Проблемы социальной ответственности бизнесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - изучить социальную ответственность в бизнесе .
Задачи исследования:

1. раскрыть понятие социальной ответственности предпринимательства.

2. выявить роль спонсорства в развитии социальной обстановки в обществе.

3. изучить благотворительную помощь предприятий и организаций: проблемы и пути решения.

4. провести анализ преимуществ и недостатков социальной ответственности .

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1. Изучение социальной ответственности бизнеса…………………………..…5

1.1 Определение и сущность социальной ответственности……………….…...5

1.2 История развития социальной ответственности бизнеса…………………10

2. Оценка социальной ответственности ……………………………………….23

2.1 Проблемы социальной ответственности бизнеса в Росси……………...…23
2.2 Сравнительный анализ преимуществ и недостатков формирования социальной ответственности………………………………………..………..…27
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список………………………………………………..……32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 57.01 Кб (Скачать файл)

В 1996 г. по инициативе Конгресса  США ассигнования некоммерческим организациям на период 1999-2002 гг. были сокращены на 90 млрд. долл., что привело к упразднению  или существенному урезанию программ социальной защиты, ограничению субсидий на строительство жилья, снижению доступа  к бесплатной медицинской помощи. Правительство США обратилось к  бизнес-сообществу с призывом заполнить  образовавшиеся лакуны, тем более  что острота проблем, связанных  с бедностью, наркоманией, алкоголизмом, бездомностью и т.п., не уменьшалась. Американский бизнес откликнулся, по-видимому, осознав, что инвестиции в школьное образование, развитие физкультуры  и системы социального обеспечения  способствуют формированию квалифицированных  кадров и в конечном счете повышению  конкурентоспособности национальной экономики.

 Германия

Сегодня в Германии модно  проявлять социальную ответственность. В противном случае бизнесмены рискуют  лишиться не только репутации, но и  потерять прибыль.

Среди немецких бизнесменов  стало популярно говорить о социальной ответственности. Как грибы после  дождя появляются компании, которые  дают консультанции немецким предприятиям по вопросам этики и морали. Есть даже специальная награда для  самого социально-ответственного предприятия. Победителя награждают престижной премией Arbeit Plus ("Работа плюс").

Следуя примеру США, немецкие предприниматели открывают в  своих офисах целые отделы, которые  следят за соблюдением моральных, этических  и экологических норм. Два года назад министерство труда и социальных дел ФРГ представило широкой  общественности национальную стратегию  по корпоративной социальной ответственности. Согласно этому документу, социально-ответственным  немецкое предприятие может назвать  себя в том случае, если его руководство  заботится о создании комфортного  климата на рабочем месте, создает  места для обучения молодых специалистов, не нарушает права персонала, выплачивает  зарплату в соответствии с тарифным договором, ведет дружелюбную политику по отношению к семейным сотрудникам, заботится о повышении квалификации своих кадров, ценит компетенцию  и опыт пожилых коллег, а также  сотрудников, имеющих инвалидность, и работает по экологическим нормам, не причиняя вреда окружающей среде.

Профессор Европейской школы  менеджмена и технологий EMTS в Берлине  Константин Коротов наблюдает практику работы различных компаний по всему  миру. Он считает, что условия труда  в Германии одни из самых лучших в мире.

"Работающие люди в  ФРГ наиболее защищены. Здесь  наиболее успешно применяется  охрана труда, - считает Коротов. - Здесь применяются правила и  подходы, которые позволяют рабочим  психологически и комфортно ощущать  себя на месте".

По словам российско-немецкого  эксперта, безопасные и комфортные условия труда, психологический  климат, в котором люди себя чувствуют  уважаемыми, защищенными от произвола  от конкретного руководителя или  начальника-самодура, способствуют повышению  производительности труда.

Социальная ответственность  бизнесменов в Германии имеет  давнюю традицию. Еще в XIX веке предприниматели, воспитанные на христианских ценностях, считали своим долгом не только выплачивать  зарплату своим работникам, но и  начислять им пенсию.

После Второй мировой войны  за рыночной системой ФРГ прочно закрепился атрибут "социальная". А в Основном законе появилась статья 14, которая  гласит: "Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно служить общему благу". Так немецкая модель социально-ответственного предпринимательства  стала неотъемлемой частью рыночной системы на западе страны.

