Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:05, контрольная работа
Прогнозированием, т.е. предвидением будущего развития и последствий возможных сдвигов в экономике на микро- и макроуровнях, занимается каждый агент хозяйственной жизни. Государственным прогнозированием занимаются государственные и муниципальные органы на разных уровнях управления. Экономическое и социальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому прогнозы обычно составляются в нескольких вариантах (сценариях), чтобы была возможность оценить веер возможных перемен
Введение 3
Теоретическая часть 7
1. Социально-экономическая сущность потребительского сектора. Состав и структура потребительского сектора экономики. 7
2. Анализ основных тенденций развития и инновационного обновления потребительского сектора экономики. 10
3. Программирование развития основных отраслей потребительского сектора в Р.Ф. 20
Заключение 30
Практическая часть 34
1) Задача 34
2) Тесты 35
Список использованной литературы 37
2. В потребительском секторе фокусируется взаимодействие всех уровней воспроизводства, отраслей экономики, форм собственности, рыночного и нерыночного укладов экономики. Макро- и микроэкономические пропорции и динамика воспроизводства в микро- и, следовательно, в макроэкономике в конечном счете определяются структурой и динамикой потребностей человека, семьи, а значит, потребительского сектора. Любая отрасль экономики держится на использовании рабочей силы необходимого объема, состава и уровня квалификации. Воспроизводство рабочей силы, трудовых ресурсов осуществляется на основе взаимодействия в определенных пропорциях различных форм собственности и экономических укладов: личной собственности (домашнее и личное хозяйство, натуральный уклад); крупной и мелкой частной собственности (капиталистический и мелкотоварный уклады); государственной собственности (социальные трансферты, оплата труда в госсекторе). Источником воспроизводства трудовых ресурсов, рабочей силы являются как поступления в стоимостной форме (зарплата, пенсии, доходы от собственности и т.п.), так и продукты и услуги, поступающие в потребление в натуральной, нестоимостной форме (продукты личного хозяйства, услуги домашнего хозяйства, социальные услуги).
3. Потребительский сектор является первоисточником экономического роста, расширенного воспроизводства. Рост численности населения (в ХХ в. в мире—в 4 раза, в России — в 2,1 раза), неуклонный рост потребностей человека (закон возвышения потребностей) и их усложнение, растущие требования к качеству рабочей силы обусловливают объективную необходимость увеличения объема, улучшения качества и ассортимента потребительских товаров и услуг, что в свою очередь предопределяет растущий спрос на производственные ресурсы для этого сектора. Если исключить чисто военную продукцию, то можно сказать, что динамика экономики определяется динамикой потребительского сектора, удовлетворяющего неуклонно растущие потребности человека.
4. Развитие потребительского сектора осуществляется закономерно неравномерно, циклично: периоды быстрого роста сменяются периодами стагнации, а то и сокращения во время экономических кризисов, а также войн и революций, стихийных бедствий, природных катастроф. В динамике потребительского сектора отражается воздействие краткосрочных (обновление ассортимента товаров и услуг, модные циклы), среднесрочных (десятилетних), долгосрочных (полувековых кондратьевских) и сверхдолгосрочных (вековых цивилизационных) циклов. Этот сектор первым ощущает на себе удары экономических кризисов в связи с сокращением зарплаты и потребительского спроса, ростом безработицы. Но и оживление экономики по классической формуле начинается с роста спроса на потребительские товары и услуги, вслед за чем увеличивается спрос на средства производства, инвестиции.
5. Потребительский сектор является первоисточником обновления экономики (наряду с оборонным комплексом). С одной стороны, инновации являются ответом на вызов роста потребностей человека и изменение их структуры, появление новых потребностей, для удовлетворения которых нужно использовать новую технику и технологию, более эффективные методы и формы кооперации труда, организации производства. С другой стороны, именно творчество человека, удовлетворяющего свои потребности за счет потребительского сектора, является основой, истоком инноваций разного типа.
6. Наследственный генотип потребительского сектора (удовлетворение потребностей населения в продовольствии, одежде, обуви, жилье и т. п.) является устойчивым, сохраняется в течение тысячелетий, передается, постепенно расширяясь и усложняясь, из поколения в поколение. Он входит в состав генотипа экономики и общества в целом, является основой устойчивого развития. При осуществлении экономических реформ, радикальных инноваций необходимо обеспечивать сохранение и обогащение наследственной основы, генотипа потребительского сектора.
