Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 18:56, реферат
Краткое описание
Предпосылки собственно науки управления начинают появляться к XIX в. Управление начинает выделяться в самостоятельную область профессиональной деятельности и вместе с тем становится особым объектом исследования именно при капитализме. До этого времени управление было непосредственно вплетено в ту самую деятельность, которую оно упорядочивало. Что касается самого термина «управление», то до сих пор он употреблялся чаще всего в значении государственной деятельности, связанной с осуществлением власти, ибо власть и управление еще не разграничивались.
В своем развитии конфликт проходит
пять основных стадий.
Первая стадия характеризуется появлением
условий, создающих возможности для возникновения
конфликта в будущем, а именно:
проблем, связанных с общением
(неудовлетворительный обмен информацией,
отсутствие взаимопонимания в коллективе);
проблем, связанных с особенностями
работы организации (авторитарный стиль
управления, отсутствие четкой системы
оценки работы персонала и вознаграждений);
личностных качеств работников
(несовместимые системы ценностей, догматизм,
неуважение к интересам других членов
коллектива).
Вторая стадия характеризуется таким развитием
событий, при котором конфликт становится
очевидным для его участников. Об этом
могут свидетельствовать изменение взаимоотношений
между участниками конфликта, создание
напряженной обстановки, ощущение психологического
дискомфорта.
Третья стадия характеризуется очевидностью
намерений участников конфликта разрешить
создавшуюся конфликтную ситуацию. Здесь
можно выделить основные стратегии разрешения
конфликта:
конфронтация, когда одна из
сторон хочет удовлетворить свои интересы,
не считаясь с тем, как это повлияет на
интересы другой стороны;
сотрудничество, когда предпринимаются
активные попытки наиболее полно удовлетворить
интересы всех участвующих в конфликте
сторон;
стремление избежать конфликта,
когда конфликт игнорируется, стороны
не желают признавать его существование,
пытаются избегать людей, с которыми возможны
разногласия по тем или иным вопросам;
приспособленчество, когда одна из сторон конфликта стремится поставить интересы другой стороны выше собственных;
компромисс, когда каждая из
сторон конфликта готова частично пожертвовать
своими интересами во имя обших.
Четвертая стадия конфликта наступает, когда
намерения его участников воплощаются
в конкретные формы поведения. При этом
поведение участников конфликта может
принимать как контролируемые формы, так
и не контролируемые (столкновение групп
и т.д.).
Пятая стадия конфликта характеризуется
тем, какие последствия (позитивные или
негативные) наступают после разрешения
конфликта.
65) Методы управления конфликтами: структурные,
внутриличностные и переговоры.
Структурные
методы. Структурные методы разрешения
организационного конфликта базируются
на изменениях в структуре организации
и направлены на разрешение уже существующего
конфликта. Выделяют следующие группы
структурных методов.
Внутриличностные методы управления
конфликтом. Внутриличностный конфликт
- конфликт человека с самим собой, несоответствие
желаний и существующих возможностей,
недовольство самим собой.
Эта разновидность конфликта
может иметь как функциональные последствия
при стремлении человека к самосовершенствованию,
так и дисфункциональные последствия,
если способствует возникновению других
видов конфликтов, ухудшает состояние
здоровья.
Переговоры. Переговоры относятся
к специально подготовленным, регламентированным
беседам. Выделяют две главные цели переговоров:
разрешение конфликтов, споров;
организация сотрудничества.
Образно говоря, в обстоятельствах
конфликта задача переговоров заключается
в делении пирога на части и их распределении,
а в ситуации сотрудничества - в создании
нового пирога.
Типы решений в переговорах:
компромисс. Наиболее часто встречающийся
тип решений;
нахождение принципиально нового решения;
нахождение асимметричного решения.
66) Менеджеры в организациях. Типы менеджеров
Менеджер в современном
представлении — это лицо, занимающее
постоянную должность, наделенное полномочиями
и обладающее ответственностью в области принятия
решений по конкретным видам деятельности организации,
функционирующей в рыночных условиях.
Менеджеры среднего
уровня координируют работу менеджеров
нижнего уровня и выступают связующим
звеном между ними и высшим руководством.
Они принимают решения в соответствии
с содержанием задач внутренней среды
организации (предприятия).
Менеджеры низового
уровня организуют работу непосредственно
подчиняющихся им рабочих или других работников.
