Проблема стандартов в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенцией. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности — знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция — это владение, обладание человека соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………2-5
Глава 1: Компетентность — ресурс качественного образования
1.1. Ключевые компетенции и образовательные стандарты………………………………………………………………… 5-11
1.2. Состояние и основные проблемы развития системы образования…………………………………………………………….... 11-18
Глава 2: Регулирование сферы образования, пути решения, рекомендации.
2.1. Современная система образования в Российской Федерации и ее регулирование…………………………………………………………….18-20
2.2. Пути решения и рекомендации………………………………21-27
Заключение………………………………………………………...27-28
Список литературы………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Проблема стандартов высшего образования.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Большая часть  трудоспособной молодежи не обучается  в учреждениях профессионального  образования, что ведет к снижению профессионального уровня трудовых ресурсов. По общим показателям доступа молодежи к профессиональному образованию и получению такого образования Россия существенно отстает от многих стран мира. Более того, в последние годы обозначилась тенденция снижения уровня образования всего населения.

Складывающаяся  ситуация ведет к росту детской безнадзорности, а также преступности среди молодежи, темпы роста которой за последние годы увеличились в 15 раз по сравнению с преступностью среди взрослых. Более одной трети преступлений среди молодежи совершается детьми в возрасте от 13 до 15 лет.

Значимость  для государства научной деятельности, ведущейся в образовательных  учреждениях, предопределена не только непосредственной заинтересованностью  в использовании новых научных  результатов в тех или иных отраслях экономики, но и тем, что без участия в научно-исследовательской работе субъектов образовательного процесса не может осуществляться подготовка специалистов, а также научно-педагогических работников и повышение их квалификации. Доля ежегодных бюджетных ассигнований, выделяемых на финансирование научной деятельности высших учебных заведений, за последние пять лет сократилась в несколько раз и более чем в 30 раз в сопоставимых ценах по сравнению с 1990 годом. Принцип многоуровневого финансирования (единый заказ-наряд - программы - гранты), разумный при наличии необходимых средств, но реализуемый в кризисный для развития экономики период при значительном уменьшении бюджетных ассигнований, отрицательно сказался на социальном статусе научных работников и не отвечает потребностям практики. Научные работники фактически стали членами временных творческих коллективов, финансируемых без учета реально сложившихся научных направлений и школ.

Все более замкнутый  характер приобретает процесс подготовки кадров высшей квалификации, который  вследствие отсутствия необходимых средств вынужденно ограничивается рамками региональных научных школ, которые не всегда и не по всем направлениям могут обеспечить должный уровень научной подготовки таких кадров.

Ухудшается  взаимодействие высших учебных заведений с организациями промышленности, опытными и экспериментальными базами, что ведет к снижению качества учебного процесса, прежде всего свертыванию энергоемких лабораторных работ и практической подготовки будущих специалистов.

Глава 2: Регулирование  сферы образования.

2.1. Современная система образования в Российской Федерации и ее регулирование.

Принятие в 1992 г. федерального Закона "Об образовании" означало начало реформ в отечественном высшем образовании. Данный закон ввел новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система образования.

Он, не ломая сложившуюся  систему, сохранил и включил в  новую и старую, одноступенчатую  систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться - по какой  программе готовить выпускников.

С одной стороны, это  открыло новые возможности вузам  и студентам, с другой стороны, внесло и некоторую сложность, связанную  с необходимостью выбора образовательной  системы.

В 2003 году Российская Федерация  подписала Болонскую декларацию, целью которой является создание Единого европейского пространства получения высшего образования. В настоящее время система высшего образования в России осуществляет постепенный переход на существующую в Европе двухуровневую систему подготовки профессионалов с высшим образованием, которая состоит из бакалавриата и магистратуры.

БАКАЛАВР - в действующей системе образования это выпускник вуза, получивший базовое высшее образование (или, в терминологии государственного образовательного стандарта - ГОС, образование по некоторому выбранному направлению).

Проще сказать так: бакалавр – это выпускник вуза, который учился в вузе всего 4 года и получил фундаментальную подготовку без какой-либо узкой специализации; вправе занимать все те должности, для которых их квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.

А как же специализация? Как ее можно обеспечить?

Во-первых, специализироваться можно работая на практике под  руководством опытного в конкретной узкой области специалиста.

