Прогнозирование и планирование как функция управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Планирование как функция управления - построение плана действий в будущем. При помощи него определяется последовательность и содержание шагов, которые должны привести к намеченной цели, устанавливаются намеченные конечные результаты. Планирование как функция управления производством имеет свою сущность, которая проявляется в четкой конкретизации целей дальнейшего развития всего предприятия и каждого его подразделения на отдельно установленный период, в грамотном определении задач и возможных средств их достижения, а также установленных сроков и четкой последовательности организации. При помощи планирования выявляются трудовые, материальные и финансовые ресурсы, которые понадобятся, чтобы решить поставленные задачи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Планирование и прогнозирование 4
1.1 Место планирования и прогнозирования в менеджменте 4
1.2 Обзор техники и видов планирования 6
1.3 Координация и регулирование в процессе управления по ситуациям 8
Глава 2. Понятие фирмы 9
2.1 Система прогнозов и планов фирмы 9
2.2 Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы) 12
2.3 Стратегия и практическая деятельность фирмы 12
2.4 Практика планирования и прогнозирования в зарубежных фирмах 13
Глава 3. Бизнес-план магазина одежды 18
Заключение 22
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Prognozirovanie_i_planirovanie_kak_funktsia_upr - копия.docx

— 66.79 Кб (Скачать файл)

В качестве примера организации процесса планирования представляет интерес рассмотрение двух американских фирм - "Амэлектрик" и "Амтрак"

Планирование в фирме "Амэлектрик"

Фирма "Амэлектрик" представляет собой диверсифицированную транснациональную корпорацию, входящую в список 100 крупнейших корпораций, публикуемый журналом "Форчун". Она производит энергетическое оборудование, предоставляет услуги по его обслуживанию и ремонту.

Процесс планирования в фирме начинается с разработки каждые два года стратегического  плана в каждом отделении, на что  отводится четыре месяца (формулирование стратегии в соответствии с прогнозируемой рыночной ситуацией, например, стратегия проникновения на рынок конкретных товаров или снятия товара с производства). Стратегические направления разрабатываются на трехлетний период с экстраполяцией их на пять лет. Каждая ситуация анализируется в соответствии с различными альтернативами, подготовленными руководством фирмы.

 

Схема процесса годового планирования в фирме "Амэлектрик" может иметь следующий вид:

 

Сроки

Мероприятия

Март

Разработка стратегии и финансовых планов на основе оценки рыночной ситуации и составления прогноза в отношении  получения заказов на будущий  год.

Апрель

Представление предприятиям (заводам), входящим в отделение, предварительных  данных о стратегии и финансовых планах фирмы.

Июнь - август

Получение предприятиями (заводами) действительных плановых показателей и начало разработки плановых показателей в деталях  для каждого цеха. Получение предприятиями (заводами) данных об ожидаемых размерах инфляции, росте оплаты труда, товарных запасах и др. В августе предприятия (заводы) получают окончательные данные по нормо-часам.

Сентябрь

Руководство предприятия представляет годовой план и бюджет в производственное отделение.

Ноябрь

Высшее руководство фирмы информирует  предприятия (заводы) о том, приняло  оно представленные планы или  нет.

Январь

Отделение направляет показатели рассмотренного высшим руководством годового плана  на предприятия. Они могут отличаться от представленных ранее. После этого предприятия могут приступать к расходованию средств в соответствии с планами.

Февраль

Годовые планы окончательно утверждаются и, возможно, без изменений. Контроль выполнения плана осуществляется отделением на месячной основе. Отклонения от установленных  показателей должны быть обоснованы.


 

Планирование  в фирме "Амтрак"

Годовой план фирмы, в составлении которого участвуют подразделения всех уровней, содержит следующие показатели: объем  производства, расходы и себестоимость, капиталовложения, качество продукции, сроки поставок, товарные запасы, техника безопасности.

 

Цикл годового планирования в фирме "Амтрак" может быть представлен следующей схемой:

 

Сроки

Мероприятия

Март - июнь

Плановый отдел фирмы изучает  рынок и конкуренцию, делает оценки существующей деловой среды, уточняет стратегию в отношении рынков, продукции, финансов. В июне плановые цели, показатели и приоритеты устанавливаются  и утверждаются высшим руководством.

