Проблемы формирования партнерского взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель социального партнерства - достижение социального мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации важнейшего постулата Конституции Российской Федерации - создания социально ориентированной экономики.
В современных условиях именно социальное партнерство должно выступить как способ цивилизованного согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в социально-трудовой сфере.

Содержание

Введение
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
1.1 Понятие социального партнерства
1.2 Правовое обеспечение социального партнерства
2. Проблемы формирования партнерского взаимодействия
2.1 Обоснование необходимости социального партнерства
2.2 Оценка рисков и преимущества
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2) (1).docx

— 47.46 Кб (Скачать файл)

Нарушение обеими сторонами  правовых норм социального партнерства  подвергается штрафам в размере  и порядке, установленным законодательством. В соответствии с Кодексом РФ об административных нарушениях конкретизируются отдельные нарушения и соответствующие  им штрафы.

Установление данной ответственности  в обеспечении использования  форм и методов социального партнерства  могло бы быть более эффективным, если бы законодатели учли опыт разработки соответствующих правовых норм на региональном уровне.

Так, представляется весьма интересной правовая норма, заложенная в Законе г. Москвы N 44 от 22 октября 1997 г. "О социальном партнерстве", о создании более благоприятных условий организациям, заключившим коллективные договоры. Исходя из ст. 12 Закона, организации, заключившие коллективные договоры, обладают по представлению Московской трехсторонней комиссии и других органов социального партнерства преимущественным правом на рассмотрение вопросов обеспечения социальной и экономической деятельности предприятий, социальной защиты работников в Правительстве Москвы, отраслевых и функциональных органах московской городской администрации и административных округов, объединениях работодателей, профсоюзах[4].

 

2. Проблемы формирования  партнерского взаимодействия

2.1 Обоснование необходимости социального партнерства 

Социальное партнерство  в области трудовых отношений  можно рассматривать как способ взаимодействия самостоятельных и  организационно оформленных социальных групп. Партнерство — это своего рода компромисс между этими группами.  

Основными направлениями  социального партнерства в трудовой сфере являются:

- заключение коллективных  договоров;

- участие в управлении  производством, определяемое как  законами и иными правовыми  актами, так и соглашениями;

- финансовое участие

- участие представителей  работников, работодателей и государства  в управлении фондами социального  обеспечения и страхования.

Социальное партнерство  занимает совершенно особое место в  системе социальных отношений.

Социальные вопросы  и, прежде всего, занятость, должны быть критериями обоснованности принимаемых  решений и подчинять себе экономическую  эффективность развития производства.  При этом финансовые рычаги управления должны стать основой обеспечения  социального равновесия в обществе. В достижения гармоничного развития социально-трудовой сферы, обеспечивающего  высокую степень реализации трудового  потенциала, и должен состоять основной результат преобразований в экономике. Социальное партнерство есть приемлемый для его субъектов вариант  отношений, мера консенсуса их потребностей, интересов, ценностных ориентиров. Социальное партнерство предполагает эффективную обратную связь между государством и населением, достигаемую с помощью гласности и обязательной реакции властных структур на критические выступления общественности, включая профсоюзы и объединения предпринимателей.  В целях повышения социальной ценности партнерских отношений необходимо знание законов и этики предпринимательства, умение эффективно их использовать.  Целью развития механизма социального партнёрства является разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию концепции системы социального партнерства; выработка комплекса организационно-экономических и правовых мер и механизмов по повышению социально-экономической эффективности главного партнёра, общественного производства и их освоения применительно к особенностям экономики рыночной ориентации в РФ. 

 

2.2 Оценка рисков  и преимущества

Каждый партнер должен оценить  риски и преимущества, которые  могут возникнуть в результате межсекторного  сотрудничества.  На самом деле, если партнеры стремятся к истинному  партнерству, построенному на принципе взаимной выгоды,  каждый партнер  должен понять риски и выгоды других партнеров.  Хотя каждый партнер  считает, что именно он оказывается  подвергнут большим рискам, чем все  остальные, интересно отметить, что  основные категории риска в равной мере распространяются на всех партнеров.

Организационные риски могут  быть связаны с любой из указанных  ниже областей:

 • репутация  - каждая организация или учреждение дорожит своей репутацией и будет по праву озабочена тем, может ли репутация организации пострадать от участия в партнерстве или от его неудачного завершения в будущем  

• потеря независимости – партнерское сотрудничество неизбежно означает для каждой организации повышение зависимости  от других партнеров в ходе совместной деятельности 

• конфликт интересов  - как на рабочем, так и на стратегическом уровнях партнерство может вызвать противоречия и ощущение того, что вас подталкивают к невыгодным для вас компромиссам 

• отток ресурсов – партнерство обычно требует  больших инвестиций (особенно времени) в начале процесса, задолго до того, как появится соответствующая отдача 

• проблемы реализации – после того, как партнерство сформировано, получены ресурсы, и каждая партнерская

организация приступает к  осуществлению проекта, может возникнуть новый ряд обязательств и проблем  по мере его реализации.

Очень часто в порыве энтузиазма и в предвкушении потенциальных  преимуществ от сотрудничества, партнеры забывают проанализировать возможные  риски.  Необходимо, чтобы каждый партнер провел анализ возможных  рисков на раннем этапе сотрудничества и   - по возможности - определил  способы совместного решения  проблем путем открытого и  непредвзятого диалога всех сторон. 

