009 |
2009 к 2008 |
2009 к 2007 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Товарная продукция в дей-ствующих ценах, тыс.руб., 1-п |
144457 |
176917 |
214584 |
121,3 |
148,5 |
2. Товарная продукция в сопоставимых ценах, тыс. руб., 1-п |
144457 |
157821 |
169851 |
107,6 |
117,6 |
Продолжение табл. 2.2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3. Выручка от реализации, тыс.руб., ф2, 010 |
176904 |
209766 |
155105 |
73,9 |
87,7 |
4. Себестоимость продукции, тыс.руб., ф2, 040 |
139093 |
166436 |
144413 |
86,8 |
103,8 |
5. Балансовая прибыль, тыс.руб., ф2, 200 |
10883 |
15805 |
-12903 |
-81,6 |
-118,6 |
6. Прибыль от реализации, тыс.руб., ф2, 070 |
12531 |
14097 |
-10544 |
-74,8 |
-84,1 |
7. Среднесписочная численность, чел.. |
3514 |
3480 |
3323 |
95,5 |
94,6 |
8. Рентабельность реализованной продукции, %, 6/4*100 |
9,01 |
8,47 |
-7,30 |
-15,77 |
-16,31 |
9. Производ-ть труда в действующих ценах, тыс.руб. |
41,11 |
50,84 |
64,58 |
13,74 |
23,47 |
10. Производ-ть труда в сопоставимый ценах, тыс.руб. |
41,11 |
45,35 |
51,11 |
5,76 |
10,00 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Как видно из таблицы 2.2 объемы производства увеличиваются в действующих ценах как в 2009 году по сравнению с 2007 годом, так и в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Та же тенденция наблюдается и в сопоставимых ценах. Это свидетельствует о том, что инфляция растет менее высокими темпами, чем производимая предприятием продукция, а в 2009 году происходит также значительный рост объемов производства на самом предприятии.
Выручка от реализации является основным источником средств для предприятия, следовательно, исходя из того увеличивается она или снижается, можно судить о том, насколько эффективна работа предприятия в настоящем периоде и каковы перспективы развития производства в будущем периоде. На предприятии наблюдается рост выручки от реализации продукции, что говорит о росте эффективности его деятельности в последнем году.
Разница между объемом производства и реализации связана со своевременными отгрузками продукции со складов, реализацией остатков готовой продукции, находящихся по окончании 2007 года на складах предприятия. В 2009 году низкий объем реализации связан с кризисом в экономике и поэтому большими остатками на складах.
На предприятии наблюдается выгодное для него снижение себестоимости продукции в 2009 году по сравнению с 2008 годом, которое однако не сказывается на прибыли. Это связано со снижением цен на основные ресурсы, потребляемые предприятием, а также уменьшением расходов на оплату труда.
За счет того, что рост себестоимости продукции проходит более высокими темпами, чем рост выручки от реализации, на предприятии наблюдается снижение балансовой прибыли и прибыли от реализации. А также в 2009 году предприятие потерпело убытки, как от основного вида деятельности, так и в целом от всей работы.
Рентабельность реализованной продукции находится на положительном уровне только в 2007-2008 году, в 2009 году предприятие терпит убытки, что свидетельствует о неэффективности деятельности предприятия, снижении конкурентоспособности его продукции, неправильной политике предприятия в области сбыта и продвижения своей продукции на внутренних и внешних рынках.
Рассмотри такой немаловажный показатель работы предприятия, как производительность труда.
На ОАО «Гомельстекло» наблюдается постоянное увеличение производительности труда. Такое увеличение производительности труда обусловлено более быстрым сокращением численности работников по сравнению с темпами производимой продукции, а также внедрением на предприятии новых технологии, что позволяет даже при снижении среднесписочной численности работников увеличивать объемы производства и обеспечивать высокую производительность труда.
Рост же производительности труда в сопоставимых ценах также говорит об интенсивном развитии предприятия.
Основными составляющими микросреды любого предприятия являются поставщики, посредники, конкуренты, потребители и контактные аудитории. Влияние этих составляющих на деятельность предприятия очень велико. Сведем основные факторы микросреды в таблицу, в которой будет указана сущность фактора, механизм и направление его воздействия на деятельность предприятия.
Таблица 2.3. Основные факторы микросреды ОАО «Гомельстекло».
Наименование фактора |
Сущность влияния фактора |
Механизм воздействия фактора |
Направление воздействия |
1 |
2 |
3 |
4 |
Покупка потребителями стекла в основном через торговые дома |
Все основные контракты между производителями стекла и его потребителями заключаются посредством торговых домой, следовательно, организация дилерских центров используются предприятиями отрасли, как основной способ продажи товаров через посредников. В основном, данная система продаж используется на российском рынке. |
Благодаря этому каждое предприятие, производящее стекло стремиться развить собственную товаропроводящую сеть. В 2010 году через торговые дома предприятиями в России было реализовано 15467106 тыс.м.кв стекла, кроме того с каждым годом этот показатель увеличивался, что свидетельствует о положительной тенденции на будущее. Увеличение объемов продаж через торговые дома в целом положительно сказывается на деятельности предприятия, так как это позволяет ему увеличить общие объемы продаж и, следовательно, прибыль. |
Возможность |
Активное внедрение на рынки СНГ ведущих мировых корпораций |
Увеличивает уровень конкуренции на основном рынке предприятия Создание новых конкурентных производств в целевых регионах |
Часть потребителей отказывается от потребления продукции ОАО «Гомельстекло» в пользу продукции мировых лидеров данной отрасли. Из-за разницы в ценах и условиях поставок и предприятиям выгодно покупать стекло польского производство (40% всех средних и мелких предприятий РБ). Это снижает количество потребителей предприятия и объемы их закупок, что негативно сказывается на величине прибыли. По проведенным на предприятии исследованиям привлечению потребителей и переключению их с потребление польского стекла на стекло производства ОАО «Гомельстекло» можно снизив цены на стекло марок М0-М1 до уровня М2 + 3%. Это также будет способствовать привлечению новых потребителей и увеличению объемов прибыли. |
Угроза |