Причины возникновения кофликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2015 в 13:21, реферат

Краткое описание

Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей не имеет элементарного представления о конфликтах, либо не придает им значения.
Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят 20% рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.

Содержание

Введение 3
1. Причины возникновения конфликта 6
1.1. Объективные причины 6
1.2. Организационно-управленческие причины конфликтов 7
1.3. Социально-психологические причины 9
1.4. Личностные причины 11
2. Причины возникновения конфликтов в организациях 14
3. Социально-психологические факторы предупреждения конфликтов 16
4. Устранение или блокирование личностных причин возникновения конфликтов. 19
Заключение 20
Список используемых источников 22

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

К причинам, которые в большей степени являются психологическими, можно отнести следующие:

1. Оценка поведения другого  как недопустимого. Ожидаемое поведение, общение, деятельность со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию, представлены желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми вариантами. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желательного или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно.

2. Низкий уровень социально-психологической  компетентности. Конфликтная ситуация - это трудная ситуация социального взаимодействия. К конфликту приводит неподготовленность человека к эффективным действиям в подобных ситуациях. Человек может не иметь представления о том, что существует несколько способов и десятки приемов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Он может иметь представление об этих приемах и способах, но не иметь навыков и умений их применения на практике.

3. Недостаточная психологическая  устойчивость к отрицательному  воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия. Важнейшим направлением профилактики разрешения межличностных конфликтов является содержательная и психологическая подготовка людей к оптимальным действиям в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

4. Плохо развитая у человека способность к эмпатии, т. е. пониманию эмоционального состояния другого человека, сопереживанию и сочувствию. Недостаточность эмпатийных личностных качеств приводит к тому, что человек ведет себя в ситуации социального взаимодействия не так, как ожидают партнеры по общению, или не понимает чувств партнера по взаимодействию.

5. Завышенный или заниженный  уровень притязаний также способствует  возникновению межличностных и  внутриличностных конфликтов. Завышенная  самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих. Заниженная оценка имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, тенденцию избегать ответственности и т. д.

6. Холерический тип темперамента  человека относительно чаще может  приводить к разрешению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Одной из наиболее часто встречающихся личностных причин конфликтов являются различные акцентуации характера. Они проявляются в чрезмерной выраженности отдельных черт характера или их сочетаний у конкретного человека и представляют крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. [1, 123]

 

2. Причины возникновения конфликтов в организациях

Основные  причины   возникновения   конфликтов  в организациях следующие:

1. Ограниченность ресурсов, распределяемых в организации. Как известно, ресурсы в любой экономической системе ограничены, а потребности людей ограничения не имеют. Поэтому даже самые крупные и богатые организации всегда испытывают дефицит ресурсов. Необходимость их распределения неизбежно ведет к конфликтам. Люди хотят получать все больше и больше и ищут способы удовлетворения собственных потребностей, которые кажутся им вполне обоснованными. То, что является препятствием в получении доступа к ресурсам, будет для них  причиной   возникновения   конфликта.

2. Взаимозависимость задач. Возможности  возникновения   конфликтов  существуют везде, где  люди зависят друг от друга  в выполнении общих задач. В  организациях тесно взаимосвязан  линейный и штабной персонал. Неудовлетворение взаимных требований приводит к конфликтам.

3. Различия в целях. Возрастание  вероятности конфликтов такого  рода происходит по мере увеличения  организации и выделения специализированных  подразделений. Например, вновь созданный  на предприятии «Отдел маркетинга»  имеет цель обеспечить организацию как можно большим объемом заказов с перспективой сбыта продукции на самых выгодных условиях. Производственные подразделения имеют свою цель — выпускать продукцию, не требующую внедрения новых технологий, переподготовки кадров и т. д. У высшего руководства свои цели — и обновить портфель заказов, и поменьше потратиться на нововведения. Отдельные работники организации преследуют часто собственные цели, отличающиеся от целей других.

 

4.Различия во взглядах  и представлениях. Руководители  и исполнители могут иметь различные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. Каждый отстаивает свою точку зрения, считая ее единственно верной, а своего оппонента может принимать за врага.

5. Неудовлетворительные коммуникации. Конфликты в организации часто связаны с неточной и неполной передачей информации или отсутствием необходимой информации, неправильным ее толкованием. По этой  причине  очень сложно управлять  конфликтом .

6. Обманутые надежды. Обещания, данные людям, не выполняются.

7. Различия в психологических  особенностях людей. Важной  причиной   конфликтов  могут быть различия  в темпераменте, характере, потребностях, мотивах и других психологических  особенностях людей. Эти различия  особенно часто являются  причинами  межличностных  конфликтов . Иногда встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность, враждебность, негативно воспринимают то, о чем им говорят. Они постоянно либо «нападают», либо «защищаются», оспаривают каждое слово, не вникая в смысл сказанного оппонентом. [4]

 

 

 

3. Социально-психологические  факторы  предупреждения  конфликтов

Социально-психологические  факторы  предупреждения  конфликтов  связаны  с  соблюдением закономерностей социального взаимодействия. Нарушение этих закономерностей,  как  правило,  приводит  к  возникновению  противоречий, многие  из  которых  разрешаются с помощью конфликтов. Так, конфликтологи А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов выявили следующую  закономерность: только сбалансированное взаимодействие имеет непротиворечивый характер. Сбалансированность взаимодействия – понятие субъективное и  зависит от восприятия ситуации партнерами по взаимодействию. Тем не менее, сознательное или неосознанное нарушение баланса в следующих видах взаимодействия может привести к возникновению конфликта:

Сохранение в ходе взаимодействия баланса ролей (старшего, равного или младшего  по  своему  психологическому  статусу).  Если  у  партнеров  по  взаимодействию  есть согласие относительно своих ролей, то конфликта не будет. Согласие достигается в следующих случаях:

•  достигнуто  взаимопонимание  относительно  ролей  каждого  участника  взаимодействия;

•  ожидания  партнерами  взаимного  распределения  ролей  совпадает  с  реальной картиной;

•  несовпадающие  ожидания  относительно  ролей  друг  друга  своевременно и  бесконфликтно корректируются исходя из существующего соотношения сил.

Поддержание  баланса  взаимозависимости  в  решениях  и  действиях.  Зачастую стороны или одна из сторон воспринимают ситуацию взаимодействия как ущемляющую их свободу больше, чем это следует из целей и контекста взаимодействия. Таким образом, оптимальный баланс взаимозависимости и личной свободы партнеров определяется:

•  целью и задачами взаимодействия,

•  особыми условиями внешней среды,

•  личностными представлениями о допустимых границах зависимости.

Сохранение и поддержание баланса взаимных услуг. Человеку свойственно фиксировать в памяти те услуги, которые он оказывает окружающим. При этом многие люди довольно легко забывают о тех услугах, которые были оказаны им со стороны окружающих. Поэтому подсчет взаимных услуг оказывается не в пользу определенного участника взаимодействия, что может привести к конфликту. Предупредить такого рода конфликты можно, соблюдая следующие правила:

•  помнить не только то, что мы делаем для других, но и то, что другие делают для нас;

•  не откладывать надолго оказание ответной услуги и позаботиться о ее адекватной ценности;

•  отказаться от привычки подсчета взаимных услуг в отношении близких людей и друзей.

Поддержание баланса ущерба. Суть этой закономерности заключается в том, что если  человеку  нанесен  серьезный  ущерб,  он  испытывает желание  отомстить,  причинить ответный ущерб своим обидчикам. Готовность воплотить это желание в жизнь зависит от ряда факторов:

•  степени ущерба,

•  общественных традиций,

•  мировоззрения и воспитания субъекта,

•  силы его позиции (наличия ресурсов),

•  страха наказания.

Предупреждать такого рода конфликты просто – стоит только не причинять вреда окружающим людям.

