Прогнозирование и планирование развития потребительского сектора экономики в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

Прогнозированием, т.е. предвидением будущего развития и последствий возможных сдвигов в экономике на микро- и макроуровнях, занимается каждый агент хозяйственной жизни. Государственным прогнозированием занимаются государственные и муниципальные органы на разных уровнях управления. Экономическое и социальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому прогнозы обычно составляются в нескольких вариантах (сценариях), чтобы была возможность оценить веер возможных перемен

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть 7
1. Социально-экономическая сущность потребительского сектора. Состав и структура потребительского сектора экономики. 7
2. Анализ основных тенденций развития и инновационного обновления потребительского сектора экономики. 10
3. Программирование развития основных отраслей потребительского сектора в Р.Ф. 20
Заключение 30
Практическая часть 34
1) Задача 34
2) Тесты 35
Список использованной литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Кр прогнозир и планир в усл рынка.doc

— 400.50 Кб (Скачать файл)

Обращает на себя внимание различие в структуре и динамике потребительского сектора в развитых и развивающихся  странах. В развитых странах на конечное потребление населения направляется 69-70% ВВП, причем доля эта стабильна; при этом возрастает доля в конечном потреблении социальных услуг государства - с 8,8% в 1950 г. до 11,3 в 2000 г. и 11,6% в 2015 г. В развивающихся странах доля конечного потребления в ВВП снизилась с 72,1% в 1950 г. до 60,7% в 2000 г. С учетом высоких темпов роста населения это означает, что уровень среднедушевого дохода растет значительно медленнее, чем в развитых странах. Доля социальных расходов государства в конечном потреблении выросла с 4,6% в 1950 г. до 5,8% в 2000 г., но остается значительно меньше, чем в развитых странах.

В России объем  конечного потребления населения  с 1950 г. по 1990 г. вырос с 250 млрд. до 900 млрд. долл. - в 3,6 раза (рост меньший, чем по миру в целом), причем опережающими темпами росли социальные услуги государства (увеличение в 4,4 раза, рост доли в конечном потреблении с 14% до 17,2%). Доля России в мировом объеме конечного потребления снизилась с 5,4% в 1950 г. до 4,4% в 1990 г. Социалистический строй явно проигрывал в социальном соревновании с мировым капитализмом. Однако переход к «дикому» капитализму вопреки поставленным целям и ожиданиям отбросил потребление населения на десятилетия назад; к 2000 г. объем конечного потребления снизился против 1990 г. на 37%, его доля в мировом объеме конечного потребления упала до 2,1%, а государство постаралось уменьшить бремя социальных услуг: их объем сократился за десятилетие в 2,1 раза, а доля в конечном потреблении - с 17,2% до 13,3%.

Согласно прогнозу ИМЭМО РАН, к 2015 г. конечное потребление населения России вырастет в 2,22 раза (среднегодовые темпы прироста 5,5%), его доля в мировом объеме потребления населения поднимется до 2,8%, а доля социальных услуг государства снизится до 12,7% (что, правда, будет превышать среднемировой показатель - 9,4%). Тем не менее потребительский рынок останется ведущей сферой использования ВВП и источником экономического роста: в 2000 г. его объем составил 490 млрд. долл. (по ППС 1995 г.) - 45,2% ВВП, а к 2015 г. он возрастет, по прогнозу ИМЭМО, до 1065 млрд. долл. (в 2,2 раза) и составит 47,3% ВВП. Значит, именно здесь - основное поле для инноваций, обеспечивающих насыщение потребительского рынка товарами и услугами, рост ВВП и уровня жизни населения.[Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия-2050: стратегия инновационного прорыва. (гл.7 Инновационная трансформация потребительского сектора)].

Итак, потребительский сектор является главным полем для эффективных инноваций, которые могут обеспечить высокие темпы экономического роста, повышения уровня и качества жизни населения.

