Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 16:01, курсовая работа
Как принять правильное решение? Этот вопрос мы задаём себена протяжении всей жизни. И как часто принимаем решения в лучшем случае на основе интуиции.
Хорошо известно, что методами рационального осмысления сложных проблем владеют немногие. Но как же быть остальным?Ведь решения надо принимать каждый день. А если задача очень сложна, многогранна, информационно неполна, то здесь на одной интуиции далеко не уйдешь.
Как сделать процесс принятия решения комфортным, технологичным, а самое главное, эффективным, если Вы – руководитель предприятия, или аналитик, или просто человек, который большую часть своего времени должен тратить на это?
Введение 3
1. Формулировка проблемной ситуации 4
2. Постановка цели 6
3. Важность целей 7
4. Варианты решения 8
5. Сравнение альтернатив 9
6. Формализация высказываний 10
Заключение 16
Список литературы 17
Оглавление
Введение 3
1. Формулировка проблемной ситуации 4
2. Постановка цели 6
3. Важность целей 7
4. Варианты решения 8
5. Сравнение альтернатив 9
6. Формализация высказываний 10
Заключение 16
Список литературы 17
Как принять правильное решение? Этот вопрос мы задаём себена протяжении всей жизни. И как часто принимаем решения в лучшем случае на основе интуиции.
Хорошо известно, что методами рационального осмысления сложных проблем владеют немногие. Но как же быть остальным?Ведь решения надо принимать каждый день. А если задача очень сложна, многогранна, информационно неполна, то здесь на одной интуиции далеко не уйдешь.
Как сделать процесс принятия решения комфортным, технологичным, а самое главное, эффективным, если Вы – руководитель предприятия, или аналитик, или просто человек, который большую часть своего времени должен тратить на это?
В настоящее время существует множество информационных технологий, позволяющих предельно облегчить жизнь и помочь в решении проблем, связанных с процессами принятия решений в различных предметных областях. Остановимся на методе расстановки приоритетов (МРП) и рассмотрим его подробнее.
Управленческое решение – это выбор альтернатив, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочии и компетентности и направленный на достижение целей организации.
Задача принятия решений является основной, решаемой в процессеуправления. Трактовка принятия решения как задачи позволяет болеечетко сформулировать ее содержание, определить технологию и методыее решения.
Задача принятия решений направлена на определение наилучшего,оптимального способа действия для достижения поставленной цели.
Цель – идеальное представление желаемого состояния системы илирезультата деятельности.
Если фактическое состояния системы не соответствует желаемому,то возникает проблема. Выработка плана действий по устранению проблемы составляет сущность задачи принятия решений.
Условия, с которым всегда связана проблема, обобщенно называютситуацией.
Совокупность проблемы и ситуации образует проблемную ситуацию S0.
Выявление и описание проблемной ситуации дает исходную информацию для постановки задачи принятия решений.
Субъектом всякого решения является лицо, принимающее решение(ЛПР). Оно может быть индивидуальным или групповым.
Процесс принятия решений имеет протяженность во времени. В процессе принятия решений формулируются альтернативные (взаимоисключающие) варианты и оценивается их предпочтительность.
Предпочтение – интегральная оценка качества решений, основанная на объективном анализе и субъективном понимании ЛПР ценности, эффективности решений.
Для осуществления выбора наилучшего
решения индивидуальноеЛПР
Решение называется допустимым, если оно удовлетворяет наложенным ограничениям, и эффективным, если в данной ситуации не существует более предпочтительного решения.
Решение называется оптимальным y*, если оно обеспечиваетextremum целевой функции выбранного критерия или удовлетворяетпринципу группового согласования.
Управленческие решения, принимаемые руководителем (ЛПР), какправило, касаются не только текущих, но и перспективных вопросов,поэтому они всегда содержат элемент неопределенности. Недостаточнополная информация для принятия решений, необходимость учета социально-психологических факторов усложняют процесс разработки и выбора решений.
Сложные управленческие задачи, затрагивающие различные стороны деятельности человека, носят многокритериальный (многоцелевой)характер. Наличие нескольких целей, количественная неопределенностькритериев достижения целей, сложность взаимосвязей различных факторов, недостаточный объем объективной исходной информации не даетвозможности построить строгие экономико-математические модели, которые в простых задачах позволяют найти оптимальное решение. Таккак оптимальный вариант решения определить удается редко, то обычно выбирается предпочтительный вариант, т. е. наиболее целесообразный в данных условиях. При выборе такого варианта особое значениеприобретает субъективная информация, получаемая ЛПР из какого-либоисточника или путем опроса экспертов, от знания, профессиональногоопыта и способностей которых зависит степень близости принимаемого варианта решения к оптимальному. Методы экспертных оценок, использующие специальные логические приемы и математические методы, позволяют повысить достоверность и объективность информациипри ее сборе, обобщении и анализе, и могут быть применены при выборе варианта управленческого решения.
Одним из простых и универсальных
методов обработки
В общем случае метод расстановки приоритетов может найти широкое применение в различных технических и экономико-организационных задачах, которые не могут быть решены непосредственным образом в виду отсутствия полной и надежной информации о последствияхпринимаемых решений; например, задач оценки кадров и управления(выбор кандидатов на замещение вакантной должности, управленияи подведения итогов работы подразделения и отдельных сотрудникови т. п.), выбор типа рекламы, способов проникновения на сегментрынка, организационно-экономических задач (распределение прибыли, выбор организационной структуры управления и т. п.).