Еще одна причина, которая  привела к столь благоприятной  ситуации в Германии, - это ситуация жесткой конфронтации западной системы  и социалистического режима ГДР, где господствовал коммунизм. Такого мнения придерживается немецкий профессор  по экономике и ведущий эксперт  по вопросам корпоративной ответственности  Йозеф Виланд (Josef Wieland).

"Немецкий бизнес находился  под перманентным давлением, так  как должен был постоянно доказывать  своим работникам, что условия  труда при рыночной системе  экономики намного лучше, чем  при социалистической", - считает  Виланд.

Как показывают последние  опросы, 20 лет спустя после объединения  Германии 32 процента западных немцев имеют  положительное мнение о немецком бизнесе. На Востоке страны этот показатель меньше и составляет 18 процентов.

По словам профессора Виланда, социальная ответственность в Германии приобрела особое значение: "Детский  сад на предприятии, дополнительная медицинская страховка, комфортные условия работы, охрана здоровья - это  традиционные ценности немецкого бизнеса". Виланд в этой связи указывает, что  новым все чаще обсуждаемым аспектом данной темы является вопрос корпоративной  ответственности не только перед  своим персоналом, но и перед обществом  в целом.

Профессор считает, что из-за глобализации наряду с традиционными  немецкими предпринимательскими ценностями, неотъемлемой частью этической культуры немецких компаний становятся новые  вызовы. К ним относятся следующие: борется ли компания против использования  труда детей и заключенных  на производствах своих филиалов в странах со слабо развитой экономикой, соблюдаются ли ею экологические  стандарты, экономно ли она использует энергию.

По словам Йозефа Виланда, в Германии от социальной ответственности (или безответственности) компании напрямую зависит фактор ее успеха на рынке и размер прибыли. "В  первую очередь речь идет о репутации  компании, - отметил профессор Виланд в интервью Deutsche Welle. - Немецкие потребители  в целом критичны. Они не готовы покупать продукты, произведенные на предприятиях, где используется детский  труд, где господствуют плохие условия  труда и ущемляются интересы трудящихся".

Во-вторых, отметил эксперт, чем лучше рабочий климат, тем  меньше текучка кадров. В третьих, социальная ангажированность компаний открывает новые перспективы  предпринимателям для участия в  политических процессах страны.

По оценке профессора Виланда, зачастую именно рынок выступает  в роли своеобразного контролера компаний на предмет их социальной ответственности. Так, недавний скандал  в одной из сетей немецких супермаркетов, где велась тайная слежка за персоналом, привел к снижению ее оборота. Помимо этого, контроль осуществляется профсоюзами, которые в Германии имеют сильное  лобби, а в последнее время  все чаще и самими предприятиями, которые на добровольных началах  вводят в своих компаниях этические  кодексы поведения руководящего звена и рядовых сотрудников.

Несмотря на сравнительно высокий уровень социальной ответственности  немецких компаний, ситуация в Германии в нынешнее время все-таки далека от идеальной.

Нередко в целях экономии средств предприятия прибегают  к использованию низкооплачиваемого труда временных сотрудников, либо бесплатного труда практикантов и стажеров. Немецкие профсоюзы жалуются на многочисленные отказы оплатить сверхурочный труд, ухудшения условий работы, а также невозможность получения  постоянного контракта давно  работающими временными сотрудниками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка социальной  ответственности 

2.1 Проблемы социальной ответственности бизнеса в России и западных странах

 

 

 Проблема незащищенности населения  от необузданного частного бизнеса,  который решает свою главную  цель - получение прибыли за счет  массового потребителя, а при  определенных условиях, наиболее  характерных для России, также  за счет посягательств на государственную  собственность, возникает сразу  же после вступления экономики  в начальную стадию рынка. Для  этой стадии характерно отсутствие  эффективных мер государственного  вмешательства в стихии бизнеса.     

