Проблемы подготовки кадров менеджмента (на примере ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 12:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение возможных проблем при подготовке кадров менеджмента.
Основные задачи курсовой работы:
рассмотреть функций менеджера;
изучить этику и социальную ответственность менеджера;
выявить проблемы подготовки менеджеров инновационного типа.
На примере ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» был оценен уровень подготовки управляющих должностей и были даны рекомендации по его повышению.

Содержание

Введение………………………………………………….………………………..3
Глава 1. Теоретические основы подготовки менеджера……………………….5
Функции менеджера………………………………………………………..5
Этика и социальная ответственность менеджера………………………...8
Проблемы подготовки менеджеров инновационного типа…………….15
Глава 2. Оценка подготовки кадров менеджмента в ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»……………………………………………………………………...…21
2.1. Характеристика ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»………………………...…21
2.2. Анализ кадровой политики ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»……………....28
2.3. Проблемы подготовки кадров менеджмента в ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» и способы их решения………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 70.17 Кб (Скачать файл)

Менеджер формирует культуру отношения сотрудников к производимой ими продукции/услуге, правила общения сотрудников друг с другом, основы контактов «менеджер-подчиненный» и т.п. А во внешней среде менеджеры, особенно топ-менеджеры, формируют стандарты отношений с поставщиками, конкурентами, деловыми партнерами и прочими. Следовательно, современный менеджер должен сам показывать образцы нравственного поведения и воспитывать эти качества у своих подчиненных и у партнеров.

Как говорилось выше, этические  нормы не закреплены законодательно, но в ряде случаев этические нормы  соответствуют нормативным. Так обстоит дело с соблюдением законов (законопослушание этично).

Противоречащими закону и  одновременно аморальными являются мошенничество, обман, коррупция, воровство, злоупотребление служебным положением, нанесение материального ущерба, клевета, вымогательство, подделка документов, сознательное нарушение техники безопасности.

В большинстве случаев  же этичное поведение менеджера  законодательно не регламентируется. Примерами нарушения моральных норм, не влекущего за собой уголовного преследования, но тем не менее недопустимо в менеджменте, могут служить:

  • пренебрежение чувствами и здоровьем персонала;
  • нарушение устной договоренности;
  • несоблюдение данного слова;
  • подбор кадров по принципу знакомства;
  • сплетни;
  • унижение сотрудников;
  • отказ от принятых обязательств;
  • раскрытие служебных и коммерческих секретов;
  • получение подарков от заинтересованных и зависимых лиц.

 

Этические принципы менеджмента  не являются окончательными. Общественное, культурное, социальное, экономическое  развитие предъявляет менеджеру  все новые нравственные и моральные  требования.

На сегодняшний день в  список этических норм менеджера  входят:

  • нетерпимость к расовому, классовому, и национальному антагонизму;
  • уважение к женщине, признание ее равноправия с мужчиной;
  • уважение к ветеранам и пожилым людям;
  • уважение к властям и руководителям;
  • уважение к чужому труду;
  • уважение и сочувствие к чужому горю;
  • опрятность в одежде;
  • стремление к чистоте и порядку.

К нарушениям этических норм относится:

  • неуважение к чужим физическим недостаткам;
  • неуважение к чужому мнению;
  • неуважение к науке, образованию;
  • неуважение к чужому опыту;
  • нарушение правил общественного поведения;
  • обсуждение человека за его спиной;
  • агрессивность, грубость, брань.

 

Американский социолог Л. Хосмер сформировал 10 принципов делового поведения в менеджменте:

  1. Никогда не делать того, что не входит в твои долгосрочные интересы, или в интересы твоей компании;
  2. Никогда не делать того, о чем нельзя будет потом сказать;
  3. Никогда не делай того, что не будет способствовать развитию взаимопомощи и поддержки в коллективе;
  4. Никогда не нарушать закон, т.к. закон- это основные моральные нормы современного общества;
  5. Никогда не делать того, что будет вредно для общества, в котором ты живешь;
  6. Никогда не делать того, что сам никогда не посоветуешь;
  7. Никогда не делать того, что может ограничить права и свободы другого;
  8. Никогда не делать то, что может повредить слабым;
  9. Никогда не делать то, что может препятствовать саморазвитию и самореализации другого человека;
  10. Всегда поступать так, чтобы увеличить прибыль предприятия, не выходя за рамки закона.

