Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:37, реферат
Тот, кто внимательно следит за сферой оборота результатов интеллектуальной деятельности обратит внимание на целый ряд мер, которые предприняты Президентом и Правительством Российской Федерации по различным вопросам, связанным с правовой охраной и защитой результатов интеллектуальной деятельности, их учетом и инвентаризацией, вовлечением результатов интеллектуальной деятельности в экономический и гражданско-правовой оборот, восстановлением прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности и др. С осуществлением данных мер связано достаточное количество позитивных результатов в сфере использования и распоряжения интеллектуальной собственностью.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Политика в области ИС........................................................................5
1.1. Защита прав ИС в рамках «экономики знаний»........................................5
1.2. Особенности формирования и развития современного информационного общества.....................................................................................................11
1.3. Регулирование правоотношений, возникающих в сфере ИС........................................................................................................................14
Глава 2. Законодательная защита прав ИС.....................................................18
2.1. Первоочередные задачи развития системы охраны интеллектуальной собственности в новых условиях хозяйствования.........................................18
2.2. Правовая охрана интеллектуальной собственности в деятельности российских предприятий на внешнем рынке и иностранных компаний на внутреннем рынке России................................................................................20
Заключение ........................................................................................................38
Список литературы ...........................................................................................
В настоящее время действующие нормативные правовые акты не обеспечивают надлежащую защиту прав государства на результаты интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения и условия их использования в гражданском обороте. Это при том, что данные результаты непосредственно связаны с вопросами обеспечения обороны и безопасности России. В связи с этим следует отметить работу, проведенную Минюстом России по подготовке проекта федерального закона «О результатах интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения». Предлагаемый законопроект устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы учета, регистрации и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, а также определяет особенности правового режима таких объектов и условия их использования в гражданском обороте с учетом международных договорных и иных обязательств Российской Федерации[12, с. 42].
Законопроектом
Глава 2. Законодательная защита прав ИС
2.1. Первоочередные задачи
Новая экономика, неотъемлемой составной частью которой являются современные наукоемкие производства, в значительной степени зависит от эффективного использования накопленных знаний, воплощенных в нововведения — технологии, продуктовые и управленческие инновации. Нововведения, являясь результатом коллективной или индивидуальной интеллектуальной деятельности, обладают авторством и, следовательно, как и на всякий продукт творчества при соблюдении определенных требований на них распространяются права интеллектуальной собственности (ИС).
В рыночной экономике право
собственности является краеугольным
принципом общественного
Этого нельзя сказать в полной мере о защите прав ИС в России. Новой России досталось правовое наследство в области охраны и использования ИС, ориентированное на главенствующую роль государства в распоряжении собственностью, в том числе интеллектуальной. Известно, что в области оформления научно-технических достижений и закрепления, прав на них, в частности, на поддержание патентов, необходимы значительные средства, а также большая скрупулезность, тщательность и кропотливость, на что у нас, как правило, не хватало сил и желания — в нерыночной среде в этом не было особой необходимости: все было государственным и государство без особых «церемоний» решало что, как, кому и где использовать. Достаточно было иметь качественное описание технологических процессов, конструкторской и иной технической документации. А это было. Техническая культура была (и пока есть) на высоком уровне. Не было инновационного рынка, мало было специалистов по продвижению нововведений на нем как разновидности специфического товара.
Таким образом, в системе мер по оздоровлению российской экономики в целом и промышленности в частности остаются актуальными вопросы, связанные с законодательной защитой прав ИС, а это, в свою очередь, влияет на эффективность вовлечения в активный хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности.
Из-за недостаточного внимания и опыта решения проблем, связанных с использованием интеллектуальной собственности, российское государство несет значительные убытки. Во-первых, потому, что многие научно-технические достижения по разным причинам (в том числе и из-за спада производства, наиболее резкого в высокотехнологичных отраслях) не используются в практической деятельности, не востребованы обществом. Во-вторых, значительная часть достижений бесконтрольно уходит за рубеж, не принося должного дохода их разработчикам. И, наконец, происходящая крупномасштабная утечка самих высококвалифицированных кадров, труд которых не оценивается по достоинству, явно не способствует укреплению научно-технического потенциала страны, поскольку самое главное наше достояние — классные специалисты, их талант, принадлежащая им ИС, — меняют гражданство, уменьшая богатство России[4, с. 22].
