Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 00:01, курсовая работа
Целью курсового исследования – изучение сущности проектирования организационных структур управления и разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управлении ООО «Тез Тур». В соответствии с целью курсовой работы поставлены и решены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и понятие организационной структуры
2. Охарактеризовать методы проектирования организационной структуры
3. Рассмотреть факторы, влияющие на проектирование и развитие организационных структур
4. Исследовать организационную структуру управления в ООО «Тез Тур».
5. Сформулировать предложения по совершенствованию организационной структуры управления для ООО «Тез Тур» и оценить их эффективность.
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1: Теоретические основы проектирования организационных структур………………………………………………………………………….7
1.1 Сущность понятия «организационная структура»…………...…7
1.2 Виды организационных структур………………………………...9
1.3 Этапы проектирования организационных структур…………...17
Глава 2: Анализ организационной структуры управления на примере ООО «Тез Тур»………………………………………………………………………..22
2.1 Общие сведения о деятельности ООО «Тез Тур»…………….….22
2.2 Организационно-кадровая характеристика ООО «Тез Тур»…..23
2.3 Анализ организационной структуры ООО «Тез Тур»………….27
Глава 3: Рекомендации по усовершенствованию организационной структуры ООО «Тез Тур»…………………………………………………….44
3.1 Вычисление текущей эффективности деятельности компании ООО «Тез Тур»………………………………………………………………………..44
3.2 Внедрение новой программы реструктуризации организационной структуры ООО «Тез Тур»…………………………………………………….49
3.3 Анализ эффективности деятельности предприятия после внедрения инновационной программы……………………………………………………54
Заключение………………………………………………………………59
Список использованной литературы………………………………….62
Порядок оплаты труда работников ООО «Тез Тур» определяется нормативно-правовыми актами местных органов управления. Минимальный размер заработной платы должен быть не менее установленного законодательством Российской Федерации (на данный момент 4611руб, с начала 2012 г. планируется 5205руб).
Работники компании согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации имеют право пользоваться льготами и несут обязанности в соответствующими с действующим законодательством, трудовым договором, локальными нормативными правовыми актами.
Работники ООО «Тез Тур» имеют право на отпуск согласно срокам, оговоренным в Трудовом Кодексе Российской Федерации. Так как это туристская компания, то с оплатой отпуска здесь дело обстоит немного иначе: работники могут уехать в тур вместо отпускной оплаты. Также работнику в связи с его личными обстоятельствами предоставляется длительный отпуск, до 1 года. Во время такого отпуска место (должность) за работником компании сохраняется. Во время длительного отпуска не допускается перевод работника на другую работу, а также его увольнение по инициативе администрации (за исключением ликвидации компании или одного из филиалов). Если работник заболевает при длительном отпуске, то отпуск подлежит продлению на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листом.
Аттестация сотрудников ООО «Тез Тур» проводится в соответствии с общим порядком, предусмотренным для проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящиеся на бюджетном финансировании.
Работники компании поощряются за добросовестный и безупречный труд в виде премий, а также несут материальную и дисциплинарную ответственность за недобросовестное выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, трудовым договором в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Организационная структура ООО «Тез Тур» относится по типу к линейно-функциональным структурам. Линейно функциональная структура – это структура, при которой специалисты одного профиля объединяются в структурные подразделения и принимают решения, обязательные для производственных подразделений. В основе большинства турфирм лежит именно этот тип организационной структуры.
Так как тип линейно-функциональный, значит есть линейные отдели и функциональные. К первым относятся: отдел внешнего туризма, отдел внутреннего туризма, визовый отдел и отдел по рекламе. К функциональным подразделениям предприятия относятся: отдел по работе с клиентами, бухгалтерия и кадровый отдел.
Существуют определенные критерии, по которым можно оценивать эффективность структуры управления:
Таким образом мы видим, что эффективность организации зависит от соответствия ее системе целей предприятия, принятым стратегиям, взаимодействиям между подразделениями и распределения работы между ними и механизму распределения необходимых ресурсов. Анализ оргструктуры упралвения организации носит перспективный характер, и также является важным аспектом системы, который образует нужную информацию.
Для оценки эффективности организационной структуры ООО «Тез Тур» используем методику, предложенную Н.Н. Федоровой. В соответствии с данной методикой эффективность организационной структуры управления может быть определена как функция от таких параметров, как:
- степень рациональности
структуризации целостной
- степень использования рыночных возможностей( показатель Кмц);
- степень рациональности
структуры отношений между
- степень использования
внутренних возможностей (показатель
Кму).
Формула (2.3.1):
Э = (2.3.1)
где Ксс – показатель эффективности состава системы;
Ксв – показатель эффективности структуры связей;
Кмц – показатель эффективности механизма целеполагания;
Кму – показатель эффективности механизма управления.
Расчет общих показателей Ксс, Ксв, Кму производится по формуле с использованием метода ранжирования частных показателей по формуле:
(2.3.2)
Где mi – количество частных показателей, принятых для оценки соответствующего обобщающего показателя;
qi –коэффициент весомости показателя (он устанавливается экспертным путем по характеру его влияния на результаты работы фирмы, при этом должно соблюдаться условие );
Ai – оценка в баллах по шкале от 1 до m.