7. Потребительский сектор модифицируется при смене технологических и экономических способов производства, технологических укладов, поколений техники и технологий (закономерность наследственной изменчивости). Он является чрезвычайно активным инновационным полем, здесь происходят интенсивное обновление и расширение ассортимента потребительских товаров и услуг, улучшение их качества. В основе процесса обновления лежат изменения потребностей и спроса населения (закон возвышения потребностей), новые технологические возможности производства товаров и услуг, меняющиеся требования моды, предпочтения потребителей.
8. В потребительском секторе осуществляется интенсивный отбор товаров и услуг. Субъекты этого отбора — население, отдающее предпочтение тому или иному товару (услуге) на рынке или в сфере бесплатного обслуживания, в личном и домашнем хозяйстве; предприниматели, поставляющие на рынок товары или услуги, меняющие их ассортимент, активно использующие рекламу; государство, которое устанавливает ограничения на отдельные опасные для здоровья населения или наносящие ущерб нравственности товары или услуги (запрет использования наркотиков, порнографии, ограничения в потреблении табачных и алкогольных изделий) и оказывает поддержку в распространении прогрессивных, инновационных товаров и услуг. Отбор осуществляется как целенаправленно государством и предпринимателями, так и стихийно, в результате действия конкуренции, закона спроса и предложения, при покупке товаров и услуг. При прогнозировании и стратегическом планировании, проведении маркетинговых исследований необходимо учитывать действие закономерностей статики, цикличной динамики и социально-экономической генетики в развитии потребительского сектора, его влияние на развитие экономики в целом [5, стр. 343].
Решающее значение для судьбы страны, судьбы народа имеют инновации в потребительском секторе экономики, который служит удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах (платных и бесплатных). В XX в. наблюдались три волны базисных инноваций в потребительском секторе, радикально изменившие его структуру и связанные с освоением и распространением технологических укладов - третьего, четвертого и пятого. Волны эти четко выражены в авангардных странах, откуда они распространялись концентрическими кругами по другим странам и цивилизациям (в эпицентре находилась западная цивилизация; с середины века к ней присоединилась японская).
Первая волна инноваций в начале XX в. была связана с широким распространением автомобильного, а затем авиационного транспорта, электрического освещения и электробытовых приборов, активным применением телефонной и телеграфной связи. Это были ключевые технологии третьего уклада.
Вторая волна трансформации потребительского сектора развернулась в послевоенные десятилетия как результат распространения четвертого технологического уклада. Компьютеры, видеотехника, информационные технологии, мультимедийные продукты, телекоммуникационные системы многократно повысили роль информационных услуг в потреблении населения. «Зеленая революция» во многом изменила ассортимент продовольственных товаров. Однако достижения эти распространялись в основном в богатых, развитых странах (хотя достижения «зеленой революции» эффективно использованы в Индии, Мексике и других развивающихся странах).
Третья волна базисных инноваций в потребительском секторе, связанная с освоением пятого технологического уклада, нашла выражение в распространении в 80-90-е годы домашних компьютеров, Интернета, мобильной связи; во второй «зеленой революции», которая базируется на современной биотехнологии, генетически модифицированных продуктах и лекарственных препаратах; на опережающем развитии туристских услуг. Однако в динамике этой инновационной волны еще более четко выразилась поляризация, пропасть в освоении ее достижений между богатыми и бедными странами (табл. 1).
Таблица 1
Показатели мирового потребительского сектора, 2001 г.
Страны |
Страны |
|||
Весь мир |
с высоким |
с низким |
Россия | |
доходом |
доходом |
|||
Население, млн. человек. |
6130 |
957 |
2506 |
145 |
% к миру |
100 |
15,6 |
40,9 |
2,4 |
Валовой национальный |
7370 |
26650 |
2190 |
6880 |
доход на душу населения |
||||
поППС (паритету покупательной способности) |
||||
% к миру |
100 |
362 |
30 |
93 |
Доля в структуре ВВП, %: |
||||
сельского хозяйства |
4 |
24 |
2 |
7 |
услуг |
66 |
45 |
70 |
56 |
Мобильных телефонов, |
158 |
609 |
10 |
38 |
на 1000 человек |
||||
Телевизоров, |
242 |
677 |
91 |
538 |
на 1000 человек |
||||
Персональных компьютеров, |
86,5 |
416,3 |
6,1 |
49,7 |
на 1000 человек |
||||
Пользователей Интернета, |
501,5 |
388,9 |
15,9 |
4,3 |
млн.человек |
К началу XXI в. эффективность распространения пятого технологического уклада в потребительском секторе заметно снизилась. Это отчетливо проявилось во время мирового кризиса 2001-2002 гг., в наибольшей мере поразившего информационную сферу. Затормозились и темпы распространения генетически модифицированных продуктов сельского хозяйства. Достижения пятого уклада мало используются в бедных странах в связи с низким уровнем потребительского спроса и нехваткой инвестиций и квалифицированных кадров. В странах с переходной экономикой (включая Россию) за время кризиса 90-х годов значительно снизился уровень доходов большинства населения, наблюдалась тенденция деградации потребительского сектора (кроме Чехии, Польши, Венгрии).
