Проблемы взаимодействия человека и организационного окружения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят примат техники над работником. Однако, хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека частично или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но и возросли. При этом человек стал не только самым ценным «ресурсом» организации, но и самым дорогостоящим. Более того, сотрудники организации становятся собственниками значительной части так называемого «неосязаемого» капитала фирмы. Ноу-хау для многих компаний является одним из важнейших активов, которым она обладает. Но носителями этих знаний являются сотрудники компании. Ушел человек из организации — и унес часть ее активов.

Содержание

Введение
Психология больших социальных групп.
Общение как взаимодействие.
Типы взаимодействий.
Взаимодействие как организация совместной деятельности.
Содержание и структура психологии большой социальной группы
Подходы к установлению взаимодействия человека и организации
Вхождение человека в организацию
Модель взаимодействия человек и организационного окружения
Личностные основы поведения человека в организационном окружении.
Восприятие человеком окружения
Человек – окружение, организационная структура
Факторы, влияющие на восприятие
Характеристики ситуации восприятия
Критериальная база поведения человека
Расположение человека
Расположение- 3 типа: удовлетворенность, увлеченность, приверженность.
Удовлетворенность работой
Увлеченность работой
Приверженность организации
Конфликты и их влияние на поведение человека в организации
Конфликт как неотъемлемая составляющая жизни общества.
Основные причины конфликтов в организациях.
Структурные методы разрешения конфликта
Психологические процессы и эффективность деятельности человека.
Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

основы менеджмента.docx

— 107.47 Кб (Скачать файл)

Исследователи этой области указывают три группы причин конфликтных отношений: обусловленные трудовым процессом, психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы. Конфликты различают по их значению для организации, а также способу их разрешения.

Выделены следующие основные типы конфликтов:

- конфликты, представляющие собой реакцию  на препятствия достижению основ-

ных целей трудовой деятельности;

- конфликты, возникающие как реакция на  препятствия достижению личных  целей

работников в рамках их совместной трудовой деятельности;

- конфликты, вытекающие из восприятия поведения  членов коллектива как несоот-

ветствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности;

- сугубо  личные конфликты между работникам, обусловленные несовместимостью

индивидуальных психологических характеристик: резкими различиями потребностей,

интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры в целом.

7.3 Структурные методы разрешения конфликта

1. КООРДИНАЦИОННЫЕ  И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ. Один  из самых распространенных механизмов – цепь команд.

Если опираться на работы Вебера и представителей административной школы, то

установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие

решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчиненных имеют разногласия по какому-то вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к их общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.

В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, такие

как управленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь между функциями, межфункциональные группы, целевые группы и совещания между отделами. Исследования показали, что организации, которые поддерживали нужный для них уровень интеграции, добились большей эффективности, чем те, которые не сделали этого.[16,167c]

2. ОБЩЕОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЦЕЛИ. Установление  общеорганизационных комплексных  целей – еще один структурный  метод управления конфликтной  ситуацией. Эффективное осуществление  этих целей требует совместных  усилий двух или более сотрудников, групп или отделов. Идея, которая  заложена в эти высшие цели - направить усилия всех участников  на достижение общей цели.

3. РАЗЪЯСНЕНИЕ  ТРЕБОВАНИЙ К РАБОТЕ. Одним из  лучших методов управления, предотвращающих  дисфункциональный конфликт, является  разъяснение того, какие

результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры: уровень результатов, который должен быть достигнут, кто

предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, – а также четко определены политика, процедуры и правила.

4. СТРУКТУРА  СИСТЕМЫ ВОЗНАГРАЖДЕНИЙ. Вознаграждения  можно использовать как метод  управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние на поведение  людей, чтобы избежать дисфункциональных  последствий. Люди, которые вносят  свой вклад в достижение общеорганизационных  комплексных целей, помогают другим  группам организации и стараются  подойти к решению проблемы  комплексно, должны вознаграждаться  благодарностью, премией, признанием  или повышением по службе.

Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп.

В процессе управления и мотивации персонала возможны конфликты. Конфликты можно классифицировать по способам их разрешения (антагонистические, компромиссные); по природе возникновения (социальные, организационные, эмоциональные); по направленности воздействия (вертикальные, горизонтальные); по степени выраженности (открытые, скрытые, потенциальные); по количеству участников, задействованных в конфликте (внутриличностные, межличностные, межгрупповые). Поэтому кадровый менеджмент включает управление конфликтами - целенаправленное устранение (минимизацию) причин, породивших конфликт, и/или коррекцию поведения его участников.[19]

 

 

8 Психологические процессы и эффективность деятельности человека

В процессе работы человек получает информацию об адекватности собственных воздействий на предмет труда, об изменениях обрабатываемого материала, о состоянии машин и инструментов, об изменениях в окружающей среде. Эта информация поступает в форме разнообразных сигналов естественного и искусственного происхождения.

