Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 23:26, курсовая работа
Целью данной работы является характеристика принципов государственного управления.
Для достижения данной цели были поставлены следующие исследовательские задачи:
проанализировать понятие принципа государственного управления;
выделить особенности системы принципов государственного управления;
рассмотреть отдельные виды принципов государственного управления;
охарактеризовать реализацию принципов государственного управления в Республике Беларусь;
В результате данной работы можно сделать следующие выводы.
Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления, выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению.
В курсовой работе приведены различные подходы к систематизации принципов государственного управления. В частности, согласно одному из них, принципы делятся на общие, частные, и организационно-технологические (Л.В. Сморгунов). Согласно другому подходу (Г.В. Атаманчук), среди принципов государственного управления выделяются: 1) общественно-политические принципы; 2) функционально-структурные принципы; 3) организационно-структурные принципы; 4) принципы государственно-управленческой деятельности. В тоже время, белорусский ученый-правовед А. Н. Крамник выказывает мнение о том ,что в Республике Беларусь существует два вида принципов, связанных с государственным управлением: основные (социальная направленность; приоритетность человека, его прав и свобод; законность; гласность; народность; интернациональность; сочетание централизации и децентрализации; ответственность; профессионализм; научность и специальные (принципы построения системы управления и принципы деятельности аппарата управления).
Рациональное и действенное применение принципов государственного управления предусматривает поэтому достижение определенного единства, согласованности, надежной связи между объективной закономерностью, отношением и взаимосвязью государственного управления, познанной и закрепленной принципом, и конкретной деятельностью субъективного фактора, главным образом, органов государственной власти и местного самоуправления. В идеальном варианте возможно и достижимо совпадение, тождество управленческой деятельности и направления, содержания и возможностей принципов государственного управления.
Но оно осуществимо при соблюдении по крайней мере следующих предпосылок:
- во-первых, при постоянном и
глубоком исследовании
- во-вторых, при существовании и непрерывном улучшении механизма применения принципов государственного управления, что предполагает единство теории и практики управления, отлаженность процесса совершенствования государственного управления;
- в-третьих, при наличии системы стимулов, гарантий и защитных средств, обеспечивающих практическую реализацию принципов государственного управления, что непосредственно связано с их нормативным закреплением.
С этой точки зрения следует отметить в качестве позитивного тот факт, что в Конституции Республики Беларусь уделено существенное внимание закреплению целого ряда принципов государственного управления (о чем указывалось в данной работе). Но только основы, которые нельзя как недооценивать, так и переоценивать. Необходимо дальнейшее законодательное «развертывание» данных принципов государственного управления, а также последующее их использование в конкретных управленческих решениях и действиях.
Принципы государственного управления взаимосвязаны между собой. И для практики управления весьма актуально знание того, каков же конечный результат их совокупного применения, ведь применение одного принципа, взятого изолированно, существенно отличается от его применения во взаимосвязи с другими принципами. Но это, так сказать, один аспект взаимосвязи принципов государственного управления, указывающий на зависимость каждого отдельного принципа от других. Другой аспект заключается в том, что в социальной реальности все принципы используются одновременно и необходимо целостное представление об их применении, Принципы государственного управления применяются в рамках их системы и как система.
Имея источником объективные закономерности, отношения и взаимосвязи, принципы государственного управления реализуются благодаря и посредством субъективной деятельности, главным образом деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Эта объективно-субъективная зависимость позволяет выявлять и оценивать степень освоения объективных закономерностей, отношений и взаимосвязей и использования их в общественной практике.
Чем более организация и функционирование компонентов субъекта государственного управления соответствуют требованиям системы принципов, тем социально эффективнее будут результаты государственного управления. Поэтому критерием эффективности применения принципов государственного управления является, прежде всего, достижение системности государственного управления, а посредством ее — гармоничности и комплексности общественной жизни в целом и ее отдельных сфер и областей. Проблема принципов государственного управления еще раз подтверждает одну и ту же посылку: все находится в руках людей, зависит от их разума и, главное, его организованного приложения к какому-либо делу.
16 Василевич Г.А Конституционные основы
формирования социального государства
в Республике Беларусь / Г.А Василевич
// Журнал "ПРАВО И ПОЛИТИКА" [ Электронный
ресурс].- 2000.-№ 6 -Режим доступа: http://library.by/portalus/