Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 01:01, курсовая работа
Целью работы является изучение методов анализа внешней среды посредством методов стратегического планирования, анализ современного состояния и разработка направления совершенствования внешней среды организации, на примере ОАО «Гомельстекло».
Объектом исследования являются тенденции внешней среды, развитие и изменение ее факторов.
В процессе исследования были поставлены задачи:
- теоретическое описание внешней среды, изучение факторов микро- и макросреды;
- характеристика исследуемой организации;
- анализ внутренней и внешней среды, SWOT-анализ организации;
Введение 3
1. Теоретические аспекты внешней среды предприятия 5
1.1. Понятие и основные факторы внешней среды предприятия 5
1.2. Методы анализа внешней среды предприятия 15
2. Характеристика внешней среды ОАО "Гомельстекло" 24
2.1. Анализ технико-экономических показателей ОАО "Гомельстекло" 24
2.2. Анализ микросреды деятельности ОАО "Гомельстекло" 29
2.3. Анализ основных факторов макросреды ОАО "Гомельстекло" 43
3. Предложения по совершенствованию деятельности ОАО "Гомельстекло" на основе влияния факторов макросреды 47
3.1. Снижение ОАО Гомельстекло отпускной цены на стекло марок М0-М1 до уровня цена М2 + 3% 47
3.2. Открытие нового торгового дома 51
3.3. Добавление новой ассортиментной позиции (стекло джамбо размеров) 54
Заключение 56
Список использованной литературы 61
Примечание. Источник: собственная разработка
Как видно из таблицы 2.12, наибольшая доля поставщиков приходится на страны СНГ (74,42%). Среди стран Дальнего зарубежья преобладают поставки от Германии (58,98%) и Нидерландов (11,14%), что касается остальных стран, то поставки от них незначительны.
Таким образом, анализ поставщиков материалов на ОАО «Гомельстекло» показал, что предприятие, имея большие потребности в материалах, работает с достаточно большим количеством поставщиков. Принцип работы с поставщиками на ОАО «Гомельстекло» заключается в том, что они ставятся в равные условия по отношению друг к другу.
Структура поставок в основном стабильна, т.к. длительное время предприятие уже работает на рынке, имеет наработанные длительные связи, определены основные рынки материалов и поставщики. Территориальная структура поставок практически неизменна, это объясняется следующими причинами, в первую очередь это длительные установившиеся хозяйственные связи, нарушать которые невыгодно предприятию, а во вторых предприятие старается работать напрямую с производителями.
В целом необходимо отметить, что предприятие достаточно эффективно ведет снабженческую деятельность, эффективность которой во многом зависит от правильно составленных и оформленных договоров поставки.
Таблица 2.13. Возможности и угрозы со стороны поставщиков
Возможности |
Угрозы |
Большое количество поставщиков |
Требования поставщиков 100% предоплаты |
Работа напрямую с производителями сырья |
Примечание. Источник: собственная разработка
Финансовые круги. ОАО «Гомельстекло» является клиентом ОАО «БПС-Банка», г. Костюковки. При регистрации завод предоставлял банку бухгалтерский баланс. Данный банк является наиболее важной контактной аудиторией предприятия.
Процентная ставка по кредитам устанавливается правлением банка в зависимости от суммы кредита, срока возврата кредита. Обеспечением предоставляемого кредита является залог имущества на сумму кредитных обязательств с учетом коэффициента. Залоговое имущество должно быть застраховано в страховой компании в пользу банка на случай причинения реального ущерба.
Основным условием получения кредита является устойчивое финансовое положение заемщика, наличие бизнес-плана инвестиционного проекта.
Учитывая устойчивость
финансового положения
СМИ. Организация заинтересована в распространении информации о ее деятельности. Для этого приглашаются корреспонденты, для которых проводятся экскурсии по заводу и беседы с главными специалистами. В основном информация распространяется через газеты (для белорусского рынка газеты «Строительство и недвижимость» и «Белорусский строительный рынок», а для России - «Строительная газета»), а также радиовещание и средства телевидения. Также завод использует СМИ для привлечения кадров на замещение вакантных должностей на конкурсной основе. Для этого даются рекламные объявления на областном радио.
