Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:59, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы, на тему «Проблемы взаимодействия человека и организации» состоит в том, что изложенную здесь информацию, которая помогает разобраться и учит поведению как при вхождении в новую организацию, так и в организации, в которой вы уже работаете сравнительно давно.
Цель работы - выявить проблемы взаимодействия между человеком и организацией и предложить методы их решения.
Задачи данной работы - выявит проблемы взаимодействия человека и организации, чтобы в дальнейшем при встрече с этими проблемами довольно легко с ними справляться и находить легкий выход из этой ситуации.
Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Проблемы взаимодействия человека и организации………………………….4-17
Человек и организация…………………………………………………………………...4-8
Проблема несовпадения ожиданий ……………………………………………..…….9-14
Адаптация человека в организации…………………………………………………..15-17
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика организации……………....18-20
Внешняя среда организации…………………………………………………………..18-19
2.2 Внутренняя среда организации…………………………………………………………..20
Глава 3. Проблемы взаимодействия сотрудников в организации……………………………….………………………………………………..21-23
Заключение…………………………………………………………………………………….24
Список литературы……………………………………………………………………………25
Для того чтобы стыковать ожидания человека и организации по отношению друг к другу и тем самым устранить или минимизировать проблемы и коллизии, которые возникают между человеком и организационным окружением, важно четко представлять то, на какое место в организации претендует человек, какие роли он может и готов выполнять и какую роль ему предполагает дать организация. Очень часто именно несоответствие роли, которую предлагает организация человеку, его претензиям занимать определенное место в организации, является основой конфликта между человеком и организационным окружением.[ Виханский, О. С, Наумов, А. И. Менеджмент: учебник -- 4-е изд., перераб. и доп. -- М.: Экономистъ, 2006. -- 670 с.]
Возможны два подхода к установлению соответствия роли и места:
Содержание подхода
Действия менеджера
1. Человек подбирается для выполнения определенной работы или функции
2. Работа или функция подбирается для человека
Первый подход является традиционным и наиболее распространенным в современной практике менеджмента.
Второй подход также имеет практическую реализацию преимущественно в рамках японского типа управления. При этом, несмотря на повышенную сложность реализации, наблюдается тенденция к расширению использования в мировой практике менеджмента если и не полностью второго подхода, то ряда его идей и элементов практического осуществления.
Как выяснилось главной проблемой при взаимодействии человека и организации является не состыковка ожиданий человека и организации по отношению друг к другу, не четкое представление тех ролей, которые человек готов выполнять и тех, которые предполагает дать ему организация.
Поэтому следует подробно ознакомиться с ролевым аспектом взаимодействия человека и организации.
1.3 Адаптация человека в организации
Человек составляет основу организации, ее сущность и основное богатство. Однако с позиции управления нельзя говорить о человеке вообще. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу и к организации.
Они по-разному воспринимают действительность, окружающих их людей и самих себя в этом окружении. Все это говорит о том, что управление человеком в организации — исключительно сложное, но в то же время ответственное и важное.
Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими. Но проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию работника и менеджера. В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. Последние играют важную роль в жизни каждого члена организации. Поэтому менеджмент должен учитывать этот факт в построении работы организации, в управлении кадрами.
Одним из основных результатов взаимодействия человека и организации является то, что человек, анализируя и оценивая результаты своего труда в организации, анализируя опыт и поведение своих коллег, делает для себя определенные выводы. Которые в той или иной мере сказываются на его поведении, приводят к изменению его поведения с целью адаптации к организации, достижения лучшего взаимодействия с организационным окружением.
Адаптация — это процесс активного приспособления человека к организационной среде. Особенно этот процесс актуален при поступлении на работу. В контексте включения нового сотрудника в организацию адаптация означает, что происходит его интенсивное знакомство с деятельностью организации и изменение поведения в соответствии с требованиями новой среды.