Они принимают оперативные решения в соответствии
с конкретными задачами возглавляемого
объекта.
Горизонтальное деление труда
в менеджменте позволяет выделить линейных
и функциональных руководителей.
Линейные руководители — это менеджеры, осуществляющие
координацию деятельности подразделений
в соответствии с целями и задачами своего
иерархического уровня.
Уровень линейного
руководителя определяется положением возглавляемого
им подразделения в иерархической структуре
организации (предприятия).
Функциональные руководители - это менеджеры, возглавляющие
отделы и службы в иерархической структуре
организации (предприятия), обеспечивающие
возможность принятия решений линейными
руководителями соответствующего иерархического
уровня.
Уровень функционального
руководителя определяется иерархическим
уровнем линейного руководства, работу
подразделения которого он обеспечивает.
Предприниматель - основная фигура рыночных
отношений, инновационная деятельность
которой связана с постоянным материальным
риском при организации нового предприятия
или разработкой новой идеи, новой продукции
или нового вида услуг, предлагаемых обществу
в условиях неопределенности рынка.
Бизнесмен - субъект рыночных отношений,
деловая активность которого связана
с наличием капитала (не только в денежной
форме) и направлена на решение задач,
связанных с осуществлением операций
обмена товаров и услуг между уже существующими
рыночными структурами при использовании
сложившихся в практике форм и методов
свободной хозяйственной деятельности.
Коммерсант — самостоятельный экономический
субъект рыночных отношений, специализирующийся
на существующих в условиях рынка видах
посреднической деятельности, удовлетворяющей
потребности общества и конкретной личности.
67) Качества необходимые
менеджеру
Основные качества,
необходимые менеджеру:
мировоззренческая позиция:
наличие выработанной управленческой
концепции;
желание обеспечить достижение
хозяйственных и социальных целей организации;
умение позитивно воздействовать
на людей, воспитывая личным примером;
деловая компетенция:
обладать профессиональными
знаниями в области рыночной экономики;
обладать опытом работы в сфере
хозяйственной деятельности;
владеть современными методами
менеджмента;
административный талант:
проявлять предприимчивость
в расширении сферы деятельности;
обладать опытом административной
работы;
иметь высокий уровень культуры
профессионального общения;
уметь осуществлять корпоративную
поддержку;
личностные качества:
генетическая предрасположенность
к лидерству;
обладать чувством внутренней
свободы и готовности к риску;
критически оценивать свои
достижения;
уметь гармонизировать межличностные отношения;
Мировоззренческая
позиция - это социальное качество личности, обладающей нравственными установками, характерными для определенного вида деятельности.
Деловая компетенция - это качество личности, обладающей умением вести хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений.
Административный
талант — это качество личности, обладающей
организаторскими способностями, обеспечивающими
реальную возможность доводить начатое
дело до конца.
Личностные качества - это свойства личности, обеспечивающие деловую и психологическую поддержку социального окружения в процессе практической деятельности.
68) Требования, предъявляемые к менеджеру
В соответствии с этими уровнями
к менеджерам предъявляются различные
требования. Требования эти высоки для
любого уровня менеджеров. В общем, линейные
руководители среднего звена занимаются
решением поставленных задач, низшего
звена — устранением проблем, связанных
с достижением целей, а высшего звена —
постановкой общих целей. Таким образом,
хотя и кажется, что ответственность распределена
равномерно, больше всего ее лежит на руководителях
высшего порядка. Так уж заведено, что
если какое-то предприятие не удается,
то винят во всем руководителя, а если
фирма достигает успеха, то этот успех
принадлежит исключительно сотрудникам
данной организации.
Однако, можно перечислить общие
требования, предъявляющиеся к менеджерам
любого уровня. Итак, требования можно
разделить на 6 основных блоков:
1. Знание специальности:
- знание технологии производственного процесса и его функционирования;
- знание теории менеджмента, основных законов и приемов;
- знание общей экономической теории;
- знание теории маркетинга;
- а также общая эрудиция по специальности;
- знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);
2. Личные качества:
- умение быть в форме;
- выносливость в состоянии неопределенности и стресса;
- выдержка в любой конфликтной ситуации;
- коммуникативность;
- умение слушать;
- интуиция;
- приспособляемость к ситуации;
- восприимчивость критики, самокритичность;
- уверенность в себе;
- авторитетность;
- стремление к успеху и готовность работать для этого;