Июль

Проводится в течение одной  недели конференция по планированию для 300 высших и средних руководящих  работников фирмы. Высшее руководство  представляет планы и стратегию  фирмы. Участники обсуждают направления  и конкретизируют задания для  низовых звеньев управления.

Август

Участники конференции по планированию (руководители заводов и сотрудники их плановых отделов) разрабатывают  показатели применительно к своим  заводам и календарь процесса планирования.

Сентябрь

Руководитель завода и его сотрудники доводят план до сведения заводских  подразделений, цехов и т.п. Каждое подразделение представляет своему руководителю на рассмотрение планы  по численности работников, капиталовложениям, товарным запасам и др. Эти показатели передаются в финансовый отдел, который  сводит их в единое целое, чтобы рассмотреть  реальные возможности достижения установленных  показателей, и делает оценку стоимости  продукции.

Октябрь

Руководитель завода согласует план с руководителем производственного  отделения, вносит необходимые изменения  по согласованию с цехами и утверждает план.

Ноябрь

Высшее руководство фирмы утверждает окончательный вариант плана.

Декабрь

Служба организационного контроля проверяет  готовность предприятия к выполнению плана (например, достаточен ли уровень  подготовки исполнителей или необходимо организовать их подготовку). Каждый работник разрабатывает свой индивидуальный план работы в соответствии с планом фирмы, следуя установленным в нем  приоритетам.


 

Подход  к планированию в фирме "Амтрак" направлен на повышение ответственности низовых звеньев управления. Процесс годового планирования начинается с разработки стратегических целей и направлений и составления заданий для низовых звеньев.

Детальное годовое планирование включает составление  прогноза продаж, разработанного отделом  маркетинга фирмы, службами обслуживания покупателей и представителями  предприятий.

Глава 3. Бизнес-план магазина одежды

Торговля  одеждой один из наиболее популярных среди начинающих предпринимателей видов деятельности. Этот бизнес не требует значительных затрат, но и  он сопряжен с определенными трудностями, избежать которых поможет бизнес-план магазина одежды.

1. Обзорный раздел

а) Наименование проекта – открытие магазина одежды.

б) Организационно-правовая форма – индивидуальный предприниматель.

в) Степень  успешности проекта – несмотря на большое количество практически  в любом населённом пункте магазинов  одежды, этот бизнес можно рассматривать  как достаточно стабильный и успешный. Крупные торговые центры, небольшие бутики, профильные магазины одежды – все они имеют свой круг посетителей и свой круг клиентов. Одежда – весьма ходовой товар, поэтому без клиентов магазин одежды вряд ли останется.

2. Описание предприятия

Предлагаемый бизнес-план магазина одежды основывается на том, что деятельность будет осуществляться индивидуальным предпринимателем, а в качестве системы налогообложения будет применяться единый налог на вмененный доход.

Магазин одежды будет ориентирован на покупателей  в возрасте от 20-35 лет с уровнем  дохода, соответствующему среднему классу.

Деятельность  магазина будет осуществляться в  арендованном помещении. Срок аренды, предусмотренный договором, должен составлять не менее 1 года, также договор  должен предусматривать пролонгацию  по истечении срока, установленного этим договором.

Ключевым  факторов эффективной работы магазина является его местоположение. Наиболее удачным будет разметить магазин  в торговом центре или на «торговой» улице города.

Магазин будет работать каждый день с 10.00-19-00 без выходных и перерыва.

3. Описание услуг

Предполагается  продажа качественной одежды посетителям  мужского и женского пола. Причём одежда не ограничивается каким-либо определённым типом. Напротив, в каждом отделе будет  продаваться весь ассортимент.

В частности, в мужском отделе будут представлены брюки, костюмы, рубашки, свитера, домашняя одежда, куртки, пальто и т.д. Аналогично и с отделом женской одежды.

4. Анализ рынка

Основная  проблема предприятий, торгующих одеждой, является высокий уровень конкуренции. Поэтому бизнес-план магазина одежды должен строиться исходя из анализа конкурентной среды. Для этого нужно изучить ценовую и ассортиментную политику своих потенциальных конкурентов, также следует обратить внимание на интерьер помещения, профессионализм консультантов, маркетинговые ходы. Далее полученная информация анализируется на предмет выявления основных преимуществ и недостатков.

Далее нужно  определить, какая продукция на рынке  не представлена, либо представлена в  незначительных объемах, т.е. решается вопрос ассортимента одежды. Это более  существенный фактор, который способен удержать на плаву начинающего предпринимателя.

Кроме этого, для продвижения вашего и роста  его популярности следует включить в бизнес-план магазина одежды план маркетинговых действий. К таковым относится проведение распродаж и акций с предоставлением скидок, купонов на скидку и дисконтных карт.

5. Производственный план

В первую очередь необходимо определиться с  помещением, в котором будет расположен магазин. Здесь может быть несколько  вариантов. Какой из них предпочесть  – решать Вам.

а) приобрести помещение под магазин в собственность  на первом этаже здания, выходящего на оживлённую или центральную улицу

б) построить  отдельно стоящее здание, предназначенное  для магазина одежды

в) взять  помещение под магазин одежды в аренду

Принимать окончательное решение необходимо исходя из финансовых возможностей проекта и специфики местности, где будет расположен магазин.

Следующим шагом производственного плана  станет приобретение оборудования для  магазина. Его ассортимент невелик, но включает массу важных мелочей, о  которых не стоит забывать при  открытии магазина одежды. Среди основного  стоит отметить – витрины, стеллажи, вешалки, диваны и кресла, журнальный столик.

Затем необходимо закупить одежду. Закупочные цены на оптовые поставки одежды у  разных фабрик различны. Выберите поставщика, подходящего Вам по цене и качеству. Кроме того, старайтесь закупать одежду у тех поставщиков, которые предоставляют  сертификат качества и гигиенический  сертификат на одежду. Помните, что  документация для открытия магазина одежды должна быть в полном порядке.

После того как помещение подобрано, ремонт сделан, одежда расположена на своих  местах, нужно подобрать персонал для магазина одежды. Это продавцы, бухгалтер и администратор.

Теперь  Ваш магазин готов к приёму клиентов.

6. Персонал

Персонал  в бизнесе, основанном на торговле, играет огромную роль. Магазин модной одежды – не исключение. Более того, он зависит не только от управленческих качеств владельца – правила здесь диктует мода. Для успешной торговли важно уметь и продать и выбрать товар. Так что помимо продавцов-консультантов магазину необходим менеджер по закупкам (если эту роль не взял на себя владелец бизнеса). Такой специалист должен ориентироваться в модных тенденциях и чувствовать грядущие изменения, его работа - прогнозирование трендов для грядущего сезона. В противном случае не избежать залежалого товара и, как следствие, потери клиентов и прибыли.  Зарплата менеджера по закупкам в среднем составляет 15-20 тыс. руб.

Выбор продавцов-консультантов – еще одной составляющей успеха для магазина одежды - иногда оказывается очень непрост. Помимо приятных внешних данных и умения вести беседу, сотрудник должен обладать чувством стиля, видеть, что подходит клиенту, а что нет. Именно от продавцов в итоге будет зависеть лояльность посетителей к магазину. Если кандидаты на должность не соответствуют этому образу на 100%, лучше оплатить сотрудникам семинары по технике продаж. Стоимость колеблется от 10 тыс. руб.

Количество  консультантов зависит от размеров магазина и ассортимента. При больших  объемах продукции один человек  вряд ли справится с наплывом посетителей.

Труд  продавцов-консультантов обойдется  работодателю в среднем до 15 тысяч  рублей (оклад). Чаще всего таким  специалистам предлагают сдельную оплату труда – фиксированный оклад (3-10 тыс. руб.) плюс процент от стоимости проданного товара (оговаривается индивидуально). К слову, если раньше оклады при условии выплаты процентов были небольшие, то теперь работодатели с целью привлечения хороших специалистов вынуждены поднимать их в 2-3 раза.

Составить штат магазина одежды могут также  директор (его роль нередко выполняет  владелец бизнеса. Зарплата до 25-30 тысяч рублей), управляющий (небольшие торговые точки обходятся без этого специалиста. Зарплата от 15 тысяч рублей) и бухгалтер (может быть приглашенный специалист. Зарплата от 5 тысяч рублей).

7. Финансовый план

Расходы

Бизнес-план магазина автозапчастей, а точнее его  расходная часть, предполагает следующие  виды затрат.

Таблица 1 – капитальные затраты на открытие магазина одежды, тыс. руб.

Информация о работе Прогнозирование и планирование как функция управления