Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 21:28, курсовая работа
Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники и ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Но единой стратегии для всех компаний не существует, также как и единого универсального стратегического управления.
Введение
.Методологические основы стратегического менеджмента
.1 Научные гипотезы
.2Научные подходы к стратегическому менеджменту
.Сущность и содержание стратегического менеджмента
.1Сущность стратегического менеджмента
.2Содержание стратегического менеджмента
.Характеристики стратегического менеджмента
.1Условия возникновения стратегического менеджмента
.2Новая управленческая пирамида
.3Отличительные характеристики стратегического менеджмента
.4Преимущества и ограничения стратегического менеджмента
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
.Методологические основы стратегического менеджмента
.1 Научные гипотезы
.2Научные подходы к стратегическому менеджменту
.Сущность и содержание стратегического менеджмента
.1Сущность стратегического менеджмента
.2Содержание стратегического менеджмента
.Характеристики
.1Условия возникновения стратегического менеджмента
.2Новая управленческая пирамида
.3Отличительные
.4Преимущества и ограничения стратегического менеджмента
Заключение
Список литературы
Введение
Стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций. Значение стратегического поведения, позволяющее фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, открываемых достижениями науки и техники и ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления. Но единой стратегии для всех компаний не существует, также как и единого универсального стратегического управления. Таким образом, чтобы составить стратегию для конкретной фирмы, нужно провести стратегичсекий анализ ее внутренней и внешней среды.
стратегический менеджмент стратегия
1. Методологические
основы стратегического
.1 Научные гипотезы
В системе стратегического менеджмента все большее значение начинают приобретать методологические подходы, под которыми понимается единое целостное направление использования логики, принципов и методов стратегического управления в ходе разработке прогнозов, проектов, стратегических программ и планов всех уровней и временных горизонтов. Все они базируются на определенных гипотезах.
Гипотеза случайности. Единого рецепта управления компанией не существует. Иногда гипотезу о случайности трактуют следующим образом: если универсальное решение отсутствует, значит, каждая компания уникальна по своей природе и должна и должна искать свой собственный путь. Однако в настоящее время понимание данной гипотезы таково: между двумя общими для всех решениями есть некоторый набор различных типов управленческого поведения, соответствующих различным типам проблем.
Гипотеза о зависимости от внешней среды. Проблемы, которые ставит перед компанией внешняя среда, определяют оптимальную модель поведения фирмы. Во второй половине ХХ века эта гипотеза приобрела жизненноважное значение. В начале века, когда компании во многом сами определяли свое окружение, ею можно было пренебречь.
Гипотеза о соответствии (заимствована из кибернетики). Для достижения успеха уровень агрессивности стратегии компании должен соответствовать уровню турбулентности среды.
Гипотеза о стратегии, способности и деятельности. Деятельность компании оптимальна, когда ее стратегическое поведение соответствует уровню турбулентности среды, а деловые способности соответствуют стратегическому поведению.
Гипотеза о многоэлементности, отвергающая положение о том, что какой-то один компонент управления, будь то ключевые менеджеры, структура, культура или система, является главным для достижения успеха. Наоборот, успех компании - результат взаимодействия и взаимодополнения нескольких ключевых элементов (хотя при различных условиях один или несколько компонентов могут преобладать над другими).
Гипотеза о сбалансированности. Для каждого уровня турбулентности среды можно подобрать комбинацию (вектор) элементов, оптимизирующую успех фирмы. Достаточно одного взгляда, чтобы понять, что лишь небольшое число компаний ведет себя оптимально.
1.2 Научные подходы к стратегическому менеджменту
Анализ теории и практики управления экономическими системами позволил установить необходимость применения к стратегическому менеджменту следующих научных подходов:
системный поход - рассмотрение системы (предприятия) как совокупности взаимосвязанных элементов, имеющей вход, выход (цель), связь с внешней средой, обратную связь;
маркетинговый подход - ориентация управляющей подсистемы на потребителя;
функциональный подход - рассмотрение потребности как совокупности функций, необходимых для ее удовлетворения;
воспроизводственный подход - ориентация на постоянное возобновление производства товара для потребностей конкретного рынка с наименьшими совокупными затратами;
нормативный подход - установление нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента по важнейшим элементам;
комплексный подход - учет технических, экономических, организационных, экологических, социальных, психологических аспектов менеджмента в их взаимосвязи;
интеграционный подход - нацеленность на исследование и усиление взаимосвязей между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента; между стадиями жизненного цикла объекта управления; между уровнями управления по вертикали; между субъектами управления по горизонтали;
динамический поход - рассмотрение объекта управления в диалекти-ческом развитии, в причинно-следственных связях и соподчиненности;
процессный подход - рассмотрение функций управления как серии непрерывных взаимосвязанных действий;
количественный подход - переход от качественных оценок к количественным при помощи математических и статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы баллов;
административный подход - регламентация функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах;
поведенческий подход - оказание помощи работнику в осознании его возможностей и способностей на основе применения концепций поведенческих наук.