Все эти принципы в той  или иной мере присутствуют в различных  странах и их культуре делового общения. Целью мирового общества на данный момент является приближение к идеальному типу деловых отношений, которые будут основаны на морально- этических принципах.

Главными принципами мирового бизнеса являются:

  1. Ответственность бизнеса.
  2. Социальное и экономическое деловых отношений на прогрессивные процессы развития общества.
  3. От блага акционера перейти к благу его основных партнеров.

Наряду с необходимостью соблюдения этических норм важнейшей  нравственной задачей для менеджера  является проблема его социальной ответственности.

Социальная ответственность, в отличие от юридической ответственности, имеет лишь добровольный характер. Социальная ответственность подразумевает  под собой отклик на социальные проблемы. Социальная ответственность менеджера  формируется системой требований, выражающих культурные, нравственные и какие-либо другие ценности общества, которые получают общественное признание и становятся этическим критерием поведения. Это одна из социальных ответственностей бизнеса, которые проявляются в готовности организации принять на себя обязательства по решению некоторых социальных проблем. Социальная ответственность организации, способствует формированию через менеджеров стандартов  деловой культуры, которые в свою очередь становятся важным ресурсом эффективного организационного поведения. Это позволяет избежать или предупредить конфликт организации и общества и повышает корпоративную лояльность персонала. Можно сказать с утилитарной точки зрения, что социальная ответственность приносит экономический эффект. Но с точки зрения общечеловеческой морали ее ценность намного выше, так как она способствует восстановлению социальной справедливости.

Есть несколько видов  социальной ответственности:

  1. Спонсорство- это финансирование какой- либо деятельности без цели получения материальной выгоды или участия в прибыли.
  2. Благотворительность- это оказание бескорыстной, безвозмездной помощи нуждающимся. Основной чертой благотворительности является добровольный и непринужденный выбор вида, времени и места, а так же содержания помощи.
  3. Меценатство-  материальная помощь развитию науки и искусства.
  4. Филантропия- это материальная помощь нуждающимся, подразумевающая под собой человеколюбие, заботу об улучшении участи всего человечества.

Но споры о роли социальной ответственности в бизнесе породили множественные аргументы за и против.

Аргументы в пользу социальной ответственности:

  • Возможность получения государственных льгот. Социальная деятельность организации, как правило, встречает ответную реакцию  государства в виде всевозможных льгот и других форм поддержки (преимущества в госзаказах, освобождение от части  пошлин, арендной платы и т.д.).
  • Дополнительный маневр ресурсами. Социальные программы дают возможность организации использовать ту часть ресурсов, которая на данный момент им не необходима.
  • Благоприятный предпринимательский и инвестиционный климат. Социальная деятельность организации поднимает ее авторитет в обществе и предпринимательских кругах, что в стратегическом плане создает благоприятные условия для бизнеса и инноваций.
  • Возможность выбора программ. Социальная деятельность, будучи добровольной, предоставляет менеджеру свободный выбор объектов социальной поддержки, ее характера, без какого-либо отчета.

Аргументы против социальной ответственности:

  • Моральное давление. Реализация социальной деятельности часто сопровождается моральным давлением общества. При этом нарушается рыночная свобода. Это приводит к тому, что организация может потерять возможность принимать экономические решения исключительно по своей воле.
  • Сложность. Поскольку социальная ответственность не имеет строгой нормативной регламентации, то ее реализация слабо разработана и носит чисто вкусовой характер. Чаще всего менеджер к ней плохо подготовлен.
  • Неясные последствия. Многие важные акты социальной ответственности не имеют достаточной законодательной базы, например меценатство, благотворительность. Поэтому их экономические последствия могут быть неясны менеджеру. Это очень часто вызывает опасение, вследствие чего и отказ от реализации  социальной деятельности.
  • Потеря конкурентоспособности. Расходуя средства на социальные программы, менеджер вынужден включать дополнительные издержки в цену товара/услуги, тем самым уступая конкурентам.
  • Отступление от главной цели менеджмента. Главная задача для организации- максимизация прибыли. Но занимаясь бесплатными социальными программами, организация может прийти к необходимости отказа от производства высококачественных товаров, уходов с выгодных рынков сбыта и т.д.

