Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:00, курсовая работа
Целью данной работы является исследование и проектирование управленческих решений. В связи с поставленной в работе целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- проанализировать понятие управленческого решения;
- привести классификацию управленческих решений;
5
- изучить модели и методы принятия управленческих решений.
Введение_____________________________________________________4
1.Управленческие решения: понятие, сущность, классификация__ 6
1.1. Понятие и процесс принятия управленческого решения________ 8
1.2. Сущность процесса принятия управленческого решения________10
1.3. Классификация управленческих решений____________________16
1.4. Анализ как составная часть процесса принятия управленческого решения.
1.4.1.Анализ и принятие управленческих решений в условиях риска__16
1.4.2.Анализ и принятие управленческих решений в условиях неопределенности___________________________________________16
1.4.3.Анализ и принятие управленческих решений в условиях
конфликта____________________________________________________16
2. Модели и методы принятия управленческих решений______17
2.1. Модели принятия управленческих решений___________________17
2.2. Методы принятия управленческих решений___________________27
Заключение____________________________________________________31
Список использованной литературы_______________________________32
решений. Интуитивное решение
основывается на так называемом шестом
чувстве или озарении.
Решения,
основанные на суждениях – такие решения иногда кажутся
интуитивными, поскольку логика их не
очевидна. Решение, основанное на суждении
- это выбор, обусловленный знаниями или
накопленным опытом. Человек использует
знание о том, что случилось в сходных
ситуациях раньше, чтобы спрогнозировать
результат альтернативных вариантов выбора
в существующей ситуации. Опираясь на
здравый смысл, он выбирает альтернативу,
которая принесла успех в прошлом.
Рациональные
решения принимаются исходя из строгой
логики процесса поиска решения, основываются
на использовании научных методов.
1.4.Анализ как составная часть процесса принятия управленческого решения.
Это самый простой случай: известно количество возможных ситуаций (вариантов) и их исходы. Нужно выбрать один из возможных вариантов. Степень сложности процедуры выбора в данном случае определяется лишь количеством альтернативных вариантов . Рассмотрим две возможные ситуации:
а) Имеется два возможных варианта: В данном случае аналитик должен
выбрать (или рекомендовать к выбору) один из двух возможных вариантов.
Последовательность действий здесь следующая: определяется критерий, по которому будет делаться выбор; методом “прямого счета” исчисляются значения критерия для сравниваемых вариантов; вариант с лучшим значением критерия рекомендуется к отбору.
б) Число альтернативных вариантов больше двух:
Процедурная сторона анализа существенно усложняется из-за множественности вариантов, техника “прямого счета“ в этом случае практически не применима.
Наиболее удобный
программирования (в данном случае этот термин означает “планирование”). Этих методов много (линейное, нелинейное, динамическое и пр.), но на практике в экономических исследованиях относительную известность получило лишь линейное программирование. В частности, широко известна транспортная задача, решаемая методами линейного программирования.
При проведении анализа в условиях определенности могут успешно применяться методы машинной имитации, предполагающие множественные расчеты на ЭВМ. В этом случае строится имитационная модель объекта или процесса (компьютерная программа), содержащая заданное число факторов и переменных, значения которых в разных комбинациях подвергается варьированию. Таким образом, машинная имитация – это эксперимент, но не в
реальных, а в искусственных условиях. По результатам этого эксперимента отбирается один или несколько вариантов, являющихся базовыми для принятия окончательного решения на основе дополнительных формальных и неформальных критериев.
Эта ситуация встречается на практике наиболее часто. Здесь пользуются
вероятностным подходом, предполагающим прогнозирование возможных исходов и присвоение им вероятностей. При этом пользуются:
а) известными, типовыми ситуациями (например: вероятность появления герба прибросании монеты равна 0.5);
б) предыдущими распределениями вероятностей (например, из выборочных
обследований или статистики предшествующих периодов известна вероятность появления бракованной детали);
в) субъективными оценками, сделанными аналитиком самостоятельно либо с
привлечением группы экспертов.
В более сложных ситуациях в анализе используют так называемый метод
построения дерева решений.
1.4.2.Анализ и принятие управленческих решений в условиях неопределенности.
Эта ситуация разработана в теории, однако на практике формализованные
алгоритмы анализа применяются достаточно редко. Основная трудность здесь
состоит в том, что невозможно оценить вероятности исходов. Основной критерий
- максимизация прибыли - здесь не срабатывает , поэтому применяют другие
критерии :
- максимин (максимизация минимальной прибыли)
- минимакс (минимизация максимальных потерь)
- максимакс (максимизация максимальной прибыли) и др.
