Принятие решений на основе информационных систем и контроллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:26, лекция

Краткое описание

В условиях современного бизнеса роль эффективного управления на основе достоверной информации возрастает многократно. Ошибки менеджмента, основывающиеся на недостаточных или неверно интерпретированных данных, могут привести к краху даже крупные компании. Наиболее интересные технологии и правила управления и планирования предоставляет стратегический менеджмент, который занимается вопросами разработки и реализации стратегии фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Принятие решений на основе информационных систем и контроллинга.docx

— 48.35 Кб (Скачать файл)

Управление  проектом и оценка риска. Проект не завершен до тех пор, пока менеджер проекта не сможет продемонстрировать, что система работает надежно. 

Жизненный цикл ИС – период создания и использования  ИС, охватывающий ее различные состояния, начиная с момента возникновения  необходимости в данной ИС и заканчивая моментом ее полного вывода из эксплуатации.  

Жизненный цикл ИС разделяется на следующие  стадии: 

предпроектное обследование; 

проектирование;  

разработка  ИС; 

ввод  ИС в эксплуатацию; 

эксплуатация  ИС; 

завершение  эксплуатации ИС.

Итак, информационная система управления предприятием (ИСУП) – это операционная среда, которая способна предоставить менеджерам и специалистам актуальную и достоверную информацию о всех бизнес-процессах предприятия, необходимую  для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа. Другими  словами, современная ИСУП - это система, несущая в себе описание полного  рыночного цикла – от планирования бизнеса до анализа результатов  деятельности предприятия. Реально  часто начинают с частичной компьютеризации  информационных процессов, например, в  рамках бухгалтерии или складского хозяйства.

 

Задачи ИСУП

 

Управление  предприятиями в современных  условиях требует все большей  оперативности. Поэтому использование  информационных систем управления предприятием (ИСУП) является одним из важнейших  рычагов развития бизнеса.

Частные задачи, решаемые ИСУП, во многом определяются областью деятельности, структурой и  другими особенностями конкретных предприятий. В качестве примеров можно  сослаться на опыт создания ИСУП для  предприятия – оператора связи [1, с.19-21] и опыт внедрения партнерами фирмы SAP системы R/3 на ряде предприятий  СНГ и дальнего зарубежья [2, с.2-6]. При этом примерный перечень задач  менеджмента, которые должна решать ИСУП на различных уровнях управления предприятием и для различных  его служб, к настоящему времени  можно считать общепризнанным среди  специалистов. Он приведен в табл.1. При решении этих задач широко используются различные методы теории принятия решений, в том числе  эконометрические и оптимизационные.

Таблица 1. 

Основные  задачи ИСУП

Уровни и службы управления

Решаемые задачи

1

1

Руководство предприятия

обеспечение достоверной информацией  о финансовом состоянии компании на текущий момент и подготовка прогноза на будущее;

-        обеспечение контроля за работой служб предприятия;

-        обеспечение четкой координации работ и ресурсов;

-        предоставление оперативной информации о негативных тенденциях, их причинах и возможных мерах по исправлению ситуации;

формирование  полного представления о себестоимости  конечного продукта (услуги) по компонентам  затрат

2

Финансово-бухгалтер-ские службы

-        полный контроль за движением средств;

-        реализация необходимой менеджменту учетной политики;

-        оперативное определение дебиторской и кредиторской задолженностей;

-        контроль за выполнением договоров, смет и планов;

-        контроль за финансовой дисциплиной;

-        отслеживание движения товарно-материальных потоков;

-оперативное  получение полного набора документов  финансовой отчетности 

3

Управление производством

контроль за выполнением производственных заказов;

-        контроль за состоянием производственных мощностей;

-        контроль за технологической дисциплиной;

-        ведение документов для сопровождения производственных заказов (заборные карты, маршрутные карты);

оперативное определение фактической себестоимости  производственных заказов 

4

Службы маркетинга 

-        контроль за продвижением новых товаров на рынок;

-        анализ рынка сбыта с целью его расширения;

-        ведение статистики продаж;

-        информационная поддержка политики цен и скидок;

-        использование базы стандартных писем для рассылки;

контроль  за выполнением поставок заказчику  в нужные сроки при оптимизации  затрат на транспортировку

5

Службы сбыта и снабжения

-        ведение баз данных товаров, продукции, услуг;

-        планирование сроков поставки и затрат на транспортировку;

-        оптимизация транспортных маршрутов и способов транспортировки;

- компьютерное  ведение контрактов 

6

Службы складского учета

-        управление многозвенной структурой складов;

-        оперативный поиск товара (продукции) по складам;

-        оптимальное размещение на складах с учетом условий хранения;

управление  поступлениями с учетом контроля качества;

инвентаризация


 

 

Место ИСУП в системе контроллинга

 

 

 Информационные  системы управления являются компьютерной поддержкой контроллинга, который в  свою очередь является основным поставщиком  информации для управления предприятия. Цель информационной поддержки контроллинга – обеспечить руководство информацией  о текущем состоянии дел предприятия  и спрогнозировать последствия  изменений внутренней или внешней  среды [3, с.44] . Основные задачи контроллинга согласно [4, с.19] представлены в табл.2.