Следовательно, можно сделать  вывод, что соблюдение этических  принципов и реализация социально  ответственной деятельности менеджером ни в коей мере не наносит вред организации. Напротив, менеджер и его компания могут внести свой вклад в улучшение  общества, и одновременно повысит  свои экономические показатели.

 

1.3.Проблемы подготовки менеджеров инновационного типа

Одной из главных стратегических проблем  менеджмента является осуществление  нововведений, которые связаны с созданием организацией новых товаров/услуг. Главной целью этих новшеств является предоставление потребителю новых возможностей удовлетворению их потребностей и платежеспособного спроса и обеспечивает организации получение значительной прибыли. Осуществления новшеств требует от организации большой предварительной работы и преобразований. Инновации - процесс создания новых товаров/услуг и сопутствующие им изменения в организации.

Самая главная причина необходимости  инноваций это рыночная конкуренция. В нашем мире рынок быстро развивается  и получает каждый раз более совершенные  товары и услуги. И для того чтобы  удержаться организации на этом рынке необходима адекватная непрерывная деятельность по созданию новых товаров и качественному изменению и усовершенствованию старых. Для этого необходимы изменения в самой организации, ее структуре, функциях, системе управления и методах работы. Поэтому можно сказать, что инновационная деятельность- это стержневая задача выживания организации, залог ее успеха в борьбе за прибыль.

Для реализации необходимых условий  в инновациях требуются управленческие кадры для инновационной среды. Для того чтобы инновации в  организациях развивался успешно, помимо квалифицированных технических  специалистов необходимы менеджеры, а  именно менеджеры инновационного типа.

Инновационный менеджер- это человек, управленец, который способен реализовать  новую идею, инициировать практическое осуществление и превратить ее в  жизнеспособный рентабельный продукт. Именно от профессионализма и мастерства менеджера во многом зависит успех  инновационных проектов. Задачи менеджера  инновационного типа могут быть самыми разными в зависимости от рода деятельности организации. Например, он может заниматься прорывными инновациями, модернизацией продукта и т.д.

Главным звеном инновационной деятельности крупных предприятий являются исследовательские  подразделения, которые занимаются поиском кардинальных стратегических решений, разработкой изделий, программ и технологий. Руководители этих подразделений  отвечают за порученное задание. Они  должны уметь работать по отлаженному  алгоритму, управлять коллективом  по четким инструкциям и положениям.

Рост конкуренции, сокращение жизненного цикла продукции способствуют тому, что организациям необходимо использовать новаторство в повседневной практике. Возникает ряд трудностей и проблем  в создании нового в сочетании  с растущей сложностью техники и  технологий. Одной из проблем инновационного бизнеса является подготовка менеджеров инновационного типа.

Опыт зарубежных и российских предприятий  показывает, что успешное превращение  инновационных разработок в качественный и рентабельный продукт способны лишь профессионально подготовленные менеджеры. Особенностью инновационной деятельности является так же изменчивость требований к стилю руководителя. По мере взросления фирмы, ее изменений, меняются и требования к стилю руководства менеджера. Это значит, что в первую очередь к изменениям и обучениям должны быть готовы руководители организации. Их личный пример позволяет уменьшить сопротивление переменам со стороны остальных сотрудников организации. Поэтому инновационный менеджер должен быть адаптивным к разным переменам. Это значит, что он должен сам принимать эти изменения, а не только их генерировать; меняться самому, а не только желать изменить окружающую действительность. Ключевым отличием менеджера инновационного типа от простого управленца является именно его адаптивная особенность личности.

Сегодня центральной проблемой  инновационной деятельности является нехватка профессиональных специалистов и менеджеров инновационного типа, которые способны в полной мере не только использовать достижения науки  и техники, но и на ориентирование созданию новшеств и внедрению их во все сферы общества.

Информация о работе Проблемы подготовки кадров менеджмента (на примере ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга»)