Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:26, лекция
В условиях современного бизнеса роль эффективного управления на основе достоверной информации возрастает многократно. Ошибки менеджмента, основывающиеся на недостаточных или неверно интерпретированных данных, могут привести к краху даже крупные компании. Наиболее интересные технологии и правила управления и планирования предоставляет стратегический менеджмент, который занимается вопросами разработки и реализации стратегии фирмы.
Управление проектом и оценка риска. Проект не завершен до тех пор, пока менеджер проекта не сможет продемонстрировать, что система работает надежно.
Жизненный
цикл ИС – период создания и использования
ИС, охватывающий ее различные состояния,
начиная с момента
Жизненный цикл ИС разделяется на следующие стадии:
предпроектное обследование;
проектирование;
разработка ИС;
ввод ИС в эксплуатацию;
эксплуатация ИС;
завершение эксплуатации ИС.
Итак, информационная система управления предприятием (ИСУП) – это операционная среда, которая способна предоставить менеджерам и специалистам актуальную и достоверную информацию о всех бизнес-процессах предприятия, необходимую для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа. Другими словами, современная ИСУП - это система, несущая в себе описание полного рыночного цикла – от планирования бизнеса до анализа результатов деятельности предприятия. Реально часто начинают с частичной компьютеризации информационных процессов, например, в рамках бухгалтерии или складского хозяйства.
Задачи ИСУП
Управление предприятиями в современных условиях требует все большей оперативности. Поэтому использование информационных систем управления предприятием (ИСУП) является одним из важнейших рычагов развития бизнеса.
Частные
задачи, решаемые ИСУП, во многом определяются
областью деятельности, структурой и
другими особенностями
Таблица 1.
Основные задачи ИСУП
№ |
Уровни и службы управления |
Решаемые задачи |
1 1 |
Руководство предприятия |
обеспечение достоверной информацией о финансовом состоянии компании на текущий момент и подготовка прогноза на будущее; - обеспечение контроля за работой служб предприятия; - обеспечение четкой координации работ и ресурсов; - предоставление оперативной информации о негативных тенденциях, их причинах и возможных мерах по исправлению ситуации; формирование
полного представления о |
2 |
Финансово-бухгалтер-ские службы |
- полный контроль за движением средств; - реализация необходимой менеджменту учетной политики; - оперативное определение дебиторской и кредиторской задолженностей; - контроль за выполнением договоров, смет и планов; - контроль за финансовой дисциплиной; - отслеживание движения товарно-материальных потоков; -оперативное
получение полного набора |
3 |
Управление производством |
контроль за выполнением производственных заказов; - контроль за состоянием производственных мощностей; - контроль за технологической дисциплиной; - ведение документов для сопровождения производственных заказов (заборные карты, маршрутные карты); оперативное
определение фактической |
4 |
Службы маркетинга |
- контроль за продвижением новых товаров на рынок; - анализ рынка сбыта с целью его расширения; - ведение статистики продаж; - информационная поддержка политики цен и скидок; - использование базы стандартных писем для рассылки; контроль за выполнением поставок заказчику в нужные сроки при оптимизации затрат на транспортировку |
5 |
Службы сбыта и снабжения |
- ведение баз данных товаров, продукции, услуг; - планирование сроков поставки и затрат на транспортировку; - оптимизация транспортных маршрутов и способов транспортировки; - компьютерное ведение контрактов |
6 |
Службы складского учета |
- управление многозвенной структурой складов; - оперативный поиск товара (продукции) по складам; - оптимальное размещение на складах с учетом условий хранения; управление поступлениями с учетом контроля качества; инвентаризация |
Место ИСУП в системе контроллинга
Информационные
системы управления являются компьютерной
поддержкой контроллинга, который в
свою очередь является основным поставщиком
информации для управления предприятия.
Цель информационной поддержки контроллинга
– обеспечить руководство информацией
о текущем состоянии дел
Таблица 2.
Основные задачи контроллинга
|
|
Основные решаемые задачи |
1 |
Контроллинг в системе управления |
Целевая задача стратегического контроллинга – обеспечение продолжительного успешного функционирования организации. Основная задача оперативного контроллинга – обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержки менеджеров предприятия |
2 |
Финансовый контроллинг |
Поддержание рентабельности и обеспечение ликвидности предприятия |
3 |
Контроллинг на производстве |
Информационное обеспечение |
4 |
Контроллинг маркетинга |
Информационная поддержка |
5 |
Контроллинг обеспечения ресурсами |
Информационная обеспечение |
6 |
Контроллинг в области логистики |
Текущий контроль за экономичностью
процессов складирования и |
Сравним (в соответствии с табл.3) основные задачи, которые решают ИСУП и контроллинг (см. табл.1 и табл.2).
