Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:39, курсовая работа
Целью работы является: сбор и анализ информации о существующих методиках анализа организационных структур, анализа существующих организационных структур и современные принципы их построения.
В работе решаются такие задачи как:
рассмотрение содержания организационных структур и их характеристики;
предложение путей совершенствования организационных структур.
I. Глава. Содержание организационных структур и их характеристика
1. Основные принципы построения организационных структур
1.1 Типы организационных структур управления
1.2 Требования к организационной структуре и процесс её формирования
1.3 Основная характеристика организационных структур
1.4 Принципы совершенствования и проектирования организационных структур
1.5 Методы проведения работ по совершенствованию структур управления
Глава II. Разработка стратегической маркетинговой программы компании ОАО «Empress Hall» / «Импресс Холл»
2. Организационная структура.
2.1. Миссия и дерево целей организации.
2.2. Портфель организации.
2.3. Портфельный анализ
2.4. Разработка стратегии
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
ЧИТИНСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
(ЧИ ГОУ ВПО «БГУЭП»)
Кафедра экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Менеджмент»
На тему: «Принципы и методы построения современных организационных структур»
Выполнила: Кузькина О. В.
Специальность: МО-12
Проверила: Криклевская Л.Ю.
2013г
Введение
I. Глава. Содержание организационных структур и их характеристика
1. Основные принципы построения организационных структур
1.1 Типы организационных структур управления
1.2 Требования к организационной структуре и процесс её формирования
1.3 Основная характеристика организационных структур
1.4 Принципы совершенствования и проектирования организационных структур
1.5 Методы проведения работ по совершенствованию структур управления
Глава II. Разработка стратегической маркетинговой программы компании ОАО «Empress Hall» / «Импресс Холл»
2. Организационная структура.
2.1. Миссия и дерево целей организации.
2.2. Портфель организации.
2.3. Портфельный анализ
2.4. Разработка стратегии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В условиях становления рыночной экономики в нашей стране особое актуальное значение приобретают вопросы совершенствования организации и управления, позволяющие повысить социально-экономическую эффективность предприятия.
В системе мер реализации экономической реформы особое значение придается повышению уровня работы с кадрами, постановке этой работы на прочный научный фундамент, использованию накопленного в течение многих лет отечественного и зарубежного опыта.
Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики является проблема в области работы с персоналом. Результаты деятельности многих предприятий и накопленный опыт их работы с кадрами показывают, что формирование производственных коллективов, обеспечение высокого качества кадрового потенциала являются решающими факторами эффективности производства и конкурентоспособности продукции.
Социально-экономическое значение кадровой
работы в условиях рыночной экономики
существенно изменяется, и она перестает
быть только организационно-
Поэтому данная работа актуальна и имеет важное практическое значение.
Предметом исследования в данной работе является: основные принципы построения организационных структур. Объектом исследования - современная организационная структура.
Целью работы является: сбор и анализ информации о существующих методиках анализа организационных структур, анализа существующих организационных структур и современные принципы их построения.
В работе решаются такие задачи как:
рассмотрение содержания организационных структур и их характеристики;
предложение путей совершенствования организационных структур.
Глава I. Содержание организационных структур и их характеристика
Определенная организация наблюдалась еще на стадии интеллектуального труда ремесленника. Она зародилась из многократно повторяющихся производственных функций, выполняемых ремесленником для достижения конечной цели своего труда. Устойчивая реализация производственных функций и образует простейшую форму организации процесса производства, то есть его первоначальную структуру, существующую еще в скрытом состоянии. Основой этого явления было кооперированное производство, развитие которого привело к выделению функций управления, формирующих организационную структуру.
Организационная структура - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно1.
1. Понятие и принципы построения организационных структур
К структуре управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое для менеджмента значение. Они учитываются в принципах формирования организационной структуры управления, разработке которых было посвящено немало работ отечественных авторов в дореформенный период. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:
Под организационной структурой понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми 2.
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структурой управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы, либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.
Принципы формирования организационной структуры:
Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.
Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.
Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров. Практически это означает, что попытки слепо копировать структуры управления, успешно функционирующие в других социально-культурных условиях, не гарантируют желаемого результата3.
Главный фактор, «задающий» возможные контуры параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур.
Таким образом, автор отметил, что важный фактор построения управленческих структур - это уровень развития на предприятии. Внутренним выражением организационной структуры управления является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Она направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними прав и ответственности.
1.1 Типы организационных структур управления
В данном параграфе представлены основные типы организационных структур управления.
В зависимости от характера связей между подразделениями организации различают следующие типы организационных структур:
Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция.
Суть: в современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства. Такая структура плохо совместима с современной философией качества.
Функциональная организационная структура основана на создании подразделений для выполнения определённых функций на всех уровнях управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д.
│
Суть: Такой вид организационной структуры является развитием линейной и призван ликвидировать ее важнейший недостаток, связанный с отсутствием звеньев стратегического планирования. В остальном эта структура соответствует линейной4.
Функционально-линейная структура (штабное управление) представляет собой комбинацию линейной структуры с системой выделения определённых функций.
Суть: линейно - штабная структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной структуры к более эффективным. Структура позволяет, правда в ограниченных пределах, воплощать идеи современной философии качества.
Рисунок 1.3. Функционально - линейная структура
Линейная организационная структура с перекрёстными функциями. При такой организационной структуре сохраняется движение по инстанциям, но определённые функции, относящиеся ко всему предприятию, например, кадровая политика, подготовка производства, учёт и отчётность, планирование сроков и контроль за их выполнением и т.д. выделяются в функциональные отделы, которым предоставляются полномочия для дачи распоряжения.
Дивизиональная структура управления. В результате диверсификации производства многие предприятия перестраивают свою организационную структуру, образуя отделы, ориентирующиеся на производство определённой продукции (продуктовая структура управления) или на пространственное единство (региональная структура управления)5.
Суть: достоинства дивизионных структур перевешивают их недостатки только в периоды достаточно стабильного существования, при нестабильном окружении они рискуют повторить судьбу динозавров. При данной структуре, возможно, воплотить большую часть идей современной философии качества.
Рисунок 1.4. Дивизиональная структура
Матричная (программно-целевая) структура управления. Матричная структура управления может быть охарактеризована как «решетчатая» организация, построенная на основе принципа двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функционального подразделения, которое предоставляет персонал и другие ресурсы руководителю проекта (или целевой программы), с другой, - руководителю временной группы, который наделен необходимыми полномочиями и несет ответственность за сроки, качество и ресурсы6.
Суть: внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников7.
Матричная структура управления
Рисунок 1.5. Матричная (программно-целевая) структура
Директор |
||||||||||||
А |
Б |
В |
|
Руководители функциональных служб | ||||||||
Г |
||||||||||||
Д |
||||||||||||
Е |
||||||||||||
|
|
|||||||||||
Руководители целевых программ |
Специальные функции, выполняемые целевой программой |
Информация о работе Принципы и методы построения современных организационных структур