Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:11, контрольная работа
С начала века и до 60-х годов руководителей мало интересовали проблемы, возникающие внутри предприятий. Лишь с развитием общества, усложнением выпускаемой продукции, ростом наукоемких производств управленческая наука стала подходить к решению возникающих проблем, исходя из того обстоятельства, что работа фирмы во многом обусловлена внутренней средой.
1.2 Цели и задачи управления персоналом
Всю совокупность целей организации можно разделить на четыре вида, или блока:
- экономические (получение
расчетной модели прибыли от
реализации продукции или
- научно-технические
(обеспечение заданного научно-
- производственно-коммерческие
(производство и реализация
- социальные (достижение
заданной степени
Каждый из названных блоков имеет свою цель первого уровня, основное содержание которой можно кратко выразить следующим образом.
Исходя из целей, стоящих перед организацией на этапе роста, цель управления персоналом заключается в создании гибких механизмов управления, позволяющих быстро адаптировать персонал к условиям деятельности в растущей организации, сохранить и пополнить команду единомышленников новыми сотрудниками, обеспечивая при этом как достижение целей организации, так и удовлетворение интересов работников. Для достижения этих целей, следует решить ряд взаимосвязанных задач:
- разработать единые
принципы стратегического
- стимулировать адаптацию
персонала к изменениям в
- создать действенную
систему мотивации и
- создать систему оценки персонала;
- стимулировать повышение
квалификации и обучение
- обеспечить организацию
оптимальным составом
2. Методы управления персоналом
Методы управления
персоналом - способы воздействия
на коллективы и отдельных работников
в целях осуществления
Организационное нормирование в организациях предусматривает большее количество нормативов, включающее:
- качественно-технические
нормативы (технические
- технологические (маршрутные и технологические карты и т.п.);
- эксплуатационно-ремонтные (например, нормативы планово - предупредительного ремонта);
- трудовые нормативы (разряды, ставки, шкалы премирования);
- финансово-кредитные
(размер собственных оборотных
средств, погашение ссуд банка)
- нормативы рентабельности и взаимоотношений с бюджетом (отчисления в бюджет);
- материально-снабженческие
и транспортные нормативы (
- организационно-управленческие
нормативы (правила
Эти нормативы затрагивают
все стороны деятельности организации.
Особое значение имеет нормирование
информации, так как ее поток, объемы
постоянно возрастают. Организационно-методическое
инструктирование осуществляется в
форме различных инструкций и
указаний, действующих в организации.
В актах организационно-
- должностные инструкции,
устанавливающие права и
- методические указания,
описывающие выполнение
- методические инструкции,
которые определяют порядок
- рабочие инструкции,
определяющие
Акты организационного
регламентирования, нормирования и
организационно-методического
Плановое ведение
хозяйства является главным законом
функционирования любой организации,
которая имеет четко
Социально-психологические
методы основаны на использовании социального
механизма управления (система взаимоотношений
в коллективе, социальные потребности
и т. д.). Специфика этих методов
заключается в значительной доле
использования неформальных факторов,
интересов личности, группы, коллектива
в процессе управления персоналом.
Социально-психологические
По масштабу и способам воздействия этот метод можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направлены наличность конкретного человека. Такое разделение достаточно условно. Так как в современном общественном производстве человек всегда действует не изолированно, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов управления персоналом. Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов. Социологические методы управления персоналом составляют научный инструментарий в работе с персоналом. Они представляют необходимые данные для подбора оценки, расстановки и обучения персонала. И позволяют обоснованно принимать кадровые решения:
- анкетирование позволяет
собирать необходимую
- интервьюирование
предполагает подготовку до
- социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских связей в коллективе;
- метод наблюдения
позволяет выявить качества
- собеседование является
распространенным методом при
деловых переговорах, приеме
Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации. Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации. Оно исходит из необходимости концепции всестороннего развития личности человека, устранения негативных тенденций деградации отсталой части трудового коллектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов.
К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести:
- формирование подразделений (команд) на основе психологического соответствия сотрудников;
- комфортный психологический климат в коллективе;
- формирование личной мотивации людей исходя из философии организации;
- минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);
- разработку служебной
карьеры на основе
- рост интеллектуальных
способностей членов
- формирование корпоративной
культуры на основе норм
Целесообразно, чтобы психологическое планирование выполняла профессиональная психологическая служба организации, состоящая из социальных психологов. Методы управления персоналом можно так же квалифицировать по принадлежности к общей функции управления: методы нормирования; методы организации; методы планирования; методы организации; методы координации; методы регулирования; методы мотивации; методы контроля; методы анализа; методы учета.
Более подробная классификация данных методов по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом. По этому признаку выделяются методы:
- найма;
- отбора и приема персонала;
- деловой оценки персонала;
- социализации;
- профориентации
и трудовой адаптации
- мотивации трудовой деятельности персонала;
- организации системы обучения персоналом;
- управление конфликтами и стрессами;
- управление безопасностью персонала;
- организации труда персонала;
- управления деловой
карьерой и служебно-
3. Функции управления персоналом.
Общий обзор функций управления персоналом фирмы
По уровням управления
традиционно функции
Заместитель директора по кадрам:
- организует работу
по обеспечению фирмы кадрами
требуемых профессий,
- разрабатывает проекты контрактов на работников и обеспечивает их хранение;
- участвует в обосновании
потребной численности
- ведет анализ
использования трудовых
- руководит разработкой
перспективных и текущих