Причины коррупции и методы борьбы с ней в системах муниципального самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы настоящей работы обусловлена важностью изучения коррупции в органах местного самоуправления, как социального и антиправового явления: коррупция ведет к нарушениям прав и свобод граждан; субъекты коррупционных преступлений, как правило занимают высокое общественное положение; коррупция как явление приспосабливается к различным условиям, непрерывно видоизменяясь, совершенствуясь и приобретая изощренно-интеллектуальные способы совершения, принося огромный материальный и моральный ущерб государству в целом. Объектом данной работы является коррупция в системе органов местного самоуправления муниципального образования город Красноярск.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ………5
1.1Понятие, признаки, виды и масштабы распространения коррупции в органах государственной, региональной власти и органах местного самоуправления…………………………………………………………………...5
1.2Причины, порождающие коррупцию в российском обществе…………..7
ГЛАВА 2 АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………..10
2.1 Принципы, методы, способы борьбы с коррупцией в органах муниципальной власти…………………………………………………………..10
2.2 Механизмы противодействия коррупции в органах муниципального управления……………………………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

Аветисян А. М-81.docx

— 45.13 Кб (Скачать файл)

нормативное закрепление правила, согласно которому государственный служащий в случае возникновения сомнений в правомерности полученного от руководителя для исполнения распоряжения должен незамедлительно в письменной форме сообщить об этом своему непосредственному руководителю и руководителю, давшему распоряжение, и потребовать письменного подтверждения распоряжения;

расширение  составов коррупционных преступлений, имеющихся в УК РФ (фаворитизм, непотизм, конфликт интересов, создание благоприятных  условий для политических партий, незаконное обогащение по большей части  неизвестны российскому уголовному законодательству, не всегда перечисленные  деяния охватываются составами преступления, предусмотренными в ст. 285 и 286 УК РФ).

Технологии  деятельности по предупреждению и пресечению коррупции организационно-технического характера:

создание  в регионах специализированных советов, органов или инспекций по координации  антикоррупционной деятельности, с полномочиями анализа законопроектов на их коррупциогенность;

использование системы многоканального получения  информации о совершенных и готовящихся  коррупционных преступлениях;

установление  прозрачности в вопросах выявления  коррупции и обсуждение последствий, наказаний за коррупционные действия;

включение в  программы тестирования кандидатов при принятии на муниципальную службу Правил служебной этики муниципальных  служащих;

установка в  каждом органе муниципального управления телефонов доверия и публикация их номеров.

Представленные  механизмы противодействия коррупции  предполагают их четкую правовую регламентацию, наполнение соответствующими мерами организационно-технологического характера с введением ответственности  руководителей органов местного самоуправления за состояние антикоррупционных мероприятий в городе Красноярске.

Реформирование  муниципальной службы как способ регулирования управленческих аномалий

Реформирование  муниципальной службы предусматривает  оптимизацию функционирования органов  местного самоуправления и введение механизмов противодействия коррупции  в сферах деятельности муниципальной  службы.

Реформирование  как процесс, есть совокупность последовательных действий органов власти различного уровня и компетенции по реорганизации  какой-либо стороны общественной жизни. Данное переустройство имеет три  составляющих:

. перераспределение  ответственности и полномочий  власти;

. административная  реформа;

. реформа  государственной и муниципальной  службы.

Реформа ведет  к качественному переустройству структуры органов местного самоуправления, затрагивающей их основы. Но в любом  случае под реформой понимается постепенные, эволюционные изменения. Обычно реформы  вызываются к жизни общественной потребностью, когда осознается необходимость  их проведения и появляются соответствующие  предпосылки. Но реформы могут носить и искусственный характер, отвечая  лишь интересам «верхов». Реальный социальный смысл реформ определяется конкретными условиями, характером тех проблем и противоречий, которые  решаются с помощью данных реформ.

