Проект мероприятий по привлечению источников финансирования инвестиций на предприятии сферы туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Объем гостиничного бизнеса в России составляет сегодня около 3 млрд. долл. Половина доходов предприятий гостеприимства приходится на Москву. Годовой рост объема рынка колеблется в диапазоне от 15 до 25%. Всего на российском рынке в 2011 году работало около 5 тыс. гостиниц, в том числе санатории и пансионаты.
Одной из основных тенденций в сфере туризма и гостеприимства является динамичное развитие малых гостиниц.

Содержание

Введение 1
1. Особенности малого бизнеса в сфере гостеприимства 4
2. Привлечение инвестиций на малом предприятии индустрии гостеприимства 6
2.1. Выбор способов и источников финансирования 6
2.2. Проект мероприятий по привлечению источников финансирования инвестиций 11
Заключение 16
Литература 16

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Менеджмент Организации 2012.doc

— 111.50 Кб (Скачать файл)

Лизинг, или финансирование поставщиками оборудования 


Приобретение активов  в рассрочку доступно для предприятий, имеющих хорошее финансовое состояние  и позитивные тенденции развития. При этом в качестве обеспечения  служит приобретаемый предприятием актив, который переходит в полную собственность предприятия только после того, как будет полностью оплачена его стоимость. Предприятие должно располагать суммой для оплаты начального взноса, составляющего от 10 до 50% от стоимости приобретаемого актива. Данный способ финансирования в основном используется при приобретении оборудования. Обычно лизинговые компании отдают предпочтение тем видам оборудования, которое может быть легко демонтировано и подвергнуто транспортировке.

Финансирование поставщиками оборудования (Vendor financing) также очень широко распространено. Многие производители в качестве механизма стимулирования спроса предлагают своим клиентам приобретение оборудования в рассрочку, после оплаты первоначального авансового взноса. При этом они также отдают предпочтение надежным и динамично развивающимся предприятиям.

Коммерческие  кредиты 


Это наиболее распространенный способ финансирования предприятий. Условия  финансирования в банках различны. Например, в зарубежном банке процентная ставка может составлять LIBOR + 2% (LIBOR - признанный во всем мире индикатор стоимости финансовых ресурсов. По этой ставке крупнейшие банки мира готовы выдавать другим крупным банкам кредиты на Лондонской межбанковской бирже. В России LIBOR используется для расчета кредитов в валюте).

Однако российское предприятие, претендующее на получение кредита в зарубежном банке, должно не только иметь высокую платежеспособность и ликвидность, но и представить финансовую отчетность, соответствующую международным стандартам, подтвержденную одной из ведущих международных аудиторских фирм. При этом самым важным фактором при принятии банком решения о предоставлении займа было и остается наличие ликвидного обеспечения или надежных гарантий.

Необходимо также учитывать  то, что российские банки практически не располагают дешевыми ресурсами, которые они могут представить предприятиям на относительно длительный срок 3—5 лет. В последнее время появились примеры успешного финансирования долгосрочных проектов в сфере туризма и гостеприимства, например, Сбербанком.

Таким образом, если малое предприятие располагает ликвидным обеспечением и условия предоставления займа приемлемы с экономической точки зрения, то можно прибегнуть к банковским займам. Однако они вряд ли могут быть единственным инструментом долгосрочного финансирования. Обычно используется комбинация акционерного и заемного капитала. 


Облигационный заем 


Привлечение капитала посредством  размещения облигаций на финансовом рынке, безусловно, привлекательный  способ финансирования предприятия. Особенно с точки зрения владельцев бизнеса, так как в этом случае не происходит перераспределения собственности. Однако предприятие, планирующее выпуск и размещение облигаций, должно иметь устойчивое финансовое положение, хорошие перспективы развития, а облигационный заем должен быть обеспечен активами предприятия.

Опыт двух последних  лет показывает, что реальные шансы  на успешное размещение своих облигаций  имеют лишь крупнейшие российские компании, хорошо известные на рынке, демонстрирующие высокие темпы развития и действующие в привлекательных для инвестора отраслях, например таких, как энергетика и телекоммуникации. Существует очень высокий риск, что размещение облигаций на рынке будет безуспешным, и вероятность, что облигации малого предприятия в сфере гостиничного бизнеса будут восприняты финансовым рынком как ликвидный и привлекательный инструмент; в этом случае следует воздержаться от использования данного способа финансирования. 


Привилегированные акции 


Держатели привилегированных  акций имеют некоторые преимущества перед владельцами обыкновенных акций — например, приоритет при распределении прибыли или более высокий приоритет погашения обязательств в случае ликвидации предприятия. Однако привилегированные акции не предоставляют их владельцам права участвовать в управлении предприятием. Следовательно, в случае возникновения негативных тенденций инвестор не имеет возможности повлиять на принимаемые менеджментом предприятия управленческие решения. При этом продать привилегированные акции другим инвесторам также проблематично. Таким образом, привилегированные акции представляют собой рискованный инструмент для инвестора. Исключение могут составлять привилегированные акции крупнейших и наиболее надежных российских компаний. 