 Еще в эпоху зарождения  рыночных отношений (вскоре после  кончины А.Смита) представители  венской школы в лице наиболее  крупного ее идеолога Фон Визера  обратили внимание на ошибочность  доктрины свободы частного бизнеса  («laisser faire», «laisser passer»), сопровождающейся  снижением жизненного уровня  всех остальных слоев населения  и требующего вмешательства государства  .    

 Свобода бизнеса создает  благоприятные условия для образования  всякого рода сговоров, картелей, а в конечном итоге к возникновению  монополистических групп с присущим  им стремлением к завышению  цен независимо от платежеспособного  спроса массового потребителя  их продукции.    

 В России, где монополии в  лице гигантских государственных  трестов стали господствующей  структурной формой еще до  начала реформ, а введенная в  1992 году либерализация предоставила  корпорациям невиданную доселе  свободу бизнеса в грабеже  населения.      

 Отсутствие инструментов государственного  регулирования привело к возникновению  ситуации «растущего недовольства  основной массы населения». Отсюда  исключительность постановки задачи  о социальной ответственности  бизнеса, решение которой осложняется  следующими двумя факторами:    

1. Бизнес в России не только  частный. Крупных масштабов в  стране достигло государственное  предпринимательство. Наиболее пагубные  для неимущих слоев акции исходят  не только от трех известных  «естественных монополий», но и  от других крупнейших монополистов - компаний открытого акционерного  типа с контрольным участием  государства, коих насчитывается  около 4 тысяч, и государственных  унитарных предприятий - ГУПов,  число которых составляет 9860. В  государственный сектор входят  также «казенные», то есть полностью  госбюджетные предприятия, но  обладающие некоторой самостоятельностью.       

2. В условиях живучести государственного  сектора сохраняется необходимость  крупных бюджетных затрат, размер  которых растет под влиянием  многих других причин - борьба  с терроризмом, проведение военной  реформы и пр. Но в бюджете  сидит немало средств направленных  на социальное обеспечение, но  без надлежащего финансирования.     

 Наконец, есть особо важные  проблемы, ответственность за которые  определить достаточно сложно. Это  - рост безработицы, застой в  платежеспособном спросе, из-за чего  мелкий бизнес при всем желании  не может повысить товарное  обеспечение нуждающихся, так  как инфляция ему не подвластна.     

 Следовательно, важно определить  перечень социальных нужд, за  необеспеченность которых ответственность  должен нести бизнес, будь это  частный, государственный или  смешанный.    

 Так или иначе, нельзя допускать  того, чтобы государство ушло  от социальной ответственности.  Ведь не случайно решение проблемы  государственного регулирования  предпринимательства тормозится: государству  бывает трудно регулировать самого  себя. 

 

Кто за что отвечает? 

 

 

     Начнем с бизнеса  (с учетом того, что он не  только частный, но и государственный).     

 В российском законодательстве  есть позиции, свидетельствующие  о том, что определенная часть  посягательств бизнеса на материальные  права россиянина классифицируется  как наказуемые правонарушения, в том числе как преступления, заслуживающие уголовных санкций.  Приведем некоторые примеры.    

 Наказанию подлежат:

  • уклонения от уплаты налогов;
  • преступления против здоровья человека (продажа ядовитой алкогольной продукции, наркотиков, пищевых продуктов с просрочкой срока годности и т.п.);
  • контрабанда;
  • незаконное предпринимательство.

 

     Многочисленные  случаи обмана потребителей наказываются  простыми штрафными санкциями.  Но ряд операций бизнеса не  подлежит наказанию. Например:

  • необоснованное завышение розничной цены;
  • предоставление покупателем недобросовестной информации о товаре;
  • фальшивая реклама;
  • подделка лекарственных препаратов;
  • злостное уклонение от исполнения договорных обязательств;
  • сговоры на открытых рынках и т.д.

 

     Особо следует  выделить накрутку цен так  называемыми «естественными монополиями» (на электроэнергию, газ, транспортные  услуги и телефонную связь), которая  ложится тяжким бременем на  плечи самого массового потребителя.  Но бизнесу в других отраслях  удастся уйти от возникающей  при этом «инфляционной спирали»  издержек, включая их в продажные  цены и перекладывая тем самым  свои потери на конечного потребителя.     

Информация о работе Проблемы социальной ответственности бизнесса