Рассмотрим проблемы развития отраслей потребительского сектора  экономики в Р.Ф. В первой трети ХХ в. потребительский сектор (прежде всего сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность) занимали преобладающие позиции в экономике страны. Однако насильственная коллективизация, индустриализация и милитаризация экономики привели к падению доли этого сектора. Если в 1940 г. 54% занятого в экономике населения СССР приходилось на сельское хозяйство, то уже в 1970 г. — 25%, в 1985 г. — 20%. Доля сельского хозяйства в общем числе занятых в России сократилась с 58,6% в 1900 г. до 36,7% в 1950 г. и 22,3% в 2000 г. В послевоенный период доля потребительского комплекса в числе занятых была самой большой, однако он отставал в технологическом отношении и по стоимостным показателям. В 90-е годы он оказался в состоянии длительного и глубокого кризиса, основные показатели резко ухудшились, особенно в легкой промышленности и сельском хозяйстве. Если в 70-80-е годы потребительский сектор занимал ведущее место в экономике (37-41% — в числе занятых, 35-39% — в инвестициях, 37-38% — в валовом выпуске), то в период кризиса его позиции значительно ухудшились: к 1998 г. при некотором увеличении доли в числе занятых (до 40,6%) доля в инвестициях и валовом выпуске снизилась (до 37,6 и 28,8% соответственно). В фазе оживления эта тенденция усилилась, так что можно сделать вывод, что потребительский сектор продолжает оставаться в кризисном состоянии; особенно значительно упала его доля в валовом выпуске, что связано с отставанием в росте цен (валовой выпуск рассчитывается в текущих ценах). В связи с реализацией национальных проектов социального характера доля потребительского сектора вновь начала расти. В то же время товарная продукция сектора (продовольствие, медикаменты, продукция легкой промышленности) активно вытесняется импортом. С присоединением России к ВТО эта тенденция усилится. В наибольшей мере пострадали в период кризиса легкая промышленность: ее доля в числе занятых упала с 3,0% в 1990 г. до 0,9% в 2004 г., в инвестициях — с 1,2 до 0,2%, в валовом выпуске — с 5,5 до 0,8%, а также сельское хозяйство, где произошло падение доли в числе занятых с 12,9 до 10,4%, в инвестициях — с 15,9 до 4%, в валовом выпуске — с 11,8 до 6,8%. Продукция легкой промышленности и сельского хозяйства вытесняется с внутреннего рынка импортными товарами: доля импорта в структуре потребления продуктов легкой промышленности составила в 2002 г. 80,7%, пищевой промышленности — 23,7, сельского хозяйства — 5, в товарном обеспечении оборота розничной торговли в 2004 г. — 43%. Резко сокращена государственная поддержка сельского хозяйства, прекращена поддержка отечественной легкой промышленности. Несколько лучше показатели пищевой промышленности, которая в значительной степени находится под контролем зарубежного капитала и привлекает иностранные инвестиции. Жилищно-коммунальное хозяйство в 90-е годы улучшало свои показатели в результате ускоренного жилищного строительства, но в первые годы XXI в. стало сдавать позиции. Опережающими темпами растут тарифы и коммунальные услуги. Национальные проекты в области здравоохранения и образования помогают улучшить положение этих отраслей, играющих ключевую роль в воспроизводстве и улучшении качества человеческого капитала. При долгосрочном прогнозировании развития потребительского сектора экономики необходимо предусмотреть два сценария — инерционный и инновационно-прорывной — и оценить возможные последствия их реализации. При инерционном сценарии доля потребительского сектора будет продолжать падать, в основном сохранятся негативные тенденции в его развитии. В условиях присоединения России к ВТО продолжится вытеснение отечественных товаров с внутреннего рынка, равно как и с внешнего. Аграрный кризис усугубится, легкая промышленность практически будет свернута. Удорожание жилья, коммерциализация социальных услуг приведут к ухудшению условий для воспроизводства рабочей силы, могут вызвать социальные потрясения. Инновационно-прорывная стратегия, начало которой положено приоритетными национальными проектами, реализуемыми в потребительском секторе, позволит переломить сложившиеся негативные тенденции, качественно улучшить условия воспроизводства человеческого капитала на основе укрепления здоровья населения, повышения качества образования, улучшения снабжения продовольствием, модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Тем самым будет более последовательно осуществляться социальная функция государства.

 

 

 

 

 

3. Программирование развития основных отраслей потребительского  сектора в Р.Ф.

В прогнозировании, стратегическом планировании и программировании развития потребительского сектора и основных его отраслей необходимо использовать следующие обобщающие показатели (индикаторы):

  • объем и темпы роста валового выпуска и добавленной стоимости в целом по сектору и по составляющим его отраслям;
  • численность занятых и ее динамика по сектору и отраслям, добавленная стоимость на одного занятого (производительность труда), отчетный и перспективный балансы труда с учетом уровня образования и подготовки кадров;
  • инвестиции в основной капитал, уровень износа и обновления основных фондов в отраслях сектора;
  • уровень рентабельности продукции и активов;
  • экспорт продукции сектора и отраслей, доля импорта в потреблении продукции[5, стр. 344].