Результаты  и социальные последствия реформ могут отвечать поставленным целям, но могут быть и непредвиденными, выходящими за их пределы, противоречащими первоначальному замыслу. Причем реализация целей реформы тем сложнее, чем большее количество действующих в обществе факторов вовлекается в этот процесс. Успех реформы зависит от многих обстоятельств:

точности  определения целей реформы;

выявления возможностей их осуществления;

активной  поддержки тех, кто заинтересован  в их проведении.

Введение  механизмов противодействия коррупции  в сферах деятельности органов местного самоуправления предусмотрено в  качестве одной из задач административной реформы.

Предметное  поле реформирования муниципальной  службы включает в себя двухуровневую  структуру: макро и микро.

Макроуровень касается институционального аспекта реформирования муниципальной службы, а микроуровень - поведенческого, что позволяет рассмотреть реформирование муниципальной службы с точки зрения социолого-синергетического подхода, во всех социальных системах и элементах, их составляющих.

Ориентация  муниципальной службы на рынок общественных интересов определяет приоритет  профессиональных качеств чиновников. Для этого необходимы законодательно закрепленные рекрутация и ротация кадров:

конкурсный  отбор работников,

контрактный механизм взаимоотношений служащего  и административного учреждения,

периодическая аттестация персонала.

Социальная  активность, профессионально подготовленных муниципальных служащих, участвующих  в исполнении компетенции органов  местного самоуправления, есть внутренний социальный аспект, включающий трудовое поведение, его мотивы, социально-профессиональные ценности и установки, определяющие профессиональное поведение, этические  моменты.

Взаимодействие  общества и органов муниципальной  власти, есть внешний социальный аспект, включающий отношение общества к  органам местного самоуправления и  влияние на них, социальной эффективности  деятельности муниципальной службы в интересах населения.

Программа административной реформы по противодействию коррупции  включает следующие мероприятия:

создание  специальных антикоррупционных механизмов в сферах деятельности местных органов власти;

внедрение экспертизы нормативных правовых актов и  их проектов на коррупциогенность;

создание  методических основ оценки коррупциогенности муниципальных функций;

разработка  пакета антикоррупционных нормативных правовых актов;

разработка  долговременной, на 3 года, городской  антикоррупционной программы.

Указанные цели должны быть достигнуты посредством  решения следующих задач:

оценка существующего  уровня коррупции;

увеличение  коррупционных действий и потерь от их совершения должностными лицами;

увеличение  выгод от действий в рамках законодательства и в соответствии с общественными  интересами для должностных лиц;

формирование  антикоррупционного общественного сознания, характеризующегося нетерпимостью муниципальных служащих к коррупционным действиям;

предупреждение  коррупционных правонарушений;

обеспечение неизбежности ответственности за коррупционные  правонарушения в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации;

мониторинг  коррупционных факторов и эффективности  мер антикоррупционной политики;

вовлечение  гражданского общества в реализацию антикоррупционной политики;

содействие  реализации прав граждан и организаций  на доступ к информации о фактах коррупции.

Одной из основных ценностей административной культуры муниципальной службы должно стать  служение обществу, как доминирующий мотив деятельности. Муниципальные  служащие должны внутренне принимать, что при принятии управленческого  решения важно игнорировать соображения  личной выгоды.

В тех случаях, когда реализовать этот принцип  не представляется возможным, должностное  лицо должно воздерживаться от участия  в принятии или исполнении официальных  решений, которые могут его скомпрометировать. Можно предложить следующие рекомендации по регулированию конфликта интересов, предполагающие не противоречие нормативных  систем муниципальной службы и социума:

необходимо  постоянно совершенствовать существующее законодательство, регулирующее конфликт интересов у муниципальных служащих;

постоянно совершенствовать механизмы общественного надзора  над процессом регулирования  конфликта интересов;

наличие политической воли к реформе.

С целью совершенствования  государственных мер по борьбе с  коррупцией Президент России Д.А. Медведев еще 31.07.2008 утвердил Национальный план противодействия коррупции, который  закрепил основные направления и  меры антикоррупционной политики в России.