Обыкновенные  акции 


Подавляющее большинство российских предприятий, в том числе малых предприятий в сфере туризма и гостеприимства, характеризуются неустойчивым финансовым положением, отсутствием ликвидного обеспечения и возможности предоставить надежные гарантии для займов. К тому же, несмотря на то что многие предприятия имеют многолетнюю историю и опыт работы в отрасли, с точки зрения бизнеса они зачастую находятся на самой ранней стадии развития.

Однако некоторые из них, в случае привлечения необходимого капитала, приобретают значительный потенциал роста и, следовательно, могут быть привлекательны для инвестора. Единственным реальным источником финансирования для таких предприятий является рисковый капитал. Обыкновенные акции предприятий приобретаются только теми инвесторами, которые готовы разделить риски бизнеса с существующими владельцами предприятия, не требуют обеспечения и гарантий. При этом инвесторы руководствуются следующими критериями: потенциал роста, способность менеджмента обеспечить рост бизнеса, финансовая прозрачность и возможность влиять на принимаемые решения, а также возможность выхода из проекта посредством реализации акций на фондовом рынке или стратегическому инвестору. 


Рентабельность, на которую  ориентируются финансовые инвесторы, приобретающие обыкновенные акции, достаточно высока (IRR > 35%). Результаты деятельности инвестиционных фондов в России показывают, что полученные ими показатели эффективности при финансировании российских промышленных проектов значительно выше.

Инвесторы ориентируются  на то, что основную прибыль они получат после реализации своего пакета акций через 3—5 лет на фондовом рынке или другому стратегическому инвестору. Эффективное сотрудничество с частными инвесторами возможно только в том случае, если существующие владельцы также будут ориентированы на рост стоимости бизнеса посредством обеспечения прибыльной деятельности предприятий. То есть основным источником своих доходов они будут считать не операционный денежный поток, а доход на акционерный капитал, которым они владеют. 


2.2. Проект мероприятий по привлечению источников финансирования инвестиций

I. Анализ и определение инвестиционных потребностей.

Данный этап необходим  для определения и обоснования  объема инвестиционных ресурсов, планируемого для привлечения. Также на этом этапе  менеджеры и/или собственники компании и/или консультанты разрабатывают модель привлечения, параметры и требования к источнику инвестиций. 


Для определения объема требуемых инвестиций, возможно, придется провести оценку будущего бизнеса компании. Инвесторами чаще всего используются следующие методы оценки: 


А. Метод дисконтирования  будущих денежных потоков. 


Б. Метод сравнения  с открытыми компаниями (4-6), обладающими  похожими параметрами: 


  • Подход «капитального рынка» (сравнение с компаниями, торгуемыми на стабильных рынках).
  • Транзакционный подход (по сделкам покупки/продажи аналогичных компаний).

В. Метод оценки стоимости  накопленных активов. Оценка «честной»  стоимости текущих, материальных и  нематериальных активов за вычетом  стоимости пассивов. 


II. Оценка эффективности инвестиционного проекта

Чистый  дисконтированный доход (Net Present Value, NPV). Этот показатель характеризует превышение суммарных денежных поступлений, связанных с реализацией инвестиционного проекта, над суммарными затратами на него и вычисляется как сумма дисконтированного потока чистых платежей на расчетном промежутке времени. 


Если NPV>0, то доходность проекта выше нормы, заданной коэффициентом дисконтирования. 


При NPV < 0 доходность проекта  ниже нормы и от проекта следует  отказаться. 


При сравнении проектов предпочтение следует отдать, при прочих равных условиях, проекту с большим значением NPV. 


Индекс  доходности (Profitability Index, PI). 


Показатель характеризует  относительную “отдачу проекта” на вложенные в него средства и  вычисляется как отношение NPV к текущей стоимости инвестиций в проект. 


Внутренняя  норма доходности (Internal Rate of Return, IRR).

Внутренняя норма доходности проекта показывает уровень рентабельности инвестиционных издержек, вложенных  в проект и вычисляется как такой коэффициент дисконтирования, при котором чистый дисконтированный доход (NPV) проекта равен нулю. 


Решение об инвестировании средств в проект принимается, если IRR больше ставки процента по долгосрочным кредитам. IRR применяется для определения  условий предоставления займа кредиторами, поскольку вычисляет ставку процента, которая может быть уплачена без риска подорвать ликвидность проекта. 


Период  окупаемости (Payback Period, PB). 


Период окупаемости  проекта характеризует период времени, необходимый для возмещения инвестиций, вложенных в проект за счет полученного дохода от его реализации и вычисляется как такой период времени, в котором чистый дисконтированный доход проекта (NPV) равен нулю. В практике оценки инвестиционных проектов используется простой и дисконтированный показатель периода окупаемости. 


Простая норма  прибыли (Simple Rate of Return, SRR).

Критерий вычисляется  по формуле и показывает, какая  часть инвестиционных затрат возмещается  в виде прибыли в течение одного интервала планирования. Сравнивая рассчитанную величину нормы прибыли с минимальным или средним уровнем доходности, инвестор может прийти к заключению о целесообразности дальнейшего анализа проекта. 