Важную роль играют программы  и проекты развития основных отраслей потребительского сектора экономики (АПК, отрасли социальной сферы, отрасли промышленности и т.д.), разрабатываемых на федеральном и региональном уровнях управления, ведь состояние этих отраслей во многом определяют уровень жизни народа и социально-экономический прогресс. Будущий экономический рост и социальная стабильность в стране во многом зависит от успешной реализации задач, стоящих перед АПК и в отраслях социальной сферы. Согласно недавно утвержденной Доктрине продовольственной безопасности в среднесрочной перспективе до 80-95% потребностей населения России в основных продуктах питания должны обеспечиваться за счет внутреннего производства. И если по некоторым позициям мы уже подошли к заявленным объемам (в частности, в течение нескольких лет Россия является одним из крупнейших экспортеров зерна), то в ряде отраслей, например в животноводстве, достижение порогового значения потребует значительных усилий.

Развитие сферы  здравоохранения является одним  из приоритетов внутренней политики Российской Федерации. Создание современной высокотехнологичной фармацевтической отрасли, стимулирование разработки и производства инновационных препаратов, подготовка кадров и обеспечение лекарственной безопасности страны являются основными целями утвержденной Минпромторгом Стратегии развития фармацевтической отрасли Российской Федерации на период до 2020 года.

Развитие гостиничного и туристического бизнеса в России имеет существенный потенциал. Несмотря на существенный потенциал России в  сфере въездного туризма, наличие  правительственных программ по его  стимулированию во всех туристически привлекательных регионах, а также усилия игроков этого рынка, количество зарубежных туристов в России остается ничтожно малым. Важнейшим фактором, тормозящим въездной туризм, является неразвитость инфраструктуры, ведь до 80% имеющихся гостиничных мощностей не соответствует современным требованиям. Более существенным является объем внутреннего туризма, однако неразвитая инфраструктура и невысокие доходы населения тормозят и его рост.

Определим стратегические инновационные приоритеты в развиmuu потребительского сектора экономики, уделив внимание следующим инновационным программам и крупным проектам:

  • обеспечение населения качественным экологически чистым продовольствием на основе освоения достижений второй «зеленой революции»;
  • коренное улучшение медицинского обслуживания населения с помощью отечественных лекарственных препаратов и медицинских технологий новых поколений;
  • возрождение отечественной легкой промышленности с использованием принципиально новых технологий производства конкурентоспособных товаров народного потребления;
  • развитие ряда направлений современной техники для населения, и прежде всего автомобилей новых поколений, бытовой радиоэлектроники, домашних информационных систем;
  • инновационная трансформация жилищно-коммунального хозяйства, строительства энергосберегающих жилых домов и коммунальных сетей новых поколений;
  • создание национальных и международных информационных систем в области образования, культуры, здравоохранения, обеспечивающих сохранение и передачу научного и культурного наследия, развитие эффективной системы непрерывного и дистанционного образования, возможность оказания квалифицированной медицинской помощи в любой точке страны, мониторинга экологических условий жизни населения;
  • технологическое преобразование внутреннего и международного туризма, обеспечивающее более полное использование отечественного туристского потенциала и приток средств для социокультурной сферы и для развития регионов.

Рассмотрим более подробно основные контуры этих приоритетных направлений инновационной деятельности на долгосрочную перспективу.

1. Продовольствие. Долгосрочная программа инновационной трансформации продовольственного комплекса страны должна строиться по принципу «стратегия лазерного луча», охватывая все звенья этого комплекса - от производства продовольствия в хозяйствах всех типов, его хранения, переработки, транспортировки, торговли и до стадии конечного потребления и утилизации отходов. Центральное место при этом должны занять инновационные проекты и программы возрождения сельскохозяйственного производства как основы продовольственного обеспечения страны. Не следует забывать, что в сельской местности живет ≈ 39 млн. человек, а большинство городских семей имеют дачные участки; что непосредственно сельским хозяйством занято ≈ 12% всех человек занятых в экономике, а сельскохозяйственным трудом в той или иной степени занимается большинство населения страны. Стоит также учитывать, что основной тип сельскохозяйственных производителей - это не крупные и не фермерские хозяйства, а мелкие и мельчайшие производители - владельцы личных хозяйств (табл. 3).

Таблица 3

Структура продукции сельского  хозяйства (в %)

 

1993

1995

1998

2000

 

Объем производства

Производство на 1га

лш

млрд. руб.

млрд. долл.

руб.