Таблица 3.
Сравнение задач ИСУП и контроллинга
Задачи ИСУ, решаемые для |
Задачи контроллинга, решаемые |
Руководства предприятия |
Контроллингом в системе управления |
Финансово-бухгалтерских служб |
Финансовым контроллингом |
Управления производством |
Контроллингом на производстве |
Служб маркетинга |
Контроллингом маркетинга |
Служб сбыта и снабжения |
Контроллингом обеспечения ресурсами |
Служб складского учета |
Контроллингом в области логистики |
Из табл.3 видно, что задачи ИСУП, решаемые для каждого уровня управления и службы предприятия, соответствуют задачам, решаемым контроллингом в той или иной сфере деятельности предприятия (а именно, контроллингом в системе управления, финансовым контроллингом и т.д.).
Если рассматривать структуру ИСУП, то можно выделить 5 основных модулей, которые присутствуют в каждой информационной системе. Это финансово-экономическое управление, бухгалтерия и кадры, склад, производство, торговля (сбыт).
Анализ 27 самых известных ИСУП, представленных на российском рынке (по данным Интернета), проведен в 2002 г. Е.А. Гуськовой. Результаты представлены в табл.4. Можно сделать вывод о том, что только единицы имеют встроенный модуль контроллинга (см. табл. 4).
Таблица 4.
Наличие модуля контроллинга в российских ИСУП
|
Название продукта |
Компания |
Модуль контроллинга (+ - есть, 0 – нет) |
1 |
ABACUS |
Омега |
0 |
2 |
ALFA v 2.3 |
Информконтакт |
0 |
3 |
AVACCO |
AVACCO SOFT |
+ |
4 |
NS 2000 |
Никос-Софт |
0 |
5 |
RS Balance вер. 2.7 |
RStyle Softlab |
0 |
6 |
Solegem |
Технос-К |
0 |
7 |
Аккорд |
Алтант-информ |
0 |
8 |
Алеф |
Алеф Консалтинг&Софт |
0 |
9 |
Апрель |
ИНИСТЭК |
0 |
10 |
АС+ |
Борлас |
0 |
11 |
БОСС Корпорация |
Айти |
+ |
12 |
БЭСТ-про |
Интеллект-сервис |
0 |
13 |
Галактика |
Галактика |
+ |
14 |
Гепард |
Эйс |
0 |
15 |
Инталев:корпор финансы |
Инталев |
0 |
16 |
Лагуна 2000 |
Аккорд софт |
0 |
17 |
ЛокОФФИС |
ЛокИС |
0 |
18 |
М-3 |
Клиент-сервер-ные-технологии |
+ |
19 |
Модуль Менеджер-контактов |
IBS TopS Ланит |
0 |
20 |
Монополия |
Формоза-софт |
0 |
21 |
Парус |
Парус |
0 |
22 |
ТБ Корпорация |
ТБ софт |
0 |
23 |
ТЕКТОН |
ТЕКТОН, ИнтелГрупп |
0 |
24 |
ТИС (торгво-информационная система) |
ТИС |
0 |
25 |
Флагман |
Инфософт |
+ |
26 |
Фигаро-ERP |
Бизнес-Консоль |
+ |
27 |
Эталон |
Цефей |
0 |
Перспективы совместного развития ИСУП и контроллинга
Для того, чтобы заглянуть в будущее, попробуем сначала вернуться в прошлое.
Развитие
методов управления промышленными
предприятиями в начале ХХ века связывают
прежде всего с именами Г. Форда,
Ф.Тейлора, Г. Гантта, А. Файоля и др.
Именно А. Файоль разделил действия администрации
на ряд функций, к которым отнес
прогнозирование и
Модель управления запасами, приводящая к «формуле квадратного корня» для оптимального размера заказа, предложена Ф. Харрисом в 1915 г., но получила известность после публикации широко известной работы Р. Вильсона в 1934 г., а потому часто называется моделью Вильсона [6, с.224-225]. Мощный толчок теория управления запасами получила в 1951 г. благодаря работам К. Эрроу (будущего нобелевского лауреата по экономике), Т. Харриса, Дж. Маршака. В 1952 г. были опубликованы работы А. Дворецкого, Дж. Кифера, Дж. Вольфовитца. На русском языке теория управления запасами в целом рассматривается в работах Е. Булинской 1964 г., Дж. Букана, Э. Кенингсберга 1967 г., Ю. Рыжикова 1969 г., А. Орлова 1975 г. и 1979 г. [6, гл.5] и др.