II. Составление инвестиционного меморандума.

Инвестиционный Меморандум содержит полную информацию о предприятии и предлагается потенциальному инвестору. Инвестиционный меморандум не является бизнес-планом. 
 Он является инвестиционным предложением конкретному инвестору. Это основной документ, на основании которого инвестор принимает решение о вложении денежных средств в предприятие. По результатам рассмотрения данного предложения он решает, сотрудничать ли ему в дальнейшем с компанией–инициатором проекта или лучше прекратить контакты. 


Инвестора в первую очередь интересуют следующие разделы меморандума: 


  • деловая репутация предприятия;
  • прогноз спроса на продукцию компании, основанный на маркетинговых исследованиях;
  • уровень менеджмента, квалификация персонала;
  • текущее финансовое состояние предприятия;
  • обоснованность и достоверность затрат по проекту;
  • прогнозируемый уровень его доходности;
  • риски, характерные для данного проекта, степень его чувствительности к внешним факторам;
  • значения ключевых экономических показателей эффективности проекта: чистая текущая стоимость, индекс прибыльности, внутренняя норма рентабельности, срок окупаемости. 


В отличие от инвестиционного  меморандума бизнес-план — это описание проекта и руководство к действию для менеджмента данной компании. Инвестиционный же меморандум представляет взгляд на проект глазами инвестора. Как правило, составление общего бизнес-плана предшествует написанию меморандума для конкретного инвестора. 



Особенность меморандума  — рассмотрение инвестиционных рисков, указание заинтересованных сторон и  предложение структуры сделки с  потенциальным инвестором. Заявка на инвестирование, которую обычно направляют в кредитную организацию— вариант инвестиционного предложения.

III. Определение круга потенциальных инвесторов.

Почти одновременно с  этапом II, необходимо определить круг из нескольких потенциальных инвесторов. Составляется их список и обсуждаются все плюсы и минусы взаимодействия с конкретными фондами или инвестиционными компаниями. 


IV. Презентация инвесторам.

После определения более  короткого списка потенциальных  инвесторов по результатам обсуждения консультанты и менеджеры начинают работу с приоритетными компаниями. Обычно это делается в виде "road show". 


V. Переговоры с инвесторами.

Начинается стадия переговоров  с инвесторами, которые заинтересовались туристической компанией. 


На этом этапе инвесторы, обычно, проводят оценку бизнеса компании (Due Diligence). Примерный список задаваемых вопросов и состав необходимых документов

Цель - предоставление потенциальному контрагенту организации независимого экспертного заключения об организации, подтверждающего (или не подтверждающего) ее надежность как делового партнера. 


  • Организационно - правовые документы 

  • Уставные и регистрационные документы с учетом всех изменений и дополнений;
  • Протоколы заседаний с участием директоров и акционеров компании, включая письменные документы, созданные во время этих мероприятий.
  • Список стран и/или регионов, в которых компания владеет или арендует имущество, работают сотрудники
  • Информация о владельцах 

  • Список всех владельцев компании с указанием долей владения.
  • Финансы и налоги 

  • Детальная финансовая (квартальная или полугодовая) отчетность, заверенная заключением аудиторов, включая возвраты налоговых платежей за последние три года.
  • Ежемесячная финансовая отчетность за последние 2 года.
  • Промежуточная финансовая отчетность за последний год до текущей даты, а так же за два года, предшествующих последнему (всего за 3).
  • Копии переписки аудиторов с менеджерами по поводу процедур внутреннего контроля.
  • План получения дебиторской задолженности и списки дебиторов.
  • Бизнес план или другие документы, описывающие текущий и будущий (1-3 года) бизнес компании.
  • Документация относительно любого акционерного или конвертируемого долгового финансирования
  • Информация об открытых кредитных линиях, соглашениях лизинга и любых других внешних финансовых обязательствах.
  • Операционная деятельность 

  • Краткая история компании, включая основные ее события.
  • Перечни и описания объектов недвижимости, оборудования, материальных и складских запасов
  • Документы, подтверждающие стоимость, права собственности, условия аренды (лизинга), а также описание всех планируемых изменений;
  • Описание продуктов, услуг и обслуживаемых компанией рынков.
  • Лицензии и разрешения местных, региональных и федеральных властей на размещение или ведение данного вида деятельности;
  • Сертификаты и лицензии на соответствие требованиям здравоохранения и безопасности, а также на соответствие экологическим требованиям;
  • Корреспонденция с Государственными органами, контролирующими деятельность предприятия.
  • Примерное количество клиентов компании и список клиентов, дающих более 5% от общего дохода компании.
  • Копии договоров на поставки, на покупку/продажу активов, подряда, на оказание консультационных услуг и другие соглашения с клиентами.
  • Формы гарантий и типов обслуживания, предлагаемых клиентам.
  • Описание требований к поставщикам, общее примерное количество поставщиков, список основных поставщиков
  