В Национальном плане противодействия коррупции  отмечается, что, несмотря на предпринимаемые  меры, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования  со стороны государства, по-прежнему затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

Механизмы противодействия коррупции нашли свое применение во всех органах власти: в настоящее время принимаются регламенты, главной целью которых является преодоление проблемы коррупции внутри органов государственной власти и местного самоуправления;

одной из основных ценностей административной культуры государственной и муниципальной  службы должно стать служение обществу;

с целью совершенствования  государственных мер по борьбе с  коррупцией Президент России Д.А. Медведев еще 31.07.2008 утвердил Национальный план противодействия коррупции, который  закрепил основные направления и  меры антикоррупционной политики в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коррупция проникла сегодня во все сферы  государственного управления. Опасным  последствием распространения коррупции  стало не только дискредитация власти, разложение аппарата управления, но и  развращение общества в целом.

Наряду с  этим, об актуальности рассматриваемого вопроса свидетельствует приоритетная деятельность органов государственной, региональной и муниципальной власти направленная на противодействие коррупции, выражающееся в принятии ряда нормативно-правовых актов.

В данной работе проанализированы основания распространения коррупции в системе органов местного самоуправления:

-социально-психологические условия возникновения коррупции, как аспект к должностному преступлению;

-девиации муниципальной службы, деформация норм и ценностей ведет к дисфункциям института органов местного самоуправления;

-бюрократия эффективной может быть тогда, когда существуют:

- строгая определенность полномочий,

- профессионализм.

дисфункциональные моменты бюрократии можно преодолеть только создав систему противовесов и прозрачности;

в механизме  противодействия коррупции выделяются комплексы правовых, организационных  мер. Каждый из комплексов обладает собственной  спецификой и сферой применения;

внедрение современных  механизмов противодействия коррупции  в органах местного самоуправления является достаточно молодым направлением реформ муниципального управления в  России и связано, в первую очередь, с реализацией административной реформы, принятием национального  плана противодействия коррупции  и формированием системы антикоррупционного законодательства;

реформирование  муниципальной службы есть совокупность последовательных действий государственных  органов власти различного уровня и  компетенции по изменению системы, с целью ее реорганизации для  достижения максимальной эффективности;

одной из основных ценностей административной культуры муниципальной службы должно стать  служение обществу, как доминирующий мотив деятельности гмуниципального служащего;

с целью совершенствования  государственных мер по борьбе с  коррупцией Президент России Д.А. Медведев еще 31.07.2008 г. утвердил Национальный план противодействия коррупции, который  закрепил основные направления и  меры антикоррупционной политики в России.

С коррупцией необходимо бороться в масштабах  государства, используя комплексный, системный подход. Действующего на данный момент законодательства, регулирующего  вопросы муниципальной службы, вполне достаточно для противодействия  коррупции.

Серьезным подспорьем в вопросе противодействия коррупции  могли бы стать новые методики надзора за доходами и расходами  муниципального служащего, его имуществом.

Большинство из предложенных мер действующее  законодательство применяет уже  сегодня, а предложения, выработанные в результате осуществления работы по профилактике коррупции в органах  местного самоуправления, следует применять  и в структурных подразделениях администрации и иных муниципальных  учреждениях и предприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция  Российской Федерации от 12.12.1993.

2.Уголовный  кодекс Российской Федерации  от 13.06.1996 № 63-ФЗ (по состоянию  от 01.10.2010).

3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

4.Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

5.Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

6.Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

7.Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции организации Объединенных Наций против коррупции».

8.Постановление Правительства Российской Федераций от 28.01.2002 №65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы).

9.Распоряжение Правительства Российской Федерации» от 27.09.2004 г. № 1244-р «Об утверждении Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года».

10.Национальный план противодействия коррупции (утвержден Президентом РФ от 31.07.2008 № Пр-1568).

11.Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации отдельных положений федерального кона «О противодействии коррупции» от 21.07.2010 №925.

12.Закон Красноярского края «О противодействии коррупции в Красноярском крае» от 07.07.2009 №8-3610.

13.Антропов А.К. Бюрократия: понятийно-концептуальное введение// Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2008.№1. - С. 10-37.

Информация о работе Причины коррупции и методы борьбы с ней в системах муниципального самоуправления