 

 

 

Таблица 2. 

Основные  задачи контроллинга

 

 

 

 

Основные решаемые задачи

1

Контроллинг в системе  управления

Целевая задача стратегического контроллинга – обеспечение продолжительного успешного функционирования организации. Основная задача оперативного контроллинга – обеспечение методической, информационной и инструментальной поддержки менеджеров предприятия

2

Финансовый контроллинг

Поддержание рентабельности и обеспечение  ликвидности предприятия

3

Контроллинг на производстве

Информационное обеспечение процессов  производства и управления

4

Контроллинг маркетинга

Информационная поддержка эффективного менеджмента по удовлетворению потребностей клиентов

5

Контроллинг обеспечения  ресурсами

Информационная обеспечение процесса приобретения производственных ресурсов, анализ закупаемых ресурсов, расчет эффективности  работы отдела снабжения

6

Контроллинг в области  логистики

Текущий контроль за экономичностью процессов складирования и транспортировки  материальных ресурсов


Сравним (в соответствии с табл.3) основные задачи, которые решают ИСУП и контроллинг (см. табл.1 и табл.2).

Таблица 3. 

Сравнение задач ИСУП и контроллинга

Задачи ИСУ, решаемые для

Задачи контроллинга, решаемые

Руководства предприятия

Контроллингом в системе управления

Финансово-бухгалтерских служб

Финансовым контроллингом

Управления производством

Контроллингом на производстве

Служб маркетинга

Контроллингом маркетинга

Служб сбыта и снабжения

Контроллингом обеспечения ресурсами

Служб складского учета

Контроллингом в области логистики


Из  табл.3 видно, что задачи ИСУП, решаемые для каждого уровня управления и  службы предприятия, соответствуют  задачам, решаемым контроллингом в  той или иной сфере деятельности предприятия (а именно, контроллингом  в системе управления, финансовым контроллингом и т.д.).

Если  рассматривать структуру ИСУП, то можно выделить 5 основных модулей, которые присутствуют в каждой информационной системе. Это финансово-экономическое  управление, бухгалтерия и кадры, склад, производство, торговля (сбыт).

Анализ 27 самых известных ИСУП, представленных на российском рынке (по данным Интернета), проведен в 2002 г. Е.А. Гуськовой. Результаты представлены в табл.4. Можно сделать  вывод о том, что только единицы  имеют встроенный модуль контроллинга (см. табл. 4).

 

 

 

 

 

Таблица 4.

Наличие модуля контроллинга в российских ИСУП

 

 

Название продукта

Компания

Модуль контроллинга

(+ - есть, 0 – нет)

1

ABACUS

Омега

0

2

ALFA v 2.3

Информконтакт

0

3

AVACCO

AVACCO SOFT

+

4

NS 2000

Никос-Софт

0

5

RS Balance вер. 2.7

RStyle Softlab

0

6

Solegem

Технос-К

0

7

Аккорд

Алтант-информ

0

8

Алеф

Алеф Консалтинг&Софт

0

9

Апрель

ИНИСТЭК

0

10

АС+

Борлас

0

11

БОСС Корпорация

Айти

+

12

БЭСТ-про

Интеллект-сервис

0

13

Галактика

Галактика

+

14

Гепард

Эйс

0

15

Инталев:корпор финансы

Инталев

0

16

Лагуна 2000

Аккорд софт

0

17

ЛокОФФИС

ЛокИС

0

18

М-3

Клиент-сервер-ные-технологии

+

19

Модуль Менеджер-контактов

IBS TopS Ланит

0

20

Монополия

Формоза-софт

0

21

Парус

Парус

0

22

ТБ Корпорация

ТБ софт

0

23

ТЕКТОН

ТЕКТОН, ИнтелГрупп

0

24

ТИС (торгво-информационная система)

ТИС

0

25

Флагман

Инфософт

+

26

Фигаро-ERP

Бизнес-Консоль

+

27

Эталон

Цефей

0


 

 

Перспективы совместного развития ИСУП и контроллинга

 

Для того, чтобы заглянуть в будущее, попробуем сначала вернуться  в прошлое.

Развитие  методов управления промышленными  предприятиями в начале ХХ века связывают  прежде всего с именами Г. Форда, Ф.Тейлора, Г. Гантта, А. Файоля и др. Именно А. Файоль разделил действия администрации  на ряд функций, к которым отнес  прогнозирование и планирование, создание организационных структур, руководство командой, координацию (действий менеджеров) и контроль. [5, гл.2].  

Модель управления запасами, приводящая к «формуле квадратного корня» для оптимального размера заказа, предложена Ф. Харрисом в 1915 г., но получила известность после публикации широко известной работы Р. Вильсона в 1934 г., а потому часто называется моделью Вильсона [6, с.224-225]. Мощный толчок теория управления запасами получила в 1951 г. благодаря работам К. Эрроу (будущего нобелевского лауреата по экономике), Т. Харриса, Дж. Маршака. В 1952 г. были опубликованы работы А. Дворецкого, Дж. Кифера, Дж. Вольфовитца. На русском языке теория управления запасами в целом рассматривается в работах Е. Булинской 1964 г., Дж. Букана, Э. Кенингсберга 1967 г., Ю. Рыжикова 1969 г., А. Орлова 1975 г. и 1979 г. [6, гл.5] и др.