К естественным сигналам относятся различные внешние признаки работающих механизмов (шумы, световые блики, тепловые излучения и т.д.), к искусственным -- свет от лампочек, транспорантов , звонки, сирены, положение стрелок измерительных приборов, указателей и т.п.

Воздействуя на органы чувств, эти сигналы вызывают различные ощущения (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, кинестетические и другие). Комплекс подобных ощущений формирует целостное восприятие происходящего трудового процесса. Особую роль в восприятии происходящих изменений играет зрительный анализатор, через который поступает основной информационный поток. Так, например, именно неравномерная загрузка зрительного анализатора, в ущерб слуховому, тактильному и другим, является печальной причиной ухудшения зрения у сотрудников, работающих за компьютером, или другими приборами с электронно-лучевыми трубками и, как следствие, причиной ношения очков в сравнительно молодом возрасте.

Наиболее важными свойствами поступающих к человеку сигналов являются их качество, сила, величина, форма, положение, перемещение, время возникновения и длительность.

Так, например, важную роль играет цвет поступающих сигналов, причем чаще всего для сигнализации используются 4 основных цвета: красный, зеленый, синий и желтый. Легко различаются также черный и белый цвета. Англичанин Дж.Дальтон своей фамилией дал название большой группе людей-дальтоников, у которых была выявлена неспособность различения некоторых цветов (большей частью красного и зеленого). Дальтон заметил у себя такой недостаток при сборе красных ягод земляники. Некоторые исследователи приписывают дальтонизм известному российскому художнику Врубелю, который плохо различал синий цвет, что способствовало его преобладанию в таких картинах, как «Демон» и «Царевна Лебедь» и придавало их восприятию холодно-мистический оттенок. Гете полжизни писал свой трактат «Теория цвета». Не избежал подобной участи и гениальный русский ученый М.В. Ломоносов, изложивший свои соображения по этой проблеме в работе «Слово о происхождении света, новую теорию о цветах представляющее».

Известно, например, что цвет может лечить больных. О лечебных свойствах цвета писал В.М. Бехтерев, идея которого успешно реализована английскими психиатра ми, доказавшими, что на импульсивных людей благотворно действует красный цвет, а на рассудительных -- синий.

Правда, известны и другие примеры, напоминающие испанскую корриду. Речь идет об интенсивном и частом использовании красных плакатов в небольших помещениях или замкнутых пространствах. Никакой пользы, кроме быстрой утомляемости и возрастающей раздражительности, они не дают.

Известно, что по распоряжению президента Медицинской академии Н.Н. Блохина классический для лечебных учреждений белый цвет в операционных был заменен светло-зеленым, что помогало существенно снизить усталость врачей. В настоящее время можно также увидеть хирургов в зеленых халатах и окрашенные в зеленый цвет школьные парты.

О роли цветовой окраски в трудовой деятельности и его влиянии на производительность труда писал профессор С.В.Кравков. Он, в частности, отмечал особое значение зеленого цвета, который, по его мнению, повышает чувствительность к звукам, запахам и понижает давление крови в сосудах глаз, способствуя их активному отдыху. Люшер разработал тест, в основе которого лежит связь выбираемой испытуемым последовательности цветов с его личностными качествами.

Большое значение играет сила сигнала. Так, слабая освещенность способствует быстрому утомлению глаз и необратимому ухудшению зрения. Сильный сигнал может вызвать ослепление, оглушение. Известно, например, что увлечение плейерами является причиной значительного ухудшения слуха, а использование мерцающих люминесцентных ламп и несовершенных компьютерных мониторов испортило зрение многим программистам. В военной литературе описан также случай успешного использования силы авиационных прожекторов для ослепления противника в сражении на Зееловских высотах под Берлином.

При определении оптимального для восприятия размера раздражителя следует помнить, что минимальный угол различения не должен быть меньше 10''. Практически это соответствует темной линии толщиной 0,5 мм воспринимаемой на белом фоне с расстояния 10 м.

Преимущество по форме различения имеют предметы правильных очертаний: точки, круги, треугольники, квадраты и т.п. Здесь можно привести пример теста «Квадрат, круг, треугольник», приписываемый З.Фрейду и использованный в отечественном художественном фильме «Мы, нижеподписавшиеся».