А что делать, если попали Вы после вуза в такое место, где их просто нет? (во многих регионах весьма ощутим "голод" по высококвалифицированным специалистам в области права, коммерции, менеджмента и другим специальностям). Конечно, можно продолжать "грызть гранит" наук самостоятельно. Если вуз дал Вам действительно фундаментальную базовую подготовку - должны справиться. Но это не лучший вариант.

Эффективнее это делать в рамках системы образования - на то она и многоуровневая. Из чего следует второй вариант обеспечения  специализации - продолжить обучение по одной из программ третьего уровня. При этом у Вас есть выбор следующей ступени высшего образования.

МАГИСТРАТУРА - лучший путь для бакалавра к вершинам квалификации. Обучение в ней длится 2 года и завершается защитой выпускной работы - магистерской диссертации и, соответственно, присвоением степени магистра. Обучение направлено на более глубокое освоение теоретических аспектов направления подготовки профессионала с высшим образованием и ориентирует обучаемого на научно-исследовательскую деятельность по выбранному направлению. По окончании обучения данной образовательной программы, выпускнику вуза выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается степень "магистр".

Стоит отметить несколько  преимуществ двухуровневой системы подготовки профессионалов с высшим образованием.

Бакалавр по сравнению  со специалистом соответствует международной  классификации и приветствуется зарубежными работодателями.

Фундаментальная основа подготовки бакалавров в соответствии с ГОС позволяет без особых усилий сменить профессию, т.е. за один год можно перейти к любой совместимой профессии. По закону в России второе высшее образование является платным, а бакалавр может продолжить обучение в магистратуре на бюджетной основе.

Так же бакалавры, поступившие в магистратуру в год окончания бакалавриата, в отличие от специалистов имеют отсрочку от призыва на срочную военную службу в армии на срок обучения в магистратуре, т.е. еще на 2 года.

 

 

 

2.2. Пути  решения и рекомендации.

Проблема стандартов относится к одному из самых слабых и спорных мест в практике образования. До сих пор в образовательной общественности нет единства по поводу того, что такое стандарты.

Либо стандарты  являются перечнем утвержденных МО РФ ЗУНов и деклараций о развитии, о самоопределении и самоорганизации с набором предметов, тем, разделов, с объемами часов, и за всем этим стоят интересы разных групп и группировок преподавателей, ректоров, вузов, специальностей, направлений. Все эти группы борются за то, чтобы в общем объеме часов их направление получило бы побольше. Фактически такая борьба ведется на всех уровнях, вплоть до факультетов и кафедр конкретных вузов. Каждый хочет получить в этом конвейере побольше.

Либо стандарты  – это те культурные образцы, которые выращиваются и откладываются в архиве культуры, и освоение которых требуется от новых поколений, что, собственно, и есть образование.

Вторая схема  никогда не будет работать, если будет доминировать модель конвейера. Она будет работать при живом  процессе конкуренции разных моделей обучения. Выигрывает в этом случае само общество.

Само по себе обсуждение стандартов как некоей нормы (объемы часов, тематика), ничего не дает, поскольку их эффективность и  достижимость по большому счету всегда спорна.

С другой стороны, эффективность знания проверяется применением его на практике. В этой связи проверка знаний осуществляться должна не на экзамене, а на производстве, на рабочем месте профессионала.

Сами же экзамены не стали полигоном для такой  проверки, поскольку проводятся по старинке, в стиле допроса. Экзамены не проводятся в новых формах, как полигоны и тренажеры, как проектные игры, как формы, в которых проектируется будущая профессия.

Фактически  высшее образование в России не может  гарантировать полное выполнение стандартов высшего профессионального образования. Этим оно не отличается от любой другой страны. К примеру, в США нет общенациональных стандартов. Они фактически сведены к простым социальным нормам и навыкам – таким, как способность работать на компьютере, умение заполнять декларацию, знание иностранного языка, любовь к отечественной истории, знание ее символов (герб, флаг, гимн), терпимость к другим конфессиям, расам и социальным группам.

В этом смысле анализировать  проблему стандартов нужно с точки  зрения полноты образовательных моделей и практик, необходимых для образования человека в современной ситуации. Если стандарты предполагают лишь знания и умения, но не учитывают проектной составляющей, не запускают рефлексию и процессы самоопределения, то такие стандарты в лучшем случае отвечают за компетентность и информированность, но не на образованность. Если же анализировать с точки зрения того, позволяют ли стандарты решать вопрос о профессиональном становлении студентов, то большой частью приходится отвечать отрицательно, поскольку стандарты остаются излишне декларативными и абстрактными.

