Проблемы социальной ответственности бизнесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить социальную ответственность в бизнесе .
Задачи исследования:

1. раскрыть понятие социальной ответственности предпринимательства.

2. выявить роль спонсорства в развитии социальной обстановки в обществе.

3. изучить благотворительную помощь предприятий и организаций: проблемы и пути решения.

4. провести анализ преимуществ и недостатков социальной ответственности .

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Изучение социальной ответственности бизнеса…………………………..…5

1.1 Определение и сущность социальной ответственности……………….…...5

1.2 История развития социальной ответственности бизнеса…………………10

2. Оценка социальной ответственности ……………………………………….23

2.1 Проблемы социальной ответственности бизнеса в Росси……………...…23
2.2 Сравнительный анализ преимуществ и недостатков формирования социальной ответственности………………………………………..………..…27
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список………………………………………………..……32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 57.01 Кб (Скачать файл)

Вопросы юридической ответственности  руководителей решает суд или  арбитраж, а социальная ответственность  оценивается общественным мнением, результаты которого могут быть более  действенными, чем юридическая ответственность.

Возложение на себя социальной ответственности  может идти только добровольно. Руководитель должен ясно видеть, какие преимущества и какие трудности он будет  ощущать. Вопросы активизации социальной ответственности рассматривались  многими учеными и практиками США и Японии. На основе опубликованных материалов можно составить общую  картину мотивов, активизирующих социальную ответственность компании, специалистов или руководителя:

• чувство долга, предвыборные обещания;

• желание принести больше пользы своим работникам, населению, прилегающей  территории;

• получение удовлетворения от видимых  работниками и населением результатов (самовыражение, самопроявление);

• избежание общественных порицаний  и взысканий;

• повышение имиджа или карьерный  рост;

• выигрыш в споре или конкурсе;

• отвлечение от постоянных личных переживаний.

 

1.2 История развития социальной ответственности.

В 90-е годы ХХ века тема социальной ответственности бизнеса стала  широко обсуждаться в деловых  и научных кругах ведущих индустриальных стран. Многие владельцы и менеджеры  компаний начали осознавать, что помимо традиционных факторов, на уровень  получаемой прибыли влияет и репутация  их компании в обществе.

Для того, чтобы их коммерческая деятельность была успешной, уже недостаточно производить  товары и услуги - необходимо активно  развивать различные социальные программы. Системно и продуманно выстраивать  отношения менеджеров компании с  бизнес сообществом, акционерами, СМИ, органами государственной власти, потребителями  и общественными организациями.

Концепция социальной ответственности  бизнеса в западном мире уже известна довольно долгое время. Но интенсивное  развитие данная тема получила лишь в  последние десятилетие, когда представители  мирового сообщества стали широко обсуждать  проблемы сбалансирования интересов  развития бизнеса с более масштабными  интересами всего общества, особенно по вопросу сохранения окружающей среды. Таким образом, важность концепции  социальной ответственности бизнеса  и общественный интерес к этой теме постоянно растут.

До середины 1970-х гг. доминирующая философия отношений бизнеса  и общества утверждала, что если компания не стремиться уйти от налогов, устанавливает уровни заработной платы  для своих сотрудников выше среднего по отрасли и выполняет базовые  требования к безопасности труда  и защите экологии, то такая организация  полностью соответствует этической  норме деловой практики. Чаще всего  для решения важнейших социальных проблем общество полагалось на государство, а не на компании и предпринимателей. Одним из первых, кто четко сформулировал  данную позицию, был нобелевский  лауреат по экономике Милтон Фридман. Его теория ограничивала мотивы решения  бизнесом социальных проблем максимизацией  прибыли («бизнес бизнеса есть бизнес»). В это время периодически появлялись выступления, направленные против корпоративной  ответственности перед обществом, аргументируя занимаемую позицию тем, что подобная ответственность уводит бизнес в сторону от его основной цели - извлечения прибыли, и в принципе является опасной для социума. Конечно, это не означало, что негосударственные  компании не занимались благотворительностью или не выступали спонсорами социальных программ.             Однако доля такой деятельности была гораздо меньшей, чем сейчас. Понижение  налогооблагаемой базы и получение  хорошего эффекта публичности выступали  основными мотивами спонсорской  деятельности. Общество не ожидало  от бизнеса активного участия  в решении социальных проблем.