Показатель прогнозных возможностей системы Кмц , определяемый отношением результата к главной цели, должен также учитывать то, что вклад подсистем в достижение цели системы в целом будет различным. Необходим дифференцированный подход к их оценке через ранжирование подсистем по степени важности их вклада. В этом случае Кмц определяется по формуле:
Кмц = ( Р/Ц) * (2.3.3)
где Р – результат функционирования хозяйственной организации за рассматриваемый период; Ц – цель хозяйственной организации за рассматриваемый период; ni – количество подсистем, вносящих свой вклад в целевую эффективности системы; Ai – оценка частных показателей эффективности целеполагания i-ой подсистемы (на основе анализа отношения ( Рi / Цi ) соответствующей подсистемы), при этом ; qi – коэффициенты весомости i-ой подсистемы, при этом также должно соблюдаться условие .
Значение Кмц = 1 свидетельствует о высоком качестве целеполагания и эффективности работы прогнозного блока системы. Отклонения свидетельствуют о сбоях в системе целеполагания или наличии экономического кризиса. Частные показатели, характеризующие эффективность механизма целеполагания основных блоков организации, показывают, где именно образовалась критическая зона.
Показатель Кмц, таким образом, является мерой реализации целевых установок системы управления.8
Надежность организационной структуры управления может быть определена через комплексный показатель эффективности оргструктуры:
Ксс = а1Ксс + а2Ксв (2.3.4)
Степень реализации внешних и внутренних возможностей – через комплексный показатель эффективности организационного механизма Ком:
Ком = а3Кмс + а4Кму (2.3.5)
где а1, а2, а3, а4 – коэффициенты весомости соответствующих обобщающих показателей; (а1 + а2 + а3 + а4) = 1.
Этап 1. Анализ организационно-
Целью анализа оргструктуры
на данном этапе является оценка уровня
организационно-
Ниже приведена таблица с классификацией наличных нормативно-методических документов на предприятии (2.3.6)
Таблица 2.3.6
Классификация нормативно-методических документов ООО «Тез Тур».
Тип документов |
Виды документов |
Нормативно-справочные |
Гражданский кодекс; Трудовой кодекс РФ; Закон РФ «О рекламе»; Закон РФ «О защите прав потребителей»; |
Организационно- |
Правила внутреннего распорядка; Коллективный договор; Штатное расписание |
Организационно- |
Положение о подразделении; Должностная инструкция; Тарифно-квалификационная характеристика |
Организационно-методические |
Рекомендации по организации подбора и отбора персонала; Положение о системе оплаты труда; Инструкция по соблюдения правил техники безопасности |
Экономические |
Положение о премировании работников |
Из основных структурообразующих документов, являющихся основой для постановки регулярного менеджмента на предприятии из перечисленных в таблице, являются: штатное расписание, должностные инструкции и положения о подразделениях.
Для каждого подразделения разработано положение о подразделении. Положение о подразделении представляет собой документ, регламентирующий деятельность структурного подразделения: его задачи, права, функции, ответственность, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями.
В ООО «Тез Тур» разработаны должностные инструкции для всех работников аппарата управления, а для ключевых специалистов – тарифно-квалификационные характеристики.
Таким образом, ООО «Тез Тур»
имеет определенную систему организационно-
Этап 2. Анализ целостности объекта управления.
Целью анализа является оценка степени взаимосвязи и взаимообусловленности подразделений организации, которые обеспечивают их взаимодействие в достижении цели системы.
Взаимодействовать могут только совместимые элементы, поэтому необходим матричный анализ целесообразной совместимости различных направлений деятельности в выполнении главной функции системы, которая и определяет миссию организации, ее долгосрочные и краткосрочные цели, а также пути их достижения.9
Долгосрочной целью для ООО «Тез Тур» является лидерство на рынке туристских услуг г. Петрозаводска (исходя из характеристики компании, ей это удается.
Краткосрочной целью ООО «Тез Тур» является повышение доходности предприятия.
Миссия предприятия, как и у любой другой туристской организации – обеспечить качественный отдых каждому туристу, оправдать его ожидания, для этого кадровая политика строится на постоянном повышении профессионального уровня менеджеров.
Основными направлениями деятельности ООО «Тез Тур» являются:
- Поиск и привлечение
клиентов, посредством рекламы, личного
контакта и прочих
- Ведение клиентов, т.е. непосредственное
предоставление услуг ведение
сопровождающей туризм
- Работа с постоянными
клиентами. Зачастую турфирмы заботятся,
чтобы человек, обратившийся к
ним однажды, впоследствии тоже
обращался за этими услугами
к ним. Осуществляется это
С помощью метода проекций, т.е. построения матрицы соответствия, проведем анализ взаимосвязи и взаимообусловленности структурных подразделений предприятия.
Таблица 2.3.7
Матрица соответствия основных направлений деятельности
Поиск клиентов |
Реклама |
Ведение клиентов |
Работа с клиентами | |
Поиск клиентов |
× |
Соответствуют |
Неразрывны |
Неразрывны |
Реклама |
Соответствуют |
× |
Соответствуют |
Неразрывны |
Ведение клиентов |
Неразрывны |
Соответствуют |
× |
Неразрывны |
Работа клиентами |
Неразрывны |
Неразрывны |
Неразрывны |
× |