Наиболее сложный и мало разработанный с практической точки зрения анализ.
Подобные ситуации рассматриваются в теории игр. Безусловно на практике эта и предыдущая ситуации встречаются достаточно часто. В таких случаях их пытаются свести к одной из первых двух ситуаций либо используют для принятия решения неформализованные методы .
Оценки, полученные в результате применения формализованных методов, являются лишь базой для принятия окончательного решения; при этом могут приниматься во внимание дополнительные критерии, в том числе и неформального характера.
2.1. Модели принятия управленческих решений.
Модель это представление
объекта системы или идеи в
некоторой форме отличной от самой
целостности. Она является упрощенным
изображением конкретной жизненной (управленческой)
ситуации. Другими словами, в моделях
определенным образом отображаются реальные
события, обстоятельства и т.д. Существует
ряд причин обусловливающих использование
модели вместо попыток прямого воздействия
с реальным миром:
- сложность реального мира (реальный мир
организации исключительно сложен и фактическое
число перемены, относящихся к конкретной
проблеме, значительно превосходит возможности
любого человека, и постичь его можно упростив
реальный мир с помощью моделирования);
- экспериментирование (встречается множество управленческих ситуаций, в которых желательно опробовать и экспериментально проверить альтернативные варианты решения проблемы. Определенные эксперименты в условиях реального мира могут и должны быть выполнены. Когда фирма “Боинг” проектирует новый самолет, “Ниссан” новый автомобиль, “Ай Би Эм” - новую модель компьютера, они всегда изготавливают образец, проверяют его в реальных условиях и только потом начинают полномасштабное производство. Но прямое экспериментирование такого типа дорого стоит и требует времени. Существуют бесчисленные критические ситуации, когда требуется принять решение, но нельзя экспериментировать в реальной жизни.);
- ориентация управления на
будущее (невозможно наблюдать явление,
которое еще не существует и может быть
никогда не состоится, как и проводить
прямые эксперименты. Однако многие руководители
стремятся рассматривать только реальные
и осязаемые, и это, в конечном счете должно
выразиться в их повороте к чему-то видимому.
Моделирование – единственный к настоящему
времени систематизированный способ увидеть
варианты будущего и определить потенциальные
последствия альтернативных решений,
что позволяет их объективно сравнивать.). Прежде чем рассмотреть широко
используемые современными организациями
модели необходимо описать три базовых
типа моделей:
- физическая модель (представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Отличительная характеристика физической модели состоит в том, что в некотором смысле она выглядит как моделируемая целостность. Пример: чертеж завода, его уменьшенная фактическая модель, такая физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведенного для него места, а также разрешить сопряженные проблемы. Автомобильные и авиационные предприятия всегда изготавливают физические уменьшенные копии новых средств передвижения, чтобы проверить определенные характеристики. Будучи точной копией, модель должна вести себя аналогично разрабатываемому новому автомобилю или самолету, но при этом стоит она много меньше настоящей);
- аналоговая модель (представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Пример аналоговой модели – организационная схема. Выстраивая ее, руководство в состоянии представить себе цепи прохождения команд и формальную зависимость между индивидами и деятельностью. Такая аналоговая модель явно более простой и эффективный способ восприятия и проявления сложных взаимосвязей структуры крупной организации, чем, скажем, составление перечня взаимосвязи всех работников);
- математическая модель (в этой модели, называемой также символической, используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события).
Построение модели является
процессом. Основные этапы этого
процесса – постановка задачи, построение,
проверка на достоверность, применение
и обновление модели.
Постановка
задачи. Первый и наиболее важный этап
построения модели, способный обеспечить
правильное решение управленческой проблемы,
состоит в постановке задачи. Правильное
использование математики или компьютера
не принесет никакой пользы, если сама
проблема не будет точно диагностирована.
Правильная постановка задачи важнее
даже, чем ее решение. Для нахождения приемлемого
или оптимального решения задачи нужно
знать, из чего она состоит. Как ни просто
и прозрачно данное утверждение, чересчур
многие специалисты игнорируют очевидное.
Миллионы долларов расходуются ежегодно
на поиски элегантных и глубокомысленных
ответов на неверно поставленные вопросы.
Далее, из того только, что руководитель
осведомлен о наличии проблемы, вовсе
не следует факт идентификации истинной
проблемы. Руководитель обязан уметь отличать
симптомы от причин.