Однако в 1990-е гг. с усилием  взаимозависимости элементов цивилизационного процесса (глобализация экономики, экология, права человека, гражданское общество) концепции социальной ответственности  были существенно переосмыслены. Новые  взгляды на проблему заключались  в том, что узкая ориентация бизнеса  на извлечение прибыли может обострять  социальные проблемы (усиливать социальное неравенство, вести к массовой бедности, загрязнять окружающую среду). Этому  способствовали действия многочисленных групп интересов и общественных объединений, которые требовали  усилить контроль за деятельностью  частных компаний и добиться их участия  в решении проблем, создаваемых, в том числе, и им самим. Экологические  аварии, в которые оказались вовлечены  крупные транснациональные компании, также заставили общественное мнение пересмотреть свое отношение к большому бизнесу. В итоге лидеры транснациональных  компаний, - по крайней мере, в своих  публичных выступлениях - стали уделять  социальным проблемам и социальной ответственности своих корпораций гораздо больше внимания. «Социальная  ответственность» стала пониматься очень широко, включая в себя весь круг вопросов от влияния бизнеса  на здоровье работников, до экологии или  состояния местного сообщества. И  все чаще понятие социальной ответственности  стало включать в себя и вопросы  отношений между компанией и  ее акционерами (область корпоративного управления).

Таким образом, мы подошли к современному определению социальной ответственности  бизнеса как добровольному вкладу бизнеса в развитие общества в  социальной, экономической и экологических  сферах, связанному напрямую с основной деятельностью компании и выходящему за рамки определенного законом  минимума.

Понятие “социальная ответственность  бизнеса” сформулировано в середине прошлого века в качестве концепции, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного  продукта, услуги, добровольно берет  на себя дополнительные обязательства  перед обществом, вносит значительный вклад в улучшение качества жизни  людей.

Проявление социальной ответственности  бизнеса в Соединенных Штатах Америки и Западной Европе в ХХ веке прошло в своем развитии три  этапа:

- первый (60-е - середина 70-х  гг.) характеризовался расцветом  традиционной филантропии или  благотворительности. Помощь наиболее  незащищенным категориям населения,  учреждениям культуры выделялась  в виде натуральных или денежных  пожертвований на основе личных  симпатий руководителя. Деловая  и социальная активность были  максимально разграничены;

- второй (середина 70-х - начало 80-х гг.) - становление стратегической  филантропии, отличается готовностью  получить оптимальную прибыль  вместо максимальной и нацеленностью  на решение социальной проблемы, а не борьбу с ее результатами. Бизнес демонстрирует желание  увязать решение социальных проблем  со стратегическими целями самой  корпорации;

- третий (конец 80-х гг.) - развитие концепции социальных  инвестиций. За счет совместной  работы коммерческого, некоммерческого  и государственного секторов  решаются актуальные социально  значимые проблемы местных сообществ.  Учитываются интересы всех партнеров  при главенстве бизнес-выгоды.

США являются законодателем  моды в понимании социальной ответственности  бизнеса. Основу современного подхода  к этому явлению заложила опубликованная в 1953 г. книга американского экономиста Г.Боуэна ”Социальная ответственность  бизнесмена”, где данный термин упоминается  впервые. По мнению Боуэна, обязанностью бизнесменов является осуществление  такой политики, принятие таких решений  или следование той линии действия, которая отвечает целям и ценностям  общества.

Феномен КСО уходит корнями  в систему отношений между  наемными работниками, бизнесом и государством - социальное партнерство. Анализ мировой  практики позволяет выделить три  разновидности социального партнерства, каждая из которых повлияла на формирование страновой модели КСО.

·  Первая (Бельгия, Нидерланды, Финляндия, Швеция) - предполагает активное участие государства в регулировании социально-трудовых отношений, происходящее на уровне страны, отрасли, отдельного предприятия.

·  Вторая (США, Канада, Япония, страны Латинской Америки, англоязычные страны Африки) - характеризуется регулированием социально-трудовых отношений на уровне предприятия и в значительно меньшей степени на уровне отрасли или региона. Роль государства заключается в принятии соответствующих законодательных и нормативных актов, рекомендаций и требований. В странах Северной Америки объединения предпринимателей предпочитают не вмешиваться в процесс социально-трудовых отношений на предприятии, однако принимают активное участие в законотворческой и политической деятельности.

·  Третья (Австрия, Германия, Франция, частично Великобритания) - объединяет черты двух предыдущих разновидностей. Так, согласно немецкой концепции социального рыночного хозяйства, основоположником которой был Л.Эрхард, государство вмешивается в социально-трудовые отношения, но при этом предприниматели и профсоюзы сохраняют автономию.