Государственные учреждения. ОАО «Гомельстекло» взаимодействует с налоговой инспекцией, куда ежеквартально предоставляются отчеты по установленным налогам; с внебюджетными фондами, куда направляются отчеты о правильности начисления и перечисления денежных средств; с Министерством Архитектуры и строительства, куда ежегодно предоставляются отчеты о деятельности.
Внутренней контактной аудиторией являются рабочие и служащие данной организации. Для них ежегодно проводятся общие собрания, где делаются сообщения о проделанной работе, о настоящем положении дел, ставятся цели и задачи на будущее.
Что касается внешних контактных аудиторий, то здесь благодаря правильной политике о предприятии сложилось положительное мнение. Этому способствует забота организации о прилежащей территории, облагораживание ее, устройство клуб, организация хорошего внешнего освещения в темное время суток, расчистка прилежащих тротуаров в зимний период.
Таблица 2.14. Возможности и угрозы со стороны контактных аудиторий
Возможности |
Угрозы |
Хорошие отношения с кредитными организациями |
|
Тесный контакт со СМИ |
|
Положительные отзывы от внутренних и внешних аудиторий |
Примечание. Источник: собственная разработка
Качественный анализ факторов макросреды предприятия проводится с помощью методики PEST-анализа. Для начала необходимо построить матрицу, в которой основные макроэкономические факторы, которые оказывают наибольшее влияние на деятельность предприятия, объединяются в группы в соответствии с природой их происхождения.
Таблица 2.15. Матрица для проведения PEST-анализа
Политические факторы |
Технологические факторы |
1. Экспортно-ориентированная политика государства 2. Стабильная политическая ситуация в стране |
1. Внедрение на предприятия отрасли новых технологий |
Экономические факторы |
Социологические факторы |
1. Уровень инфляции в стране 2. Сезонность спроса |
1. Рост городов 2. Благоустройство культурных сооружений |
Примечание. Источник: собственная разработка
Далее проведем более подробный анализ факторов макросреды предприятия, описав их сущность, механизм и направление воздействия в таблице 2.16.
Таблица 2.16. Анализ факторов макросреды
Наименование фактора |
Сущность фактора |
Механизм воздействия |
Направление воздействия |
1 |
2 |
3 |
4 |
Экспортно-ориентированная политика государства |
Эта политика поддерживает предприятия, которые направляют свою продукцию на экспорт |
Эта политика способствует улучшению условий для продаж продукции предприятия на внешний рынок, что положительно сказывается на прибыли. В основном это обусловлено более высокой покупательской способностью внешнего рынка и платежеспособностью внешних потребителей. Благодаря этому увеличивается своевременный приток денежных средств на предприятие, что способствует улучшению качества производства и повышению его объемов. Из-за этого растет прибыль предприятия. |
Возможность |
Продолжение табл. 2.16
1 |
2 |
3 |
4 |
Стабильная политическая ситуация в стране |
При стабильной
политической ситуации в стране возможность
кардинального изменения |
Это дает предприятию возможность прогнозировать свою деятельность на долгосрочный период, опираясь на то, то законодательный фактор является неизменным. Благодаря стабильной ситуации с налоговыми платежами и экономическим положением внутренних заказчиков и государства предприятие может более уверено прогнозировать объемы своих продаж на внутренний рынок, а также разрабатывать меры по их повышений и, следовательно, увеличению прибыли от деятельности на внутреннем рынке. |
Возможность |
Уровень инфляции в стране |
Инфляция – обесценивание денег, проявляющееся в росте цен на товары и услуги, неподкрепленное ростом их качества. |