Построение
модели. После правильной постановки
задачи следующим этапом процесса предусмотрено
построение модели. Разработчик должен
определить главную цель модели, какие
выходные нормативы или информацию предполагается
получить, используя модель, чтобы помочь
руководству разрешить стоящую перед
ним проблему. Также необходимо определить
какая информация требуется для построения
модели, удовлетворяющей этим целям и
выдающей на выходе нужные сведения.
Проверка
модели на достоверность. После построения модели ее
следует проверить на достоверность. Один
из аспектов проверки заключается в определении
степени соответствия модели реальному
миру. Специалист по науке управления
должен установить – все ли существенные
компоненты реальной ситуации встроены
в модель. Проверка многих моделей управления
показала, что они не совершенны, поскольку
не охватывают всех релевантных переменных.
Естественно, чем лучше модель отражает
реальный мир, тем выше ее потенциал как
средство оказания помощи руководителю
в принятии хорошего решения, если предположить,
что модель не слишком сложна в использовании.
Второй аспект проверки модели связан
с установлением степени, в которой информация,
получаемая с ее помощью действительно,
помогает руководству совладать с проблемой.
Применение
модели. После проверки на достоверность
модель готова к использованию. Ни одну
модель науки управления нельзя считать
успешно выстроенной, пока она не принята,
не понята, и не применена на практике.
Это кажется очевидным, но зачастую оказывается
одним из самых тревожных моментов построения.
Обновление
модели. Даже если применение модели
оказалось успешной, почти наверняка она
потребует обновления. Руководство может
обнаружить, что форма выходных данных
не ясна или желательны дополнительные
данные. Если цели организации изменяются
таким образом, что это влияет на принятие
решений, модель необходимо соответствующим
образом модифицировать. Аналогичным
образом, изменение во внешнем окружении
– например, появление новых потребителей,
поставщиков или технологий – может обесценить
допущение исходную информацию, на которых
основывалась модель при построении.
Как все средства и методы, модели могут
привести к ошибкам. Эффективность модели
может быть снижена действием ряда потенциальных
погрешностей:
- недостоверные исходные допущения (любая
модель опирается на некоторые исходные
допущения и предпосылки. Это могут быть
поддающиеся оценке предпосылки, которые
можно объективно проверить и просчитать.
Некоторые предпосылки не поддаются оценке
и не могут быть объективно проверены.
Никто не знает наверняка, произойдет
ли это действительно. Поскольку такие
предпосылки являются основой модели, то точность последней зависит от точности предпосылок. Модель нельзя использовать для прогнозирования, например, потребности в запасы, если неточны прогнозы сбыта на предстоящий период).
- информационные ограничения (основная причина недостоверности предпосылок и других затруднений – это ограниченные возможности в получении нужной информации, которые влияют и на построение и на использование моделей. Точность моделей определяется точностью информации по проблеме. Построение модели наиболее затруднительно в условиях неопределенности. Когда необходимая информация настолько неопределенна, что ее трудно получить, исходя из критерия объективности, -
- руководителю, возможно, целесообразнее положиться на свой опыт, способность к суждению, интуицию и помощь консультантов).
- страх пользователей (модель нельзя считать эффективной, если ею не пользуются. Основная причина не использования модели заключается в том, что руководители, которым она предназначена, могут не вполне понимать получаемые с помощью модели результаты и потому боятся ее применять).
- слабое использование на практике (согласно ряду исследований уровень методов моделирования в рамках науки управления превосходит уровень использования модели. Одна из причин такого положения дел – страх. Другие причины – это недостаток знаний и сопротивление переменам. Данная проблема подкрепляет желательность того, чтобы на стадии построения модели штабные специалисты привлекали к этому делу пользователей. Когда люди имеют возможность обсудить и лучше понять вопрос, метод или предполагаемое изменение, их сопротивление обычно снижается).
- чрезмерная стоимость (выгоды от использования модели должны с избытком оправдывать ее стоимость. При установлении издержек на моделирование руководству следует учитывать затраты времени руководителей высшего и низшего уровней на построение моделей и сбор информации, расходы и время на обучение, стоимость обработки и хранения информации.
Число всевозможных конкретных
моделей почти также велико, как
и число проблем, для разрешения
которых они были разработаны. Самые
распространенные будут описаны
ниже.
Теория
игр. Одна из важнейших переменных,
от которой зависит успех организации,
- конкурентоспособности. Очевидно, способность
прогнозировать действия конкурентов
означает преимущество для любой организации.
Теория игр – метод моделирования оценки
воздействия принятого решения на
Информация о работе Принятие управленческих решений в системе менеджмента