Сигналы неправильной формы воспринимаются значительно хуже за исключением тех из них, которые напоминают какой-то реально существующий предмет.

В известной мере, эффективности трудовой деятельности способствует расположение сигнала в поле восприятия. Так, при смене типа самолета летчики допускают порой очень серьезные ошибки из-за разного расположения источников информации.

Движение сигнала в области восприятия (на экране компьютера, на приборной панели, в периферической зоне бокового зрения) облегчает его обнаружение по сравнению со статичным расположением. Подвижные сигналы, в свою очередь, делят на дискретные и непрерывные. Дискретные сигналы появляются и исчезают из поля зрения. А непрерывные изменяют свои характеристики (громкость сигнала, положение световой отметки, положение стрелки на шкале и т.п.).

Движущиеся сигналы привлекают наше внимание, но создают больше проблем с их расшифровкой и точностью оценки. В последнее время стали много говорить о вредности некоторых периодически повторяющихся сигналов (особенно с меняющейся цветовой раскраской): мерцания экранов дисплеев, люминесцентных ламп и особенно использования некоторых опасных для человека мельканий кинокадров рисованных мультиков (известный случай резкого массового увеличения количества детских неврозов в Японии в декабре 1997 г.).

Длительность сигнала также является фактором, влияющим на состояние человека. Кратковременный сигнал может остаться незамеченным (вспомним «эффект 25 кадра» в рекламных фильмах). Кроме того, два кратковременных сигнала могут слиться в один, если промежуток между ними менее 0,1 сек.

Выше отмечались особенности различения сигналов, находящихся в различных местах поля восприятия, которое может помочь мгновенному восприятию или требовать пристального внимания с напряжением зрения. Причем в центре поля зрения четкость восприятия выше, но периферическое восприятие более чувствительно к слабым сигналам и их динамике. Некоторые области поля восприятия имеют большую вероятность появления сигналов, а некоторые -- меньшую. То же самое можно сказать и об их ценности.

Иррадиация восприятия заключается в искажении размеров предметов (например, светлые предметы кажутся больше аналогичных темных). Типичным примером иллюзии можно считать искаженное, преувеличенное восприятие луны и солнца вблизи горизонта по сравнению с их размером в зените.[4.83c]

Но как бы не привлекали нас приведенные выше примеры, всегда нужно помнить о целостности личности и процесса деятельности, о влиянии на трудовой процесс окружающей обстановки, прошлого жизненного и профессионального опыта, значимости для работника поставленной задачи, мотивации и о многих других психологических предпосылках эффективной деятельности работника.

Так, например, сама деятельность может быть сравнительно простой, но требующей риска, больших энергетических затрат, неудобств и создавать опасность для жизни и здоровья исполнителя, отчего решение на участие в такой деятельности принимается со значительными трудностями.

В соответствии с изложенными выше принципами оптимального труда, нужно всегда помнить о роли мотивации, потребностей, установок, позиции личности в труде.

Важной составляющей и предпосылкой достижения результата деятельности является также процесс психомоторного исполнения замысла.[17]

«Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге -- везде окончательным фактом является мышечное движение», -- так начал в 1863 году свою книгу «Рефлексы головного мозга» И.М.Сеченов, заложивший ею, по сути дела, основы психомоторики [1]. Но еще раньше, в 1795 году, появилось понятие «время реакции». Его связывают с именем Маскелина из Гринвичской обсерватории, который уволил за ошибочное определение (по сравнению с его собственными, как он считал, безупречными, измерениями) времени прохождения небесных светил через Гринвичский меридиан на целых 0,5 сек молодого сотрудника Кемпбелла. Правда, через 30 лет Кемпбелл был реабилитирован немцем Бесселом, установившим, что получаемые у разных астрономов расхождения обусловлены их индивидуальными различиями реагирования (психической реакции, как тогда говорили). Причем это время, как оказалось, зависит от многих причин: от психического состояния человека, от силы сигнала, от степени усталости, от типа ВНД и т.д.

Все помнят натруженные мозоли от неудобных ручек лопат (до сих пор поступают заявки на изобретение новых видов лопат, ручек к ним, формы режущего лезвия и т.п.), боли в спине, в ногах, руках, шее от многократного выполнения однообразных мышечных движений, характерных для симплифицированных видов ручного труда. Да и ручные инструменты (молоток, пила, напильник и т.д.) зачастую создают нагрузку на одни и те же группы мышц.

Информация о работе Проблемы взаимодействия человека и организационного окружения