Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 09:48, курсовая работа
Основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенцией. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности — знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция — это владение, обладание человека соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Введение……………………………………………………………2-5
Глава 1: Компетентность — ресурс качественного образования
1.1. Ключевые компетенции и образовательные стандарты………………………………………………………………… 5-11
1.2. Состояние и основные проблемы развития системы образования…………………………………………………………….... 11-18
Глава 2: Регулирование сферы образования, пути решения, рекомендации.
2.1. Современная система образования в Российской Федерации и ее регулирование…………………………………………………………….18-20
2.2. Пути решения и рекомендации………………………………21-27
Заключение………………………………………………………...27-28
Список литературы………………………………………………..29
Очевидно, что содержание основной образовательной программы подготовки по разным специальностям, должны соответствовать запросам практики, а следовательно, различаться. В ныне действующих образовательных стандартах требования к подготовке специалистов на разных факультетах абсолютно идентичные. В связи с этим кафедры, преподающие правовые и этические дисциплины в каждом из вузов, старались обеспечить профилизацию обучения самостоятельно.
Новые образовательные стандарты предъявляют новые требования к учебно-методическому и информационному обеспечению учебного процесса. Каждый учащийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла (ранее норматив был - один учебник на двоих). И хотя правовые дисциплины не входят в профессиональный цикл, в вузах будут ставить задачу по тотальному выполнению этого требования. Кроме того, по полному перечню дисциплин должен обеспечиваться доступ каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, в том числе во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сетевым ресурсам Интернета. Это ставит перед преподавательским сообществом непростые задачи по подготовке общеприемлимых учебников и учебных пособий.
Несмотря на преимущества новых образовательных стандартов, изменения влекут и ряд трудностей, как для студентов, так и для преподавателей. Главная проблема для первых - неготовность учиться "по-новому". Студенты привыкли к тому, что знания они получают в готовом виде от преподавателя. Сам факт перехода оценки трудозатрат на изучение дисциплины с аудиторной нагрузки на кредитные единицы, в которых учитывается самостоятельная работа, со временем приведет к изменению принципов формирования штатного расписания на той же основе, что подорвет интерес преподавателя к аудиторной нагрузке и повлечет за собой резкое увеличение объема самостоятельной работы студентов. "Перестраиваться", впрочем, придется и педагогам. Самостоятельную работу надо обеспечить методически, и это не простая задача. В новых условиях для должной мотивации студентов нам предстоит использовать больше активных методов обучения: ситуационных задач, дидактических ролевых игр, наглядных пособия и т.п., Иным в условиях компетенций должен стать текущий контроль и промежуточная аттестация, ибо измерять нужно не полученные знания, а профессиональные компетенции. И в данном случае опыт появится через несколько лет, не ранее.
Нельзя научить тому, чего не знаешь сам. Нельзя передать опыт, которого не имеешь. Нельзя воспитать уважение к праву и морали, если сам нарушаешь нормы. Образовательные стандарты нового поколения породят через какое-то время новые образовательные подходы и технологические новинки, они обязательно будут прогрессивными, но главной фигурой при любом стандарте останется педагог.
Рекомендации
Во многом решение ряда проблем связано, разумеется, с необходимостью полноценного финансирования. Тем не менее, ситуация будет меняться к лучшему, если при тех же финансовых возможностях государства будет меняться образовательная политика и образовательная практика в сторону большего разнообразия.
В чем мы видим хотя бы примерные изменения по части психологического образования.
Во многом ситуация будет такой, каковы будут квалификация и профессионализм специалистов и преподавателей на местах. В этом смысле рекомендации люди фактически пишут сами для себя. Но от того, какой будет федеральная образовательная политика, от этого будут зависеть в целом складывающиеся тенденции в психологическом образовании.
Заключение
Ориентация российского образования на общекультурное развитие обучающихся, как известно, исторически является одной из его приоритетных позиций. Она находит отражение и в тексте современного Закона РФ «Об образовании» (ред. 2002 года), где отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в отечестве…». В то же время и профессиональные образовательные программы также направлены на последовательное повышение ранее сформированного образовательного уровня. Другими словами, задача формирования общей культуры и ее упрочивания является общей для всей системы российского образования. Это его непреходящая ценность.
Формирование
компетенций происходит средствами
содержания образования. В итоге
у ученика развиваются
Введение понятия
образовательных компетенций в
нормативную и практическую составляющую
образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы,
когда ученики могут хорошо овладеть набором
теоретических знаний, но испытывают значительные
трудности в деятельности, требующей использования
этих знаний для решения конкретных задач
или проблемных ситуаций. Образовательная
компетенция предполагает усвоение учеником
не отдельных друг от друга знаний и умений,
а овладение комплексной процедурой, в
которой для каждого выделенного направления
присутствует соответствующая совокупность
образовательных компонентов, имеющих
личностно-деятельностный характер.
В комплексности образовательных
компетенций заложена дополнительная
возможность представления образовательных
стандартов в системном виде, допускающем
построение четких измерителей по проверке
успешности их освоения учениками. С точки
зрения требований к уровню подготовки
выпускников образовательные компетенции
представляют собой интегральные характеристики
качества подготовки учащихся, связанные
с их способностью целевого осмысленного
применения комплекса знаний, умений и
способов деятельности в отношении определенного
междисциплинарного круга вопросов.
Список литературы: