Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 11:49, курсовая работа
Цель исследования – проанализировать развитие малого бизнеса в Украине, выявить основные проблемы его функционирования и предложить конкретные пути решения этих проблем.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:
изучить теоретические основы исследования проблем малого бизнеса;
определить факторы, влияющие на развитие малого бизнеса в Украине;
проанализировать динамику развития малого бизнеса в стране.
сформулировать основные проблемы и перспективы малого бизнеса в Украине;
рассмотреть методы поддержки малого бизнеса со стороны государства в мире и Украине.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: без помощи властных структур малые предприятия не смогут работать и развиваться в полную силу, т.к. они находятся под тяжелым прессом вышеописанных проблем, которые сами не в состоянии решить. И власти, заинтересованные в развитии данного сектора экономики, должны создавать структуры, занимающиеся поддержкой МП, чтобы помочь ему в преодолении препятствий, возникающих на пути предпринимателей. Этому и посвящен следующий раздел данной курсовой работы.
Взаимодействие малого бизнеса с государством
4.1. Мировой опыт
Большинство иностранных государств для содействия развития малого бизнеса старается привлечь средства не извне а за счет мобилизации на внутреннем рынке используя системы льгот и государственной помощи. Финансовая стабильность страны непосредственно зависит от реализации экономического потенциала малых предприятий, возможностей и условий их финансового обеспечения. Эффективная система государственной финансовой поддержки имеет большое значение не только для предприятий, а и для экономики страны.
Заслуживает внимание опыт США, касающийся развития малого бизнеса, за счет системы государственных контрактов, дающие возможность получить гарантированный рынок сбыта продукции, ускорить нагромождение частного капитала, увеличить производственные мощности. Органы государственной власти утверждают перечень работ и услуг, заказы на который предоставляют только малым предприятия. При государственном заказе компании- монополисты часто вынуждены часть заказа (около 10%) передавать в субподряд малым предприятиям.
В Японии для ускорения качественного развития предприятия практикуется компенсирование всех затрат малых предприятий, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 затрат на повышение квалификации работников.
Местным органам власти будет интересен опыт Великобритании, где муниципальная власть объявляет конкурс на выполнение разных видов работ. Победитель получает не только выгодный заказ но и стартовый капитал. Поддержка малого предпринимательства на месте может стать основой развития регионов и социально-экономического обеспечения их населения.
В Германии за счет средств Банка кредитных гарантий малые предприятия имеют возможность получить коммерческий кредит, составить лизинговый договор. Также в Германии применяется система льготного кредитования при освоении высокотехнологических производств, созданию малых частных предприятий. В этом случае плата за пользование кредитными ресурсами, как правило не превышает 6% годовых, а срок предоставления кредита 10-15 лет.
В Канаде для предоставления займов малым предприятиям существует свыше 200 центров развития. Во Франции с этой же целью образованы общества взаимного поручительства.
В мировой практике известны такие формы поддержки малого предпринимательства как возвращение льготных займов в случае успехов и займы с льготными процентными ставками. Например, в Японии предоставляются долгосрочные займы на льготных условиях для развития малого бизнеса в определенных регионах страны, стимулирование производства новых видов продукции и пополнение основного и оборотного капитала предпринимательских структур. При этом государство гарантирует коммерческим банкам своевременное возвращение предприятиями займов.
В Италии практикуют предоставление льготных долгосрочных кредитов. Например, под 3-5% годовых при рыночной процентной ставке около 15%. Предприятия могут получить дополнительную льготу в 20-30% компенсации стоимости займа при долгосрочном возврате кредита.
4.2. Государственная поддержка малого бизнеса в Украине
Необходимость в финансовых ресурсах – это объективное явление в условиях развития экономики, так как возрастает потребность в пополнении оборотных средств, обновлении и модернизации основных фондов, использовании новейших технологий и материалов. Поэтому государство, как основа развития национальной экономики, должна оказывать содействие в развитии предпринимательских структур.
Одной из наиболее острых проблем деятельности большей части субъектов малого предпринимательства является проблема поиска и получения финансовых ресурсов, необходимых для авансирования процесса хозяйствования. Поэтому особо значение для развитии сектора малого бизнеса имеет проблема государственного содействия в финансовом обеспечении предприятия малого бизнеса. В этом направлении можно выделить следующие виды финансово-кредитной помощи.
Теперь рассмотрим эти виды детальнее с точки зрения действующих и рекомендованных методов их применения (рисунок 1).
Виды финансово кредитной поддержки малого предпринимательства |
Рисунок 4.1. Виды финансово кредитной поддержки малого бизнеса.
В системе финансово-кредитной поддержки предприятия наиболее тяжелым для бюджета страны является бесповоротное финансирование отдельных субъектов малого предпринимательства и налогообложения. Вообще финансирование предпринимательства государством считается нерыночным и поэтому нецелесообразным способом государственного влияния на развитие экономических процессов. Однако на практике дотирование остается одним и самым распространенным рычагом экономической политики многих стран. Например, сумма ежегодных дотаций из бюджета США малому бизнесу составляет 300 млрд. долларов. В тоже время даже в высокоразвитых странах прямая государственная поддержка или предоставляется, тем предприятиям, деятельность которых является важной для развития национальной экономики, либо имеет социальную окраску.
В Украине же в связи с отсутствием у государства возможностей прямая финансовая помощь практически отсутствует. На сегодняшний день основным способом финансовой поддержки малого бизнеса является банковский кредит.
Что касается кредитования в целом, то можно сказать, что банковские учреждения не хотят иметь дело с таким клиентом, как малый бизнес. Причин этому несколько: отсутствие залога, слишком мал размер займа и на короткий срок, значительный риск, и незначительная прибыль в абсолютном выражении по сравнению с кредитованием серьезных заемщиков. Таким образом, сами по себе малые предприятия не являются сегодня привлекательными клиентами для банков. На ряду с этим, ставки кредитных ресурсов, которые действуют на рынках, слишком высокие для малых предприятий, что делает банковские кредиты недоступными для этого сектора экономики. По этому в сложившейся ситуации государственные займы должны стать реальным источником формирования финансовых ресурсов малого предпринимательства.
Однако это – в долгосрочной перспективе при условии достаточных бюджетных средств. А пока что на государственном уровне финансовой поддержкой предпринимательства занимается всего лишь несколько структур, таких как, Ощадный банк Украины, Украинский фонд поддержки предпринимательства, Государственный комитет содействия развитию предпринимательства.
В реализации государственной политики содействия в развитии предпринимательства активная роль принадлежит также Государственному центру занятости Украины, который согласно действующему законодательству предоставляет беспроцентные кредиты безработным для занятия предпринимательской деятельностью. К сожалению, как доказала практика, эти структуры и объемы их кредитования не могут удовлетворить имеющегося спроса со стороны субъектов малого предпринимательства относительно получения финансово-кредитной помощи.
Учитывая ограниченные финансовые возможности нашего государства, финансово-кредитная политика может осуществляется на принципах широкого привлечения различных негосударственных источников финансирования. Негосударственные организации, миссия которых заключается в формировании благоприятных условий для развития предпринимательства, создаются за счет нагромождения капиталов предпринимателей, предпринимательских структур коммерческого характера, коммерческих банков и т. д. Задача государства – стимулировать этот процесс и создавать для него соответствующие условия.
Мировое сообщество также участвует в процессе инвестирования малого бизнеса. В этом плане большое значение придается сотрудничеству с Мировым банком, Европейским банком, банком реконструкции и развития, Фондам «Евразия», Фондам «Возрождение», Фондам «Ноу-хау». Среди стран, предоставляющих финансово-техническую помощь украинским предприятиям, наиболее активными являются США, Германия, Великобритания, Канада. Таким образом, международная финансовая помощь Украине поступает и это является важным направлением в развитии международных экономических связей, и украинская сторона должна эффективнее использовать иностранную помощь и активнее определять свою позицию во взаимоотношениях с международно-финансовыми организациями.
Анализ состояния и проблемы развития малого предпринимательства в Украине свидетельствуют о том, что последующее развитие ситуации, без активного и позитивного вмешательства государства, может привести к свертыванию (в основном – из-за последующей тенизации) данного сектора экономики с соответствующим заострением экономических проблем и усилением социального напряжения. Поэтому возникает необходимость, действенной государственной политики в поддержке малого бизнеса в Украине.
Пути решения проблем малого бизнеса должны сосредотачиваться на таких основных направлениях:
Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Украине