Этот процесс не всегда проходит успешно. Практика показывает, что 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, личных обязанностях, особенностях коллег и т. д. Специальная процедура введения нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большего количества проблем, возникающих в начале работы.
Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в корпоративную культуру организации. Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции. [Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. -- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 504 с.]
Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа.
1. Оценка уровня
2. Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом. Как правило, программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсий, практикумов (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием).
Часто в ходе проведения общей программы ориентации затрагиваются следующие вопросы:
Общее представление о компании: цели, приоритеты, проблемы; традиции, нормы, стандарты; продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя; разнообразие видов деятельности; организация, структура, связи компании; информация о руководителях.
Политика организации: принципы кадровой политики; принципы подбора персонала; направления профессиональной подготовки и повышения квалификации; правила использования режимов рабочего времени; правила охраны коммерческой тайны и технической документации.
Оплата труда: нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников; оплата выходных, сверхурочных.
Дополнительные льготы: страхование, учет стажа работы; пособия по временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат; поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию; возможности обучения на работе; наличие столовой, буфетов; другие услуги организации для своих сотрудников.
Охрана труда и соблюдение техники безопасности: места оказания первой медицинской помощи; меры предосторожности; предупреждение о возможных опасностях на производстве; правила пожарной безопасности; правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них.
Работник и его отношения с профсоюзом: сроки и условия найма; назначения, перемещения, продвижения; испытательный срок; руководство работой; информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу; права и обязанности работника; права непосредственного руководителя; организации рабочих; дисциплина и взыскания, оформление жалоб; каналы коммуникации, распространение новых идей.
Служба быта: организация питания; наличие служебных входов; условия для парковки личных автомобилей.
Экономические факторы: стоимость рабочей силы; стоимость оборудования; ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.
Затем может быть проведена специальная программа, осуществляемая как в формах бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). Обычно в специальной программе затрагиваются следующие вопросы:
Функции подразделения:
цели и приоритеты, организация и
структура; направления деятельности;
взаимоотношения с другими
Рабочие обязанности и ответственность: детальное описание работы и ожидаемых результатов; разъяснение важности данной работы; нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения; длительность рабочего дня и расписание; дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника).
Требуемая отчетность: виды форматов и процедуры заполнения.
Основные правила и предписания: правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения; поведение в случае аварий, правила техники безопасности; гигиенические стандарты; охрана и проблемы, связанные с воровством; контроль за нарушениями; перерывы (перекуры, обед); телефонные переговоры личного характера в рабочее время; использование оборудования; контроль и оценка исполнения.
Представление сотрудников подразделения.
3. Действенная адаптация.
Этап состоит в собственно
приспособлении к своему
4. Функционирование. Этим
этапом завершается процесс
Глава 2. Организационно-экономическая характеристика организации
В данной работе я рассматриваю предприятие ОАО «Красноярский хлеб».
ОАО «Красноярский хлеб» является одним из ведущих предприятий по производству хлебобулочных и кондитерских изделий на территории Красноярского края.
Главная задача – изготовление качественной и безопасной продукции. Поэтому цеха оборудованы самыми современными технологическими линиями известных европейских производителей, организован жесткий входной контроль качества и безопасности сырья, поступающего на производство. «Красноярский хлеб» - единственное предприятие в крае, имеющее собственную Центральную лабораторию качества, где специалисты тщательно следят за соблюдением технологических процессов, исследуют сырье и качество готовых изделий. Ежедневно в Центральную лабораторию из лабораторий всех заводов поступают сведения на соответствие уровня кислотности, влажности, режиму выпечки, органолептических свойствах продуктов. Значительное внимание уделяется соблюдению работниками личной и производственной гигиены. В конце каждой смены проводится мытье и дезинфекция оборудования, обработка помещений дезинфицирующими средствами.
В данной организации линейная структура управления.
В первую очередь можно выделить несколько плюсов этой структуры:
Информация о работе Проблемы взаимодействия человека и организации