Но все партнеры, естественно, надеются, что положительные результаты совместной деятельности перевесят  все возможные риски, и в этой связи есть много общих преимуществ, от которых все партнеры могут  получить выгоду. В частности, это: 

• профессиональное развитие ключевых специалистов 

• лучший доступ к информации и различным профессиональным сетям 

• больший ‘охват’

• повышение эффективности  деятельности 

• создание более востребованных и эффективных продуктов и  услуг 

• развитие инноваций 

• усиление доверия 

• увеличение доступа к  ресурсам 

Помимо этих общих преимуществ, отдельные партнеры получают целый  ряд других  конкретных выгод. В  идеале каждый партнер должен их признать и довести до сведения других партнеров  на раннем этапе взаимодействия с  тем, чтобы все партнеры понимали конкретные приоритеты и ожидания каждой стороны от данного взаимодействия.

 

Заключение

 

Ст. 23 ТК определяет понятие социального  партнерства как системы взаимоотношений  между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов  работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно  связанных с ними отношений.

Социальное партнерство - это "система  взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение  согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования  трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений" (ст. 23 ТК РФ).

Федеральный закон "О коллективных договорах и соглашениях" (с  изм. и доп.) впервые признал социальное партнерство работников и работодателей в сфере труда, урегулировал социально-партнерские соглашения, но не раскрыл понятия социального партнерства. В юридической науке социальное партнерство рассматривалось по-разному: как метод трудового права, как принцип трудового права; как элемент отрасли и др.

Действующий Трудовой кодекс РФ в  ст. 2 называет социальное партнерство  одним из основных принципов правового  регулирования трудовых отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений.

Концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, сотрудничестве, должна сыграть решающую роль в становлении рыночной экономики. Многие субъекты Российской Федерации, в частности Саратовская, Вологодская, Свердловская области, Республика Мордовия, Ставропольский край, г. Москва, приняли собственные законы о социальном партнерстве.

Сторонами социального партнерства  являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном  порядке представителей. Органы государственной  власти и органы местного самоуправления могут быть сторонами социального  партнерства в тех случаях, когда  они выступают в качестве работодателей  или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством  или работодателями, а также в  случаях, предусмотренных федеральными законами.

От сторон социального партнерства  следует отличать органы социального  партнерства. Статья 35 Трудового кодекса  РФ закрепляет многоступенчатую систему  комиссий, регулирующих социально-трудовые отношения.

Социальное партнерство как  самостоятельный институт трудового  права имеет свои принципы, которые  не противоречат основным принципам  правового регулирования трудовых отношений, а развивают их применительно  к данному институту.

Основными принципами социального  партнерства, закрепленными в ст. 24 Трудового кодекса РФ, являются:

- равноправие сторон;

- уважение и учет интересов  сторон;

- заинтересованность сторон в  участии в договорных отношениях;

- содействие государства в укреплении  и развитии социального партнерства  на демократической основе;

- соблюдение сторонами и их  представителями правовых актов;

- полномочность представителей  сторон;

- свобода выбора при обсуждении  вопросов, входящих в сферу труда;

- добровольность принятия сторонами  на себя обязательств;

- реальность обязательств, принимаемых  на себя сторонами;

- обязательность выполнения коллективных  договоров, соглашений;

- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

- ответственность сторон, их представителей  за невыполнение по их вине  коллективных договоров, соглашений.

В связи с этим совершенствование  системы социального партнерства - одна из важнейших задач профсоюзов, представителей работников и работодателей. Цель - не конфронтация, а конструктивный диалог на основе равноправия и взаимоуважения интересов сторон. Мы говорим, что  коллективный договор - документ в интересах  всех и каждого. Поэтому надо приложить  все силы для его эффективного выполнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Нормативные акты

1.         Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 года. // Российская газета, № 237, 25.12.1993.

2.         Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 30.06.2003) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.

3.         Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // СЗ РФ. 15.05.2000. N 20. Ст. 2112.

II. Литература

1.         Бородин И.И. Понятие, система, стороны и субъекты социального партнерства (сравнительно-правовое исследование) // "Трудовое право", 2006, N 1

2.         Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина и Е.Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2005. С. 129.

3.         Кокшаров Д.Л. Некоторые проблемы законодательства РФ о социальном партнерстве // Трудовое право. 2004. N 4 - 5. С. 35.

4.         Лушникова М.А. Государство, работодатели и работники: история, теория и практика правового механизма социального партнерства (сравнительно - правовое исследование). Ярославль: ЯрГУ, 1997. С. 68.

5.         Молчанов А.В. Правовое обеспечение социального партнерства // "Трудовое право", 2006, N 3

6.         Нуртдинова А.Ф. Роль государства в механизме социального партнерства //"Журнал российского права", N 2, 2000

7.         Российское трудовое право. Учебник для вузов. / Отв. редактор Зайкин А.Д. М., 2003 г.

8.         Гусов КН., Толкунова В.Н Трудовое право России: Учебник.— М.: Юристь, 2004

9.         Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М., 1996. С. 99;

10.      Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ 2005

11.      Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации: Автореф. дис. на соискание уч. ст. д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 19.

 

 

[1] Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ 2005

[2] Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ 2005

[3] Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ 2005

[4] Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп.— М.: Юристъ 2005

[5] Указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // СЗ РФ. 15.05.2000. N 20. Ст. 2112.

[6] Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации: Автореф. дис. на соискание уч. ст. д-ра юрид. наук. М., 2004. С. 19.

[7] Бородин И.И. Понятие, система, стороны и субъекты социального партнерства (сравнительно-правовое исследование) // "Трудовое право", 2006, N 1

[8] Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина и Е.Б. Хохлова. М.: Юристъ, 2005. С. 129.

Информация о работе Проблемы формирования партнерского взаимодействия