Все эти негативные тенденции в динамике потребительского сектора служат предпосылкой для четвертой волны базисных инноваций, которая, вероятно, достигнет пика в 10-20-е годы на базе освоения достижений шестого технологического уклада в этом секторе.
Вместе с ростом численности населения и его потребностей увеличиваются масштабы конечного потребления, следовательно, объем продукции потребительского сектора и масштабы потребительского рынка. О тенденциях в этой сфере свидетельствуют расчеты ИМЭМО РАН (табл. 2).
Таблица2 Динамика конечного потребления населения
(а - млрд. доли, в ценах и по ППС 1995 г.; б - % к ВВП; в - % к 1950 г.)
1950 |
1990 |
2000 |
2015 | ||||||||
а | б |
а | б | в |
а | б | в |
а | б | в | ||||||||
Весь мир | |||||||||||
Всего Текущие расходы семей Социальные услуги государства |
4665 4281 384 |
68,1 62,5 5,6 |
20660 18745 1915 |
65,6 59,5 6,1 |
444 438 499 |
26515 24125 2390 |
65,0 59,2 5,9 |
568 564 622 |
44540 40375 4165 |
63,7 57,7 6,0 |
955 943 1085 |
Развитые страны | |||||||||||
Всего |
2725 |
69,3 |
11900 |
69,8 |
437 |
14700 |
69,1 |
39 |
21550 |
69,2 |
791 |
Текущие |
2485 |
63,2 |
10675 |
62,6 |
430 |
13100 |
61,6 |
527 |
19050 |
61,2 |
767 |
расходы |
|||||||||||
семей |
|||||||||||
Социальные |
240 |
6,1 |
1225 |
7,2 |
510 |
1600 |
7,5 |
667 |
2500 |
8,0 |
1042 |
услуги |
|||||||||||
государства |
|||||||||||
Развивающиеся страны | |||||||||||
Всего |
1290 |
72,1 |
6360 |
62,7 |
493 |
9905 |
60,7 |
768 |
19370 |
59,4 |
1502 |
Текущие |
1231 |
68,8 |
6025 |
59,4 |
489 |
9335 |
57,3 |
758 |
18145 |
55,6 |
1474 |
расходы |
|||||||||||
семей |
|||||||||||
Социальные |
59 |
3,3 |
335 |
3,3 |
568 |
570 |
3,5 |
966 |
1225 |
3,8 |
2076 |
услуги |
|||||||||||
государства |
Общий объем потребительского сектора мира с 1950 по 2000 г. вырос (в сопоставимых ценах 1995 г.) с 4665 млрд. до 26515 млрд. долл. - в 5,7 раза; в перспективе до 2015 г. ожидается его увеличение до 44540 млрд. - еще на 68%. Однако его доля в мировом ВВП имеет тенденцию к снижению - с 68,1% в 1950 г. до 65% в 2000 г. и 63,7% в 2015 г.
Советский Союз | |||||||||||
Всего |
405 |
55,1 |
1540 |
53,9 |
380 |
1000 |
58,0 |
247 |
2070 |
5Д |
511 |
Текущие |
345 |
46,9 |
1285 |
45,0 |
372 |
880 |
51,0 |
255 |
1800 |
47,9 |
522 |
расходы |
|||||||||||
семей |
|||||||||||
Социальные |
60 |
8,2 |
255 |
8,9 |
425 |
120 |
7,0 |
200 |
270 |
7,2 |
450 |
услуги |
|||||||||||
государства |
|||||||||||
Россия | |||||||||||
Всего |
250 |
55,6 |
900 |
52,2 |
360 |
565 |
52,1 |
226 |
1225 |
54,4 |
490 |
Текущие |
215 |
47,8 |
745 |
43,2 |
347 |
490 |
45,2 |
228 |
1065 |
47,3 |
495 |
расходы |
|||||||||||
семей |
|||||||||||
Социальные |
35 |
7,8 |
155 |
9,0 |
443 |
75 |
6,9 |
214 |
160 |
7,1 |
457 |
услуги |
|||||||||||
государства |
Подавляющую часть этого сектора
(92% в 2000 г.) составляют текущие расходы
семей, хотя их доля в ВВП несколько
снизилась (с 62,5% в 1950 г. до 59,2% в 2001 г.); в
перспективе эта тенденция
Информация о работе Прогнозирование и планирование развития потребительского сектора экономики в РФ