ситуационный подход - использование методов, наиболее отвечающих данной ситуации и адаптированных к ней.
2. Сущность и
содержание стратегического
.1 Сущность стратегического менеджмента
Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:
В каком положении предприятие находится в настоящее время?
В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
Каким способом достигнуть желаемого положения?
Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.
По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.
Стратегические решения - это управленческие решения, которые:
) ориентированы на будущее
и закладывают основу для
) сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учиты-вают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;
) связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрез-вычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.
К числу стратегических решений можно отнести:
реконструкцию предприятия;
внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);
организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);
выход на новые рынки сбыта;
приобретение, слияние предприятий и т. д.
2.2 Содержание стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.
Содержанием стратегического менеджмента являются:
определение назначения и главных целей бизнеса фирмы;
анализ внешней среды фирмы;
анализ ее внутренней обстановки;
выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ) фирмы;
анализ портфеля диверсифицированной фирмы;
проектирование ее организационной структуры;
выбор степени интеграции и систем управления;
управление комплексом "стратегия - структура - контроль";
определение нормативов поведения и политик фирмы в отдельных сферах ее деятельности;
обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании;
совершенствование стратегии; структуры управления.
Взаимосвязь этих компонентов отражена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Содержание стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент начинается с определения миссии (назначения) и главных целей фирмы. Это устанавливает контекст, в пределах которого должна формироваться стратегия и определяться критерии ее пригодности. Миссия (назначение) устанавливает, зачем фирма существует и что она должна делать. Целью внешнего анализа является идентификация стратегических благоприятных возможностей и угроз. Внешнее окружение фирмы рассматривается на двух уровнях: отраслевое и более широкое макроокружение.
Целью внутреннего анализа является идентификация сильных и слабых сторон в деятельности фирмы. Это включает идентификацию количественных и качественных характеристик ресурсов организации в сферах производства, маркетинга, управления материалами, НИОКР, информационного обеспечения, финансов и т.д.
Стратегический выбор включает генерацию ряда стратегических альтернатив, соответствующих миссии и задачам фирмы, ее внутренним сильным и слабым сторонам, внешним благоприятным возможностям и альтернативам. Основой этого процесса обычно является SWOT-анализ. Для диверсифицированной фирмы проблемой является выбор оптимального набора СЗХ (создание оптимального портфеля СЗХ), для чего используются специальные процедуры (так называемая "матричная техника"). Оптимизация портфеля СЗХ связана с использованием стратегий входа на рынок и ухода из него.
Для реализации избранной стратегии фирма должна использовать подходящую организационную структуру и соответствующую систему организационного контроля.
Практически стратегия разрабатывается на четырех уровнях управления фирмой (табл. 1).
Таблица 1 - Основные уровни разработки стратегии фирмы
УровеньОтветственные за разработку (принятие решения)Содержание разработкиКорпоративная стратегияИсполнительный директор, ключевые вице-директоры (решение принимается/ пересматривается советом директоров)Создание и управление портфелем СЗХ Обеспечение синергизма СЗХ как конкурентного преимущества Определение инвестиционных приоритетов и управление ресурсами в наиболее привлекательных СЗХ Пересмотр/ревизия/унификация основных стратегических подходов шефов СЗХСтратегия СЗХГлавный менеджер/шеф СЗХ (решения принимаются/ пересматриваются руководством фирмы)Определение действий и подходов для успешной конкуренции и в интересах получения конкурентных преимуществ. Формирование реакции на изменение внешних условий. Унификация стратегических инициатив ключевых функциональных служб. Действия по решению специфических проблемФункциональная стратегияФункциональные менеджеры (решения обычно принимаются /пересматриваются совместно с руководством СЗХ)Создание функциональных подходов поддержки стратегии бизнеса и достижения функциональных целей и функциональных стратегий в НИОКР, производстве, маркетинге, финансах, кадрах. Пересмотр/ревизия/унификация основных подходов менеджеров более низкого уровняОперативная стратегияШефы полевых единиц/ менеджеры более низкого уровня, в том числе функциональные (решения, принимаются/ пересматриваются начальниками функциональных отделов)Разработка более узких и специфических подходов и действий в поддержку функциональных и СЗХ стратегий и в интересах достижения целей полевых единиц и функциональных отделов
Этот процесс схематично отображен на рисунке 2.
Рисунок 2 -Потоки информации при формировании стратегии диверсифицированной фирмы
Стратегический менеджмент распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Можно сказать, что формулировка стратегии (образа действий) и ее четкий инструментарий являются ядром управления и наиболее верным признаком хорошего менеджмента компании.
3. Характеристики стратегического менеджмента
.1 Условия возникновения стратегического менеджмента
К основным условиям возникновения стратегического менеджмента относятся:
технологические прорывы, требующие
прогнозирования новых производственно-
насыщение рынка товаров и услуг, что привело к усилению конкуренции и усложнению запросов потребителей;
Информация о работе Преимущества и ограничения стратегического менеджмента