Поддержание баланса оценки и  самооценки. В процессе социального взаимодействия люди постоянно оценивают друг друга. Человеку свойственна самооценка своего поведения и результатов деятельности. Наиболее интенсивно процесс взаимооценки идет в диаде "начальник-подчиненный". Анализ межличностных конфликтов показал, что, оценивая себя и результаты своей деятельности, человек в качестве основы оценки чаще выбирает положительные стороны своей личности и то, что ему удалось сделать в результате работы. При оценке работы подчиненного начальником последний чаще оценивает ее по тому, что подчиненному не удалось сделать по сравнению с идеалом, нормативными требованиями к деятельности и ее целью.

Взаимодействие  всегда  сопровождается  взаимными  оценками  и  самооценками  партнеров,  для  которых  закономерно  следующее:

•  критериями оценки выбирают те характеристики, которые имеют высокую  самооценку;

•  все качества, присущие себе, воспринимаются как норма, а их отсутствие – как патология;

•  все  параметры,  по  которым  оценка может  быть  не  в  пользу  субъекта,  игнорируются.

 

  1. Устранение  или  блокирование  личностных  причин  возникновения  конфликтов.

Устранение личностных причин возникновения конфликтов имеет два направления:

•  стратегическое – его целью является исправление, корреляция привычных моделей поведения личности, в основе которого лежит изменение отношения к людям и переоценка собственной роли в развитии конфликтных ситуаций;

•  тактическое – его целью является немедленное воздействие на сознание и изменение мотивации личности за счет выдвижения контрмотивов, которые могут заблокировать первоначальные агрессивные намерения участников взаимодействия.

Следует  иметь  в  виду,  что  каждый  человек  обладает  индивидуальной  особенностью поддерживать конструктивность взаимодействия в условиях нарастания конфликтогенных факторов –  конфликтоустойчивостью. Конфликтоустойчивость  личности  зависит от следующих взаимозависимых факторов:

•  психофизиологических (эмоционально-волевые качества),

•  когнитивных (психические познавательные процессы),

•  мотивационных (направленность  личности  и конкретные  мотивы,  обусловливающие поведение),

•  социально-психологических (характерологические  особенности,  мыслительные и поведенческие стереотипы). [2, 50]

 

 

 

Заключение

Субъективные  препятствия  предупреждения  конфликтов  кроются  в  особенностях личности человека и его способностях к прогнозированию возможных последствий своих поступков.  Например,  есть  люди,  которые  имеют  привычку  избавлять  себя  от  скуки  и унылого однообразия жизни  за счет сознательного или несознательного провоцирования конфликтов  с  окружающими.  Существует  также  тип  людей,  которые  испытывают  дискомфорт в нормальной ситуации и тяготеют к стрессовым ситуациям, также провоцируя их возникновение. Такие качества, как стремление к проявлению превосходства, хамство, хвастовство, неуважение к людям и другие в обязательном порядке  создадут массу проблем для личности и сведут к минимуму возможности предупреждения конфликтов.

Объективные препятствия постороннего вмешательства в ситуацию, чреватую возникновением конфликта, характеризуются разнообразием.

Во-первых,  эти  препятствия  имеют  социально-психологический  характер.  Люди строят  свои  взаимоотношения  самостоятельно,  вмешательство  посторонних  зачастую  рассматривается сторонами как нежелательное и воспринимается как навязчивое воздействие.

  Во-вторых,  существуют  нравственные  препятствия. Нередко,  и  не  без  основания, конфликт  рассматривается  как  частное  дело  сторон. С позиций  гуманизма принуждение сторон к согласию неэтично.

  В-третьих,  существуют  препятствия  правового  характера.  Так,  ущемление  права личности  на  самоопределение,  принуждение  к  выбору  определенной  модели  поведения (даже из лучших побуждений) могут противоречить законодательству, быть противоправными.

  Вмешательство  в  конфликт  возможно  лишь  в  случае,  если  он  перерастает  рамки личных или групповых отношений и становится социально опасным (значимым).

1. Без знания  причин   возникновения  и развития  конфликтов  трудно рассчитывать на их  эффективное решение (регулирование). Факторы и  причины   конфликтов  носят объективно-субъективный характер  и могут быть объединены в 4 группы: объективные, организационно-управленческие, социально-психологические, личностные.

Информация о работе Причины возникновения кофликта