Так или иначе, залогом исполнения стратегических и программных документов в сфере  образования является повышение  квалификации уже имеющихся работников. При этом эффективность работы ниже. Такое положение дел обусловлено не только низкой технологической вооруженностью специалистов, но и проблемами основного и послевузовского профессионального образования.

Министерство  образования и науки Российской Федерации считает необходимым провести модернизацию всей системы среднего, высшего и послевузовского образования, которую в совокупности справедливо называют системой непрерывного образования. Главным критерием оценки целесообразности тех или иных мероприятий и успешности проведения образовательной модернизации будет служить соответствие требованиям общества, отрасли, науки. В связи с этим разработаны и с сентября 2011 г. должны быть внедрены новые федеральные государственные образовательные стандарты по специальностям, входящим в укрупненную группу специальностей. В идеале образовательные стандарты необходимо формировать на основе, по крайней мере сопрягать с профессиональными стандартами. Пока о полноценном массиве стандартов профессиональной деятельности приходится только мечтать. В то же время работа в этом направлении, безусловно, начата. В стране появляются достаточно качественные разнообразные формы документов, методов и технических усовершенствований учитывающие специфику отрасли предприятия. Приказом Минздравсоцразвития утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Последний документ заслуживает особого внимания. Дело в том, что помимо исчерпывающего списка обязанностей каждого работника, требований к его образованию, стажу работы, квалификации, он содержит указание на нормативные документы, которые обязан знать работник, начиная с Конституции Российской Федерации, а также требование владеть нормами профессиональной этики. При всех недостатках административной практики наличие такого документа становится хорошей предпосылкой для правового и биоэтического раздела подготовки специалистов в образовательных стандартах нового поколения.

В настоящее  время утверждены федеральные государственные  образовательные стандарты (ФГОС) практически по всем специальностям. Пожалуй, главной новеллой образовательных стандартов стал компетентностный подход. "Компетенция - способен и готов применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области", - такое определение дается в разделе 2 стандартов. Новые государственные образовательные стандарты включают перечень компетенций, которыми должен обладать выпускник. Они сосредоточены в "Требованиях к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалистов" и подразделяются на: общекультурные (8 компетенций) и профессиональные (32 компетенции), которые, в свою очередь, делятся на общепрофессиональные (9 компетенций), психолого-педагогическую (2 компетенции), организационно-управленческую (4 компетенции) и научно-исследовательскую (2 компетенции) виды деятельности и пр. Всего, таким образом - 40 компетенций.

Среди них, шесть  компетенций предполагают исполнение правовых и нравственных норм (1 - общекультурная, 4 - общепрофессиональных, 1 - для организационно-управленческой деятельности). В наиболее общем виде сформулирована общекультурная компетенция (ОК-8): "Способен и готов осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила профессиональной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией; сохранять служебную и (или) коммерческую тайну". Эти компетенции формируются на основе изучения права и этики. Для преподавания биоэтики совместно с философией стандартом выделено 7,0 образовательных кредитов (зачетных единиц трудоемкости). Зачетные единицы трудоемкости - еще одна новинка ФГОС, они представляют собой меру трудоемкости образовательной программы, учитывающую не только аудиторную нагрузку, как мы привыкли делать, но и трудозатраты на самостоятельную работу и подготовку к аттестации по соответствующей дисциплине. Причем если трудоемкость дисциплины составляет более 4 единиц, то должна выставляться оценка, т.е. необходимо проводить экзамен. Таким образом, при должном уважении к предмету биоэтики этот предмет может войти в число экзаменационных. Организацию же преподавания в различных вузах, вероятнее всего, будут осуществлять в разных вариантах: как совместное, как раздельное с проведение единого экзамена, как раздельное с проведением раздельных аттестаций. Анализ предполагаемого опыта будет весьма полезным через 3-5 лет.

Правоведение  на большинстве факультетов получает 3,0 единицы трудоемкости, что сравнительно с существующим положением, позволяет  несколько увеличить объем, а значит, и качество подготовки.

Информация о работе Проблема стандартов в образовании