Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:47, курсовая работа
Цель социального партнерства - достижение социального мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации важнейшего постулата Конституции Российской Федерации - создания социально ориентированной экономики.
В современных условиях именно социальное партнерство должно выступить как способ цивилизованного согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в социально-трудовой сфере.
Введение
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
1.1 Понятие социального партнерства
1.2 Правовое обеспечение социального партнерства
2. Проблемы формирования партнерского взаимодействия
2.1 Обоснование необходимости социального партнерства
2.2 Оценка рисков и преимущества
Заключение
Список использованных источников и литературы
- коллективных переговоров
по подготовке и заключению
соглашений и коллективных
- взаимных консультаций
(переговоров) по вопросам
- участия работников, их представителей в управлении организацией;
- участия представителей
работников и работодателей в
досудебном разрешении
Необходимо заметить, что
в ТК закрепляются только известные
и довольно часто используемые формы
социального партнерства. Они являются
не только традиционными и достаточными,
но в большей степени
Социологические исследования,
анализ практики показывают, что формы
социального партнерства
Для практического использования
можно дополнительно
Наибольший интерес
Мировая практика оценивает участие работников в управлении организацией как элемент политической стабильности в современном рыночном обществе и необходимое условие практической реализации равноправного сотрудничества между трудом и капиталом, как одну из важнейших и наиболее эффективных форм социального партнерства.
Демократизация всех сфер
жизни и либерализация
Задача эта оказывается
достаточно сложной. С одной стороны,
создаваемые для реализации прав
работников механизмы не должны препятствовать
развитию производства, конкуренции
в сфере свободного рынка, а с
другой - не абсолютизировать интересы
работодателей и их объединений,
что, как правило, ведет к усилению
конфронтации, создает благоприятную
среду для возникновения
Трудовой кодекс не
в состоянии установить полный
перечень форм участия
Так, ст. 16 Федерального закона
"О профессиональных союзах, их правах
и гарантиях" от 12 января 1996 г. закрепляет
за профессиональными союзами
Представляется целесообразным уточнить, что профсоюзы вправе принимать участие в деятельности всех органов управления.
Как правило, в корпоративных организациях (акционерных обществах, товариществах, кооперативах и др.) к органам управления относятся: общее собрание, совет директоров (наблюдательный совет), правление.
Практика показывает, что
реализация этой нормы затрудняется,
так как в Федеральном законе
"Об акционерных обществах" от
26 декабря 1995 года относительно участия
наемных работников в работе руководящих
органов таких обществ ничего
не говорится. Поэтому чаще всего
представители работников, не имеющих
акций общества, просто не допускаются
на заседания соответствующих
Неправомерность такой практики очевидна, так как законодательство прямо предусматривает не только право внесения предложений коллегиальным органам управления организацией, но и право участия в заседаниях указанных органов при их рассмотрении.
Совершенно очевидно, что
знание трудового права должно рассматриваться
только в качестве одного из необходимых
условий, обеспечивающих фундамент
системы социального
Другим не менее важным
условием для предварительного обеспечения
социального партнерства
Только коллегиально-демократический стиль управления в конечном итоге может стать той основой взаимоотношений между работодателями и наемными работниками, на которой должно быть построено социальное партнерство, отвечающее интересам всего российского общества. Это в свою очередь подтверждается эффективностью применения данного стиля управления в европейской социальной модели, предполагающей оптимальную сбалансированность между созданием богатства, свободой и социальной справедливостью как необходимыми условиями обеспечения интересов всех членов общества[3].
В дальнейшем построение системы
социального партнерства должно
быть наполнено практическими
Одним из первоочередных шагов должен стать тот, который представляет особый интерес для всех без исключения работников предприятия. А это не что иное, как вопрос материального стимулирования в самой широкой и объемной его трактовке.
Следовательно, широкое привлечение
всего персонала к обсуждению
и принятию решений по внутрифирменной
системе оплаты труда, построению ее
механизма необходимо рассматривать
в качестве первого практического
шага, базовой платформы для
Необходимо отметить, что,
к сожалению, договориться по этому
вопросу с учетом интересов наемного
работника с собственником или
его представителями крайне сложно,
а в некоторых случаях
Результатом такой политики является бесконтрольный рост доходов одной группы россиян и крайне медленный рост доходов остальной подавляющей части российского общества.