Необходимо  отметить работы по созданию ИСУП киевского  института кибернетики АН УССР, созданного Б. Гнеденко в 1950-х годах [6, c.5] (в 1961 г. этот институт возглавил В.М.Глушков). В начале 60-х в США начались работы по автоматизации управления запасами. Конец 60-х связан с работами О.Уайта, который при развитии систем автоматизации промышленных предприятий предлагал рассматривать в комплексе производственные, снабженческие и сбытовые подразделения. В публикациях О.Уайта были сформулированы алгоритмы планирования, сегодня известные как MRP — планирование потребностей в материалах — в конце 60-х годов, и MRP II — планирование ресурсов производства — в конце 70-х — начале 80-х гг. [7, c.24]. Отнюдь не все современные концепции управления возникали в США. Так, метод планирования и управления Just-in-time («точно вовремя») появился на предприятиях японского автомобильного концерна в 50-х годах, а методы OPT— оптимизированная технология производства созданы в Израиле в 70-х годах. Концепция компьютеризированного интегрированного производства CIM возникла в начале 80-х годов и связана с интеграцией гибкого производства и систем управления им. Методы CALS — компьютерная поддержка процесса поставок и логистики возникли в 80-х годах в военном ведомстве США для повышения эффективности управления и планирования в процессе заказа, разработки, организации производства, поставок и эксплуатации военной техники. [8, c.12]. Система ERP – планирование ресурсов корпорации предложена аналитической фирмой Gartner Group не так давно, в начале 90-х, и уже подтвердила свою жизнеспособность. [9, c.3]. Системы CRM – управление взаимоотношениями с клиентами  стали нужными на высококонкурентном рынке, где в фокусе оказался не продукт, а клиент. Многое было сделано в СССР и в России, прежде всего в Институте проблем управления, Центральном экономико-математическом институте, ВНИИ системных исследований и Вычислительном центре РАН.

В настоящее  время постепенно акцент в планировании ресурсов предприятий (на основе ERP-систем) смещается к поддержке и реализации процессов управления цепью поставок (SCM–систем), управления взаимоотношениями с заказчиками (CRM-систем) и электронного бизнеса (e-commerce систем).

Проанализируем  тенденции развития российского  рынка программного обеспечения  для автоматизации процесса управления предприятиями. Можно сделать вывод  о его динамичном развитии и усложнении круга задач, требующих автоматизации. Вначале руководители российских предприятий  чаще всего ставили простейшие задачи, в частности, задачу автоматизации  процесса работы бухгалтерии. С развитием  компаний, усложнением бизнес-процессов  возникала потребность не только в «посмертном бухгалтерском  учете», но и в управлении материально-техническим  снабжением (логистическими процессами), работой с дебиторами и кредиторами  и многими другими задачами, которыми ставит перед предприятием внутренняя и внешняя среда. Для решения  этих задач стали использовать корпоративные  информационные системы управления – решения, охватывающие деятельность всего предприятия.

Таким образом, в результате «эволюции» ИСУП превратилась из компьютерной бухгалтерии  и автоматизированной системы управления запасами в комплексную систему  управления всего предприятия.

В настоящее  время на рынке представлено большое  количество типовых ИСУП - от локальных (стоимостью до 50 тыс. долл. США) до крупных  интегрированных (стоимостью от 500 тыс. долл. США и выше). Типовые решения  этих ИСУП «привязываются» фирмами-поставщиками к условиям конкретных предприятий.

Отметим, что в настоящее время основная часть ИСУП разрабатывается не на основе типовых решений, а в единичном  экземпляре для каждого отдельного предприятия. Это делается соответствующими подразделениями предприятий с  целью наиболее полного учета  особенностей конкретных предприятий [10, с.28-41].

Классификация типовых систем, имеющихся на российском рынке, представлена в табл.5. Она  разработана в [11, с.27-28].

Приведем  описание основных типов ИСУП.

·        Локальные системы. Как правило, предназначены для автоматизации деятельности по одному - двум направлениям. Зачастую могут быть так называемым "коробочным" продуктом. Стоимость таких решений лежит в пределах от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов США.

·        Финансово-управленческие системы. Такие решения обладают гораздо большими функциональными возможностями по сравнению с локальными. Однако их отличительная черта - это отсутствие модулей, посвященных производственным процессам. И если в первой категории представлены только российские системы, то здесь соотношение российского и западного продуктов примерно равное. Сроки внедрения таких систем могут колебаться в районе года, а стоимость – от 50 тыс. долл. до 200 тыс. долл. США. Системы, обозначенные в табл.5 как «переходные», находятся в стадии перехода в класс средних интегрированных систем.

Информация о работе Принятие решений на основе информационных систем и контроллинга