Проблема стандартов в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенцией. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности — знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция — это владение, обладание человека соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………2-5
Глава 1: Компетентность — ресурс качественного образования
1.1. Ключевые компетенции и образовательные стандарты………………………………………………………………… 5-11
1.2. Состояние и основные проблемы развития системы образования…………………………………………………………….... 11-18
Глава 2: Регулирование сферы образования, пути решения, рекомендации.
2.1. Современная система образования в Российской Федерации и ее регулирование…………………………………………………………….18-20
2.2. Пути решения и рекомендации………………………………21-27
Заключение………………………………………………………...27-28
Список литературы………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Проблема стандартов высшего образования.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что  содержание основной образовательной  программы подготовки по разным специальностям, должны соответствовать запросам практики, а следовательно, различаться. В  ныне действующих образовательных  стандартах требования к подготовке специалистов на разных факультетах абсолютно идентичные. В связи с этим кафедры, преподающие правовые и этические дисциплины в каждом из вузов, старались обеспечить профилизацию обучения самостоятельно.

Новые образовательные  стандарты предъявляют новые требования к учебно-методическому и информационному обеспечению учебного процесса. Каждый учащийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла (ранее норматив был - один учебник на двоих). И хотя правовые дисциплины не входят в профессиональный цикл, в вузах будут ставить задачу по тотальному выполнению этого требования. Кроме того, по полному перечню дисциплин должен обеспечиваться доступ каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, в том числе во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сетевым ресурсам Интернета. Это ставит перед преподавательским сообществом непростые задачи по подготовке общеприемлимых учебников и учебных пособий.

Несмотря на преимущества новых образовательных  стандартов, изменения влекут и ряд  трудностей, как для студентов, так  и для преподавателей. Главная  проблема для первых - неготовность учиться "по-новому". Студенты привыкли к тому, что знания они получают в готовом виде от преподавателя. Сам факт перехода оценки трудозатрат на изучение дисциплины с аудиторной нагрузки на кредитные единицы, в которых учитывается самостоятельная работа, со временем приведет к изменению принципов формирования штатного расписания на той же основе, что подорвет интерес преподавателя к аудиторной нагрузке и повлечет за собой резкое увеличение объема самостоятельной работы студентов. "Перестраиваться", впрочем, придется и педагогам. Самостоятельную работу надо обеспечить методически, и это не простая задача. В новых условиях для должной мотивации студентов нам предстоит использовать больше активных методов обучения: ситуационных задач, дидактических ролевых игр, наглядных пособия и т.п., Иным в условиях компетенций должен стать текущий контроль и промежуточная аттестация, ибо измерять нужно не полученные знания, а профессиональные компетенции. И в данном случае опыт появится через несколько лет, не ранее.

Нельзя научить  тому, чего не знаешь сам. Нельзя передать опыт, которого не имеешь. Нельзя воспитать уважение к праву и морали, если сам нарушаешь нормы. Образовательные стандарты нового поколения породят через какое-то время новые образовательные подходы и технологические новинки, они обязательно будут прогрессивными, но главной фигурой при любом стандарте останется педагог.

Рекомендации

Во многом решение  ряда проблем связано, разумеется, с  необходимостью полноценного финансирования. Тем не менее, ситуация будет меняться к лучшему, если при тех же финансовых возможностях государства будет меняться образовательная политика и образовательная практика в сторону большего разнообразия.

В чем мы видим  хотя бы примерные изменения по части  психологического образования.

  1. Создание на базе классических университетов в городах-субъектах РФ не коммерческих психологических факультетов, а полноценных, стационарных факультетов с полноценной инфраструктурой (кафедры, лаборатории и проч.). Привлечение туда специалистов, собирание их под одной крышей, преодоление распыления и без того небольшого числа профессионалов. Развертывание на базе этих факультетов полноценных исследований и разработок, включая фонды, гранты (прецедент, хотя и скромный – разворачивание по линии Института «Открытое общество» ресурсных центров)
  2. Увеличение в федеральной части стандартов доли индивидуальных и групповых интерактивных форм обучения. Доля вузов в этой части мала и не решает проблем в целом по стране.
  3. Введение более гибкой системы вступительных экзаменов, введение психологического практикума и др. форм испытаний, раскрывающих личность с разных сторон, а не только с точки зрения информированности.
  4. Запрещение проводить на вступительных экзаменах многофакторные тесты (например, MMPI), имеющие совсем другую направленность.

Во многом ситуация будет такой, каковы будут квалификация и профессионализм специалистов и преподавателей на местах. В этом смысле рекомендации люди фактически пишут сами для себя. Но от того, какой будет федеральная образовательная политика, от этого будут зависеть в целом складывающиеся тенденции в психологическом образовании.

Заключение

Ориентация  российского образования на общекультурное развитие обучающихся, как известно, исторически является одной из его  приоритетных позиций. Она находит  отражение и в тексте современного Закона РФ «Об образовании» (ред. 2002 года), где отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в отечестве…». В то же время и профессиональные образовательные программы также направлены на последовательное повышение ранее сформированного образовательного уровня. Другими словами, задача формирования общей культуры и ее упрочивания является общей для всей системы российского образования. Это его непреходящая ценность.

Формирование  компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге  у ученика развиваются способности  и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных. Заметим, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но не ограничиваются только ими.

Введение понятия  образовательных компетенций в  нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно-деятельностный характер.  
      В комплексности образовательных компетенций заложена дополнительная возможность представления образовательных стандартов в системном виде, допускающем построение четких измерителей по проверке успешности их освоения учениками. С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов.

 

 

Список литературы:

  1. Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". - Система ГАРАНТ, 2012 г.
  2. Медведев Д.А. "Россия, вперед!" // Известия. 11.09.2009. N 167. С. 2.
  3. Мирский Э.М. Заметки о гуманитарном образовании. // Человек. 1995. № 6.
  4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. N 541-н (г. Москва) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих // Российская газета. 27.09.2010. N 5296.
  5. Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования" (с изменениями и дополнениями) Приложение. Федеральная программа развития образования.
  6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования. URL: http//www.edu.ru/db/portal/spe/archive_new.htm.
  7. Фейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории. Эксперименты. Упражнения. М.: ОЛМА-ПРЕСС, СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2002.

 


Информация о работе Проблема стандартов в образовании