Крайне медленные темпы роста доходов подавляющего большинства граждан Российской Федерации отрицательно влияют на общую экономическую ситуацию в государстве, а необоснованный рост доходов незначительной части населения потребовал определенной политики. Налицо завоз в страну товаров, которые необходимы только для удовлетворения определенных групп населения, имеющих более высокие доходы.
Где же выход из создавшегося
положения, когда разрыв между уровнем
дохода незначительной части населения
и остальных граждан не сокращается,
а только возрастает? Если мы хотим
приблизиться к наиболее развитым странам,
имеющим наименьший уровень бедности,
необходимо пересмотреть темпы и
практические шаги для сглаживания
социального неравенства в
Создание достойных условий
существования граждан
Примером могут послужить
скандинавские страны, правительствам
которых удалось достичь
Следовательно, широкое привлечение всего персонала к обсуждению и принятию решений по внутрифирменной системе оплаты труда, построению ее механизма необходимо рассматривать в качестве одного из первых практических шагов по созданию системы социального партнерства.
Следующим практическим шагом должно стать рассмотрение всего комплекса вопросов, охватывающих условия труда, приближение их к благоприятным, а впоследствии и комфортным, так как социальное государство предполагает создание всех условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. А это возможно только при создании социальной организации труда, обеспечивающей эффективную трудовую деятельность как всего населения, так и каждого гражданина в отдельности.
Сегодня мировая практика хозяйствования позволяет утверждать, что именно на уровне отдельно взятого хозяйствующего объекта должны быть в полной мере согласованы интересы работодателей и наемных работников в целях обеспечения выигрыша и тех, и других.
Следовательно, социальная организация труда должна стать важной платформой, обеспечивающей цивилизованные социально-трудовые отношения между всеми субъектами хозяйственной деятельности и отвечающей долговременному перспективному развитию человечества.
Нетрудно заметить, что
именно на уровне отдельно взятого
хозяйствующего объекта должна происходить
вся черновая работа по реализации
социальной организации труда, по согласованию
интересов работодателей и
В качестве начальных мер
здесь целесообразно
Признание сообществом значимости социального партнерства как важнейшего и необходимого условия реализации строительства государства с социально ориентированной экономикой должно предполагать дальнейшие практические шаги в этом направлении.
К сожалению, приходится признать, что почти 15-летний период реализации этой задачи не может быть признан эффективным. Принципы трипартизма - государства, работодателей и наемных работников - в современной российской действительности не смогли обеспечить даже первую стадию формирования социального партнерства.
Государство по объективным причинам было вынуждено сосредоточить основные усилия на создании мало-мальски приемлемых условий для поддержания жизнеобеспечения огромных масс малоимущих и малообеспеченных граждан.
Пущенный на самотек и
получивший максимальную самостоятельность,
подкрепленную влиянием американского
менеджмента и авторитарного
стиля управления в условиях полного
отсутствия какого-либо государственного
регулирования или профсоюзного
контроля, российский менеджмент в
подавляющем большинстве свел на
нет участие персонала в
Наблюдаемое в последнее
время государственное
По нашему глубокому убеждению,
без активного государственного
регулирования и практической поддержки
участия профсоюзов в управлении
хозяйственной деятельностью
Для практического достижения
и решения социальных целей и
задач необходимо пересмотреть сложившееся
представление о предприятии. Очевидно,
что оно должно рассматриваться
как социально-экономическая
Мы полагаем, что социальная
сторона деятельности предприятия
требует более широкого подхода.
От учета социальных последствий
принимаемых технико-
Следовательно, единство корпоративных и государственных интересов требует от одних усилий в практической части, а от других - необходимого регулирования.
Предварительным условием развертывания
крупномасштабной работы по управлению
социальными процессами, ведущими к
цивилизованному социальному
Весомость и значимость создания
системы социального
Информация о работе Проблемы формирования партнерского взаимодействия