0/ок

среднему

Хозяйства всех категорий

100

100

100

100

100

1029,3

33,2

5289

100

Сельхоз- организации

73,7

50,2

39,2

39,8

43,4

409,9

13,2

2726

52

Фермерские хозяйства

-

1,9

2,2

3,7

3,0

38,2

1,2

2245

42

Хозяйства населения

26,3

47,9

58,6

56,5

53,6

581,2

18,7

49250

931




 

В стране 15,9 млн. семей имеют подсобные  хозяйства (со средней площадью 0,43 га на семью), 14,6 млн. семей - коллективные или индивидуальные сады (0,09 га на одну семью), 4,4 млн. семей - индивидуальные огороды (0,1 га на семью). Применительно к современной российской действительности необходима долгосрочная инновационная программа технологического переоснащения хозяйств населения, которая предусматривала бы создание при стартовой поддержке государства сети центров (прежде всего в основных районах производства сельхозпродукции и вокруг крупных городов), которые оказывали бы хозяйствам населения, дачникам, владельцам индивидуальных и коллективных садов квалифицированную помощь в продаже или прокате малой современной техники для обработки почвы и переработки продукции, в применении адекватных качеству земли удобрений, в снабжении высокоурожайными семенами и продуктивными породами домашнего скота, в переработке и сбыте излишков сельхозпродукции. Это позволило бы в перспективе в 1,5-2 раза повысить производительность хозяйств населения и не только улучшить питание и здоровье десятков миллионов семей - владельцев этих хозяйств, но и поставлять на местные рынки высококачественное, экологически чистое продовольствие, осуществлять политику импортозамещения. Это касается прежде всего тех видов сельхозпродукции, где хозяйства населения занимают ключевые позиции: в 2002 г. они производили 93% картофеля, 81,5% овощей, 55% скота и птицы, 50% молока, 60% шерсти; здесь произведено 3 млн. т плодов и ягод из валового сбора по стране 3,6 млн. т. В качестве примера можно привести предложения об организации в областях Центрального федерального округа сети центров по обслуживанию садоводческих и овощеводческих хозяйств населения на основе созданных в Мичуринском наукограде новых сортов плодовых, ягодных и овощных культур с высоким содержанием биоактивных соединений; по использованию интенсивных технологий выращивания плодов и ягод, обеспечивающих повышение продуктивности садов до 250-300 ц с га; по созданию технологий длительного хранения плодоовощной продукции в регулируемой атмосфере, обеспечивающих снижение потерь в 3-4 раза, и т.д. Создание таких центров не только повысит качество питания миллионов семей, но и позволит насытить рынок высокоэффективными мичуринскими плодами, пользующимися мировой славой, а со временем и расширить их экспорт.

Только на основе инновационного прорыва  можно преодолеть тенденцию деградации агропромышленного комплекса в  результате рыночных реформ 90-х годов, подорвавших продовольственную безопасность страны. Вполне можно согласиться с выводами Н.П. Федоренко, что Россия, будучи в начале XX столетия мировым лидером по удельным показателям некоторых видов сельхозпродукции и одним из крупнейших ее экспортеров, к концу века превратилась в аутсайдера, в крупного импортера продовольствия. «Главная же драма российского сельского хозяйства заключается в произошедших в XX в. необратимых изменениях экономической, социально-культурной и демографической структуры аграрной сферы, которые ряд авторов называют утратой Россией своего крестьянства, того самого крестьянства, которое представляло собой культурно-демографическую базу народонаселения страны». Инновационная волна в деревне и подъем производства будут способствовать изменению структуры ее населения, закреплению и притоку молодежи, квалифицированных специалистов, преобразованию уклада сельской жизни.

2. Медикаменты и медтехника. Крупнейшей социально-демографической проблемой, угрожающей будущему России, является рост заболеваемости и смертности населения, сокращение средней продолжительности жизни, высокие темпы депопуляции, особенно в регионах исторического центра России. Эти процессы резко усилились в результате проведения антисоциальных рыночных реформ. Состояние здоровья населения, особенно детей и людей пенсионного возраста, значительно ухудшилось. Однако в это же время произошло резкое сокращение отечественного производства медикаментов и медицинской техники, замена их импортом при опережающем удорожании. Суть инновационных программ «Биомедицина» и «Медтехника» состоит в том, чтобы на базе имеющихся в России научных и технологических заделов в области биотехнологических методов производства эффективных лекарственных средств (в Москве, Московской, Кировской и других областях) и конверсионных мощностей предприятий оборонно-промышленного комплекса организовать производство и поставку на внутренний рынок и на экспорт в страны СНГ медицинских препаратов и медицинской техники новых поколений, постепенно вытесняя дорогостоящий импорт. О масштабах реализации программы можно судить по следующим данным. Объем реализации медикаментов и лекарственных средств составил в 2002 г. 120 млрд. руб., или 3,9 млрд. долл. При сохранении сложившихся за последние 5 лет темпов роста физического объема продаж он за 20 лет увеличится в 5,4 раза, за 50 лет - в 68 раз. Даже при существенном удешевлении медикаментов это даст значительные объемы прибыли для окупаемости инвестиций в инновации, а главное - большой социальный эффект в результате улучшения здоровья населения, сокращения смертности, увеличения средней ожидаемой продолжительности жизни, ослабления тенденции к депопуляции.

Информация о работе Прогнозирование и планирование развития потребительского сектора экономики в РФ