В задаче расстановки приоритетов в основу способа оценки экспертами или ЛПР последствий решений положен способ парных сравнений (СПС), основной задачей которого является выявление их относительных предпочтений в каждой возможной паре решений. Абсолютные оценки (например, балльная) обладают, как правило, свойствомтранзитивности, т. е. "логичности" предпочтений (так, при балльнойоценке трех объектов а, в и с, если а лучше в, а в лучше с, то а, естественно, лучше с). СПС при независимом сравнении каждой пары объектов между собой свойством транзитивности не обладает, что дает дополнительную исходную информацию и является одним из преимуществ такого способа.
Вследствие этого результат
парного сравнения более точно
отражаетсубъективное предпочтение, ибо
на выбор здесь налагаются наименьшие
ограничения, и способ не навязывает эксперту
или ЛПР априорных условий.
Перейдем к рассмотрению проблемной ситуации.
"Босфор" - кафе ресторанного
типа, которое было открыто в
октябре 2003 года. Первоначально
В середине 2004 года был открыт второй зал (зал для курящих), который получил название «Морской зал».
В 2005 году открылся третий зал «Свадебный», который рассчитан на 50 человек. Основное назначение данного зала – проведение свадебных банкетов. Кроме того в нем проводятся торжества, посвященные юбилеям, корпоративным вечерам, выпускным.
В 2007 году руководство принимает решение открыть четвертый зал на 120 посадочных мест. Зал получил название «Парадный». Особую популярность зал получил благодаря своей вместительности (входит в число самых больших банкетных помещений города) и технической оснащённости, а также системами вентиляции и кондиционирования. "Парадный" зал легко трансформируется и в банкетный, и в конференц-зал. С открытия данного зала начало набирать обороты еще одно направление деятельности – проведение собраний и различный конференций.
По многочисленным просьбам посетителей был открыт VIP-зал, отличающийся изысканным восточным стилем и уютной атмосферой, позволяющей расслабиться в узком кругу до 20 человек.
Несмотря на кризисные явления
в мировой экономике, кафе не только
не потеряло своих клиентов, но и
успешно развивалось, благодаря
правильному подходу
На сегодняшний день, кафе состоит из 5 залов и осуществляет деятельность по обслуживанию банкетов, ля-карта, бизнес-ланчей, организации питания туристов и студентов, кейтеринг.
В начале декабря планируется расширение производства и открытие еще одного кафе. В связи с чем, встает проблема выбора нежилого помещения под аренду.
Выбор арендуемого помещения – это всегда очень ответственное мероприятие, которое определяет дальнейшееразвитие любого предприятия на годы вперед, поэтому подходить к этому вопросу необходимо со знанием дела, учитывать множество факторов.
Для выбора помещения под арендупоставим следующие цели:
Отдаленность от метро – важный показатель, так как от него зависит проходимость в кафе. Чем ближе кафе расположено к метро, тем больше посетителей. Поэтому максимальное расстояние от метро должно не превышать 7 минут ходьбы.
Стоимость 1м2 в год должна быть в интервале от 12 до 20 тыс. рублей.
Руководство планирует открытие небольшого кафе, поэтому общая площадь должна быть 100-120 м2.
Пусть отдаленность от метро – это цель №1, стоимость 1м2 в год – №2, а общая площадь - №3.
Тогда важность моих целей можно распределить таким образом:
Рассмотрев множество нежилых помещений под аренду, остановимся на 3 альтернативах, которые удовлетворяют поставленным целям:
1) Нежилое помещение №1 (y1):
2) Нежилое помещение №2 (y2):
3) Нежилое помещение №3 (y3):
Сравним полученные альтернативы:
Цель 1
Цель 2
Цель 2*
*Арендатор нежилого помещения №3 снизил стоимость 1м2 в год на 3 тысячи рублей, что в результате составило 13 тысяч рублей в год за 1м2.
После того, как мы сравнили альтернативы, построим матрицы парных сравнений (матрицы смежности)
(1)
в которой коэффициенты сijявляются числовой мерой представления ЛПР о превосходстве (предпочтении) i-го объекта над j-м:
(2)
где а – любое рациональное число в интервале 0< а £ 1 (при средней степени различия между сравниваемыми объектами величина а принимается равной 0,5).
В каждой i-й строке матрицыС определяется сумма всех коэффициентов сij для каждого i-го объекта
(3)
Для каждого i-го объекта определяется абсолютное значение приоритета Рiабс
(4)
Вычисляется относительная величина приоритета каждого объекта
(5)
Матрица смежности для определения предпочтительности альтернатив по 1 цели.
Таблица 1
yi |
y1 |
y2 |
y3 |
||||||
y1 |
1,0 |
1,5 |
1,5 |
4,0 |
11,5 |
0,46 | |||
y2 |
0,5 |
1,0 |
0,5 |
2,0 |
5,5 |
0,22 | |||
y3 |
0,5 |
1,5 |
1,0 |
3,0 |
8,0 |
0,32 | |||
25,0 |
1,0 |
Информация о работе Принятие решений в условиях неопределенности