Необходимо отметить работы по созданию ИСУП киевского института кибернетики АН УССР, созданного Б. Гнеденко в 1950-х годах [6, c.5] (в 1961 г. этот институт возглавил В.М.Глушков). В начале 60-х в США начались работы по автоматизации управления запасами. Конец 60-х связан с работами О.Уайта, который при развитии систем автоматизации промышленных предприятий предлагал рассматривать в комплексе производственные, снабженческие и сбытовые подразделения. В публикациях О.Уайта были сформулированы алгоритмы планирования, сегодня известные как MRP — планирование потребностей в материалах — в конце 60-х годов, и MRP II — планирование ресурсов производства — в конце 70-х — начале 80-х гг. [7, c.24]. Отнюдь не все современные концепции управления возникали в США. Так, метод планирования и управления Just-in-time («точно вовремя») появился на предприятиях японского автомобильного концерна в 50-х годах, а методы OPT— оптимизированная технология производства созданы в Израиле в 70-х годах. Концепция компьютеризированного интегрированного производства CIM возникла в начале 80-х годов и связана с интеграцией гибкого производства и систем управления им. Методы CALS — компьютерная поддержка процесса поставок и логистики возникли в 80-х годах в военном ведомстве США для повышения эффективности управления и планирования в процессе заказа, разработки, организации производства, поставок и эксплуатации военной техники. [8, c.12]. Система ERP – планирование ресурсов корпорации предложена аналитической фирмой Gartner Group не так давно, в начале 90-х, и уже подтвердила свою жизнеспособность. [9, c.3]. Системы CRM – управление взаимоотношениями с клиентами стали нужными на высококонкурентном рынке, где в фокусе оказался не продукт, а клиент. Многое было сделано в СССР и в России, прежде всего в Институте проблем управления, Центральном экономико-математическом институте, ВНИИ системных исследований и Вычислительном центре РАН.
В настоящее время постепенно акцент в планировании ресурсов предприятий (на основе ERP-систем) смещается к поддержке и реализации процессов управления цепью поставок (SCM–систем), управления взаимоотношениями с заказчиками (CRM-систем) и электронного бизнеса (e-commerce систем).
Проанализируем тенденции развития российского рынка программного обеспечения для автоматизации процесса управления предприятиями. Можно сделать вывод о его динамичном развитии и усложнении круга задач, требующих автоматизации. Вначале руководители российских предприятий чаще всего ставили простейшие задачи, в частности, задачу автоматизации процесса работы бухгалтерии. С развитием компаний, усложнением бизнес-процессов возникала потребность не только в «посмертном бухгалтерском учете», но и в управлении материально-техническим снабжением (логистическими процессами), работой с дебиторами и кредиторами и многими другими задачами, которыми ставит перед предприятием внутренняя и внешняя среда. Для решения этих задач стали использовать корпоративные информационные системы управления – решения, охватывающие деятельность всего предприятия.
Таким образом, в результате «эволюции» ИСУП превратилась из компьютерной бухгалтерии и автоматизированной системы управления запасами в комплексную систему управления всего предприятия.
В настоящее
время на рынке представлено большое
количество типовых ИСУП - от локальных
(стоимостью до 50 тыс. долл. США) до крупных
интегрированных (стоимостью от 500 тыс.
долл. США и выше). Типовые решения
этих ИСУП «привязываются» фирмами-
Отметим, что в настоящее время основная часть ИСУП разрабатывается не на основе типовых решений, а в единичном экземпляре для каждого отдельного предприятия. Это делается соответствующими подразделениями предприятий с целью наиболее полного учета особенностей конкретных предприятий [10, с.28-41].
Классификация типовых систем, имеющихся на российском рынке, представлена в табл.5. Она разработана в [11, с.27-28].
Приведем описание основных типов ИСУП.
· Локальные системы. Как правило, предназначены для автоматизации деятельности по одному - двум направлениям. Зачастую могут быть так называемым "коробочным" продуктом. Стоимость таких решений лежит в пределах от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов США.
· Финансово-управленческие системы. Такие решения обладают гораздо большими функциональными возможностями по сравнению с локальными. Однако их отличительная черта - это отсутствие модулей, посвященных производственным процессам. И если в первой категории представлены только российские системы, то здесь соотношение российского и западного продуктов примерно равное. Сроки внедрения таких систем могут колебаться в районе года, а стоимость – от 50 тыс. долл. до 200 тыс. долл. США. Системы, обозначенные в табл.5 как «переходные», находятся в стадии перехода в класс средних интегрированных систем.
Информация о работе Принятие решений на основе информационных систем и контроллинга