Инфляция с одной стороны способствует необоснованному росту цен на продукцию предприятия, что снижает ее конкурентоспособность и уменьшает объемы продаж, т.е. прибыль от реализации. С другой стороны растут цены и на сырье и материалы, т.о. инфляционные процессы способствуют созданию дисбаланса между затратами на производство и финансовыми результатами, что негативно отражается на деятельности предприятия и затрудняет стратегическое планирование как самой деятельности предприятия, так и мероприятий по ее совершенствованию, что существенно сокращает возможности получения дополнительной прибыли. |
Возможность и угроза |
Окончание табл. 2.16
1 |
2 |
3 |
4 |
Сезонность спроса |
Объемы реализации продукции различаются в разные времена года |
Из-за сезонности спроса на предприятии в определенные времена года образуется избыток готовой продукции на складах, что увеличивает расходы на ее хранение, т.е. общие издержки предприятия. Так как издержки напрямую влияют на размеры прибыли, то прибыль в данном случае уменьшается |
Угроза |
Внедрение на предприятия отрасли новых технологий |
Модернизация и реновация стекольных производств на территории СНГ, производящих стекло по методу Фурко |
Увеличивает возможность других предприятий освоить новую технологию производства и стать конкурентами ОАО «Гомельстекло». Т.е. это уменьшает количество клиентов предприятия, следовательно, объем продаж и прибыль от деятельности. |
Угроза |
Рост городов |
Увеличивает прирост городского населения, люди переезжают из сельской местности в города |
Переселенцы в города обустраивают свое место жительства, делают ремонт в квартирах, что увеличивает продажи предприятии населению. Так как цены на продукцию предприятия выше для розничных покупателей, то, следовательно, от продаж населению предприятие получает более высокие прибыли. Увеличение этих объемов продаж увеличивает соответственно, не только общую прибыль от реализации, но и рентабельность продаж. |
Возможность |
Благоустройство культурных сооружений |
Социальная
программа правительства |
Увеличивают госзаказы на реконструкцию и возведений дворцов культуры и прочих социально значимых объектов, что может позволить предприятию увеличить объемы продаж за счет выполнения госзаказов. Хотя цены, по которым предприятие продает свою продукцию государству иногда ниже рыночных, во многих случаях это позволяет предприятию увеличить прибыль за счет эффекта масштаба. |
Возможность |
Примечание. Источник: собственная разработка
Как видно из таблицы 2.16, у предприятия достаточно много возможностей, связанных с макросредой, что касается угроз, то они связаны с инфляцией, сезонностью спроса на продукцию ОАО «Гомельстекло» и внедрением на предприятия отрасли новых технологий.
На основании анализа, проведенного в предыдущих пунктах, строится SWOT-матрица, в которой отражаются основные возможности и угрозы внешней среды для предприятия и показывается направление их влияния на деятельность предприятия.
Таблица 2.17. SWOT-матрица
Возможности |
Угрозы |
1. Экспортно-ориентированная
политика предприятия государст
2. Покупка потребителями
стекла через торговые дома
позволяет увеличивать объемы
прибыли за счет развития
3. Большое количество
постоянных потребителей
4. Известность
предприятия в СМИ увеличивает
количество потенциальных |
1.Из-за сезонности
спроса на предприятии в
2. Внедрение на предприятия отрасли новых технологий увеличивает возможность других предприятий стать конкурентами ОАО «Гомельстекло»
3. Активное внедрение на рынки СНГ ведущих мировых корпораций увеличивает уровень конкуренции
4. Большие трудности
по обновлению оборудования |
Примечание. Источник: собственная разработка
Исходя из табл. 2.17 можно сделать вывод о том, что количество угроз и возможностей для ОАО «Гомельстекло» примерно одинаково, что говорит о том, что предприятие при правильном использовании своих ресурсов сможет добиться эффективного функционирования и стабильной прибыли.
Исходя из проведенного анализа деятельности предприятия и оценки факторов внешней среды можно сделать следующие выводы. На показатели деятельности ОАО «Гомельстекло» оказывают активное влияние и будут доминировать в отчетном периоде следующие факторы внешней среды: