Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 13:58, курсовая работа
Данная тема актуальна так, как в настоящее время менеджерам разных уровней не хватает знаний о конфликтах и способах их разрешения. Объектом исследования является конфликты в организациях. Предметом – управление конфликтами в организациях. Целью моей курсовой работы является определение причин конфликта, и рассказать о способах разрешения конфликтных ситуаций.
Введение. 3
1. Общая характеристика конфликтов. 4
1.1. Понятие, субъекты, классификация конфликтов. 4
1.2. Функции конфликтов. 10
2. Конфликты в организации 13
2.1. Развитие и последствия конфликтов. 13
2.2. Методы профилактики конфликтов в организации. 16
2.3. Способы разрешения конфликта 19
Заключение. 24
Список литературы. 25
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Кузбасский государственный технический университет
имени Т. Ф. Горбачева»
Кафедра государственного и муниципального управления
Курсовая работа
по дисциплине «Теория управления»
на тему «Причины конфликтов и их роль в управлении организацией»
Руководитель – Кожевникова А.В.
Кемерово 2014
Оглавление.
Конфликты занимают особое место в жизни человека и общества. Управление конфликтом в организации является одним из важнейших направлений в деятельности руководителя.
Работающие в организации люди различны между собой. Они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятие часто приводит к несогласию друг с другом, а это не согласие перерастает в конфликтную ситуацию.
Руководитель организации согласно своей роли находится в центре конфликта и его главная задача это разрешить конфликт таким образом, чтобы обе стороны остались, удовлетворены исходом ситуации.
Данная тема актуальна так, как в настоящее время менеджерам разных уровней не хватает знаний о конфликтах и способах их разрешения. Объектом исследования является конфликты в организациях. Предметом – управление конфликтами в организациях. Целью моей курсовой работы является определение причин конфликта, и рассказать о способах разрешения конфликтных ситуаций.
Задачи:
Курсовая работа состоит из введения, в котором отражены актуальность, цели и задачи, главы 1, в которой описывается общая характеристика конфликтов и главы 2, где описываются конфликты уже в организации, а так же заключения, где сделаны основные выводы и список использованной литературы.
1.1 Понятие, субъекты, классификация конфликтов.
Существует много определений «конфликта». Но наиболее точно и понятно отраженно именно в этом определении:
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.[2]
Большинство ассоциируют конфликт с агрессией, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате этого возникает мнение, что конфликта по возможности необходимо избегать или немедленно разрешать, как только он возникнет. Но конфликты наряду с проблемами могут приносить и пользу организации. В связи с этим менеджеры часто сознательно стимулируют конфликт, чтобы оживить организацию.
В жизни не бывает бесконфликтных организаций, главное, чтобы конфликт не был разрушительным. Если люди избегают конфронтации, то организация не здорова. Поэтому задача менеджера – спроектировать конструктивный, решаемый конфликт, отсюда конфликты – это нормальное явление. Для организации считается здоровым наличие конфликта. И чтобы извлечь выгоду из конфликта, нужна открытая, невраждебная, полная поддержки окружающая среда. Если такие «ингредиенты» существуют, то организация от конфликтов становится лучше, поскольку разнообразие точек зрения дает дополнительную информацию, помогает выявить больше альтернатив или проблем.
Но не следует сбрасывать со счетов и тот факт, то отдельные конфликты носят разрушительный характер. Для организаций, переживающих кризис, именно разрушительные последствия конфликта особенно нежелательны. Менеджер должен учитывать, что в совместной деятельности участвуют люди, различные по своей профессиональной подготовленности, жизненному опыту, индивидуальным чертам характера, темпераменту и т.п. Эти различия накладывают свой отпечаток на оценки и мнения по значимым для личности и организации вопросам, порождают противоборство, которое, как правило, сопровождается эмоциональным возбуждением и часто перерастает в конфликт. В некоторых случаях столкновения оценок и мнений заходят настолько далеко, что интересы дела отходят на задний план, все мысли конфликтующих направлены на борьбу, которая становиться самоцелью, что, в конечном счете, отрицательно сказывается на развитии организации. Модель конфликта показана на рис. 1.
Всякий реальный конфликт представляет собой сложный динамический процесс, включающий основные стадии:
Субъектами конфликта в организации являются:
Проанализировав литературу по проблемам конфликтологии можно выделить следующие признаки конфликтов:
Можно выделить следующую классификацию конфликтов:
Теперь, основываясь на рассмотренном материале в этом параграфе, можно определить причины конфликтов.
1.2 Причины возникновения конфликтов.
Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения. Причины, порождающие конфликты, можно сгруппировать. (Рис. 2.)
Рис. 2.
Краткая характеристика причин:
б) требовать этого от своего непосредственного руководителя;
в) хвататься за все подряд.
1.3 Функции конфликтов.
В трудовой деятельности существование конфликтов играет огромную роль как положительную, так и отрицательную, но в том и в другом случае значение конфликтов можно представить в ряде функций. Функции можно разделить на две группы [10]:
К позитивным функциям конфликта относятся [10]:
Но не следует рассматривать конфликт как имеющий только позитивные функции и несущий только положительные последствия. Он может принести и целый ряд отрицательных последствий, которые мешают достижению целей. Так, конфликт может привести к неудовлетворенности и снижению производительности, непродуктивной конкуренции с другими группами, которые будут рассматриваться как враждебные, а их цели как только отрицательные. Усиление враждебности приводит к приданию большего значения «победе» в конфликте, нежели решению реальной проблемы. Конфликт также может вызвать уменьшение коммуникаций вплоть до их полного исчезновения, увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе. Такие негативные явления приведут к сложному восстановлению деловых отношений в дальнейшем.
Информация о работе Причины конфликтов и их роль в управлении организацией