Развитие социально-трудовых отношений и социального партнерства  привело к вполне конкретным результатам. Например, в индустриально развитых странах приняты и успешно  функционируют общенациональные системы  социального обеспечения, включающие обязательное социальное страхование. Одним из важнейших результатов  совместных усилий представителей работников и государства стало сокращение рабочего дня, повышение минимальных  размеров оплаты труда работников (что  обеспечивает рост платежеспособного  спроса населения) и т.д.

 Европейская модель

Импульсом к дальнейшему  развитию КСО на континенте стало  создание в 1996 г. Европейского движения предпринимателей за социальную консолидацию (EBNSC), учрежденного при поддержке  Генерального директората по вопросам занятости, производственных отношений  и социальных вопросов Еврокомиссии. Существенную роль в становлении  европейской модели КСО сыграл чрезвычайный саммит Евросоюза (Лиссабон, март 2000 г.), посвященный вопросам социальной сплоченности, экономического развития и занятости. Главы государств и правительств 15 стран приняли Специальное обращение  по вопросам КСО, в котором отмечалось, что расширение социальной ответственности  бизнеса является важным элементом  экономических и социальных реформ, фактором повышения конкурентоспособности  компаний. Во многих европейских странах  законодательно закреплены обязательное медицинской страхование, пенсионное регулирование, природоохранная деятельность предприятий. Основные усилия в рамках КСО направлены на борьбу с безработицей посредством уменьшения текучести  кадров, создания новых рабочих мест, осуществления региональных социальных бизнес-проектов.

Как показали исследования добросовестной корпоративной практики 500 европейских компаний, которое  в 1999 г. по заказу EBNSC провела Warwick Business School:

·  74% компаний-респондентов участвуют в решении проблемы занятости, 26% стремятся укрепить сферу образования и здравоохранения; д 94% компаний заявили, что имели финансовый выигрыш от мероприятий КСО, 95% компаний осуществляют постоянные социальные программы, а участие компании в качестве одной из сторон проекта происходит в 78% случаев;

·  почти все компании участвуют в программах КСО по коммерческим соображениям (большинство мероприятий включены в основные программы бизнеса - 69%);

·  в Германии и Дании большое внимание уделяется вопросам трудоустройства высвобождаемого сотрудника в той же компании (77%), тогда как в Великобритании удельный вес таких корпоративных социальных программ составил всего 13%;

·  в Великобритании доля мероприятий КСО в области развития местных сообществ в общем числе социально ориентированных программ составляют 41%; масштабные инвестиции в развитие местных сообществ осуществляют компании Бельгии, Испании, Италии и Франции.

·  Говоря о европейских тенденциях развития социальной ответственности бизнеса, следует коснуться опыта Нидерландов: с мая 2000 г. по декабрь 2002 г. здесь действовала финансируемая государством через специальные некоммерческие фонды программа ”Национальная инициатива устойчивого развития” под девизом ”От финансовой выгоды к выгоде устойчивого развития”.

Цель программы заключалась  в достижении устойчивого развития в первую очередь благодаря устранению противоречий между интересами акционеров и остальных стейкхолдеров. В  ее рамках в 19 голландских компаниях  были осуществлены два проекта - внедрение  КСО и маркетинг КСО.

Реализация программы  выявила, что, во-первых, КСО может  привести к увеличению добавленной  стоимости предприятия (за счет повышения  репутации компании среди собственных  сотрудников и клиентов), а также  росту творческого потенциала сотрудников  и экономической эффективности (благодаря  введению социальных и экологических  новшеств). Кроме того, внедрение  принципов КСО способствует повышению  ответственности топ-менеджмента  компаний, восприимчивости к общественным настроениям и т.д.

Особо следует выделить британскую модель КСО, для которой наряду с  типично европейским вниманием  государства и общества к социальной деятельности организаций характерны элементы инициации социальных программ частными компаниями. Немаловажно, что  в британском правительстве учреждена  должность министра по КСО, а в  газете ”Таймс” еженедельно публикуются  индексы социально ответственных  компаний.

социальный ответственность  бизнес

 Американская модель

Американская модель КСО  отличается от европейской:

·  во-первых, американский подход к правоприменению основан на принципах прецедентного права, тогда как в европейских странах законодательство более кодифицировано;

·  во-вторых, долгие годы социальные программы американского бизнеса реализовывались через благотворительные фонды, в Европе же, напротив, упор делался на адресные социальные программы и бизнес-проекты;

·  в-третьих, в США отношения в сфере труда построены на принципах индивидуализма, тогда как в Европе доминирует принцип коллективной солидарности; д в-четвертых, методы информационного сопровождения мероприятий КСО в США более разнообразны, нежели в Европе, однако на европейском континенте ”общий градус” КСО выше.

Информация о работе Проблемы социальной ответственности бизнесса