В связи с происходящими
институциональными преобразованиями
и изменениями в условиях хозяйствования
в стране только создается и отлаживается
законодательный механизм использования
и распространения
Без решения этих проблем, без осознания роли ИС как фактора научно-технического, экономического и культурного развития нашей страны немыслимо будущее России не только как великой державы, но и просто как независимого и суверенного государства. Ведь именно интеллектуальным потенциалом мы отличаемся от развивающихся стран.
2.2. Правовая охрана
Следует отметить, что необходимость
принципиального изменения
В первоочередном порядке
необходимо изменить законодательство
о приватизации государственного имущества
и о банкротстве с тем, чтобы
результаты интеллектуальной деятельности
полностью учитывались в
Первые попытки изменить
сложившуюся ситуацию были осуществлены
с помощью президентских
Основной целью такой политики должно стать достижение баланса интересов научных коллективов, промышленности, бизнеса и государства, а также организация их сотрудничества по созданию и коммерческому использованию научно-технических достижений.
Главные ее задачи — ориентация
отечественной науки и
Выгода государства в этом случае состоит в расширении конкурентоспособного производства и укреплении позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и мировом рынках. Именно на такой основе и строят свою политику в области ИС экономически развитые государства.
Советское, а затем и российское государство на разных этапах своего существования проводило определённую политику в области использования ИС. За годы существования Советского Союза был накоплен огромный научно-технический потенциал. Примерно одна треть всех изобретений мира была создана в СССР. По количеству ежегодно регистрируемых изобретений Советский Союз наряду с США занимал второе место в мире после Японии. К 2001 г. массив советских изобретений превысил 1,5 млн. и большая часть из них (свыше 64%) приходилась на долю РФ.
В советское время авторы
изобретений и их работодатели фактически
были лишены исключительных прав, а
охраняемые авторскими свидетельствами
изобретения были отданы в свободное
использование всем желающим. До конца
2001 г. права на все результаты научно-технической
и интеллектуальной деятельности принадлежали
одному собственнику — государству.
Создание и использование новой
техники противоречило
Порочность системы
Переход России к новым
экономическим отношениям резко
изменил описанную выше ситуацию.
С принятием в 2002 г. новых законов
в России была создана цивилизованная
система правовой охраны интеллектуальной
собственности, в соответствии с
которой результаты научно-технической
деятельности являются объектами частной
собственности и защищаются патентами
или приравненными к ним
Действительно, в условиях
рыночной экономики права на результаты
научно-технической
Сказалось, что предприятия
научно-технической сферы не имеют
опыта работы в условиях рыночных
реформ, не умеют успешно распоряжаться
принадлежащим им интеллектуальным
капиталом, не готовы к коммерческой
реализации собственных разработок.
Результаты научно-технической
Причина здесь кроется в специфике товара. Товарами в торговле интеллектуальной продукцией чаще всего являются секреты производства — ноу-хау, знания, причем не всегда эти знания оформлены юридически, в патентной форме. Знания менеджерские, знания того, как организовать и наладить производство и маркетинг. То есть торговля в современных условиях включает в себя коммерческую эксплуатацию того, как надо производить и реализовывать продукцию.
И вот здесь возникает целая серия проблем, осложняющих коммерческую реализацию российских технологий как внутри страны, так и на внешнем рынке. Прежде всего, покупателей интересует не технология как таковая, а продукция, которая может быть изготовлена по этой технологии, преимущества данной продукции, позволяющие ей успешно конкурировать с аналогичной. К сожалению, российские предприятия, говоря о технологии, забывают о конечном продукте. В результате до 90% промышленной продукции, выпускаемой ими сегодня, не соответствует мировому уровню и, следовательно, неконкурентоспособна.
Следующая проблема — это охрана новшеств. У большинства предприятий отсутствует единая политика в области охраны интеллектуальной собственности и продвижении своих товаров и технологий на рынок. В результате российские предприятия теряют приоритет на рынке и проигрывают своим конкурентам. Еще одна причина низкой эффективности торговли — это уровень промышленного освоения предмета продажи. Многие предлагаемые российскими предприятиями технологии не имеют промышленного внедрения.
Информация о работе Проблема защиты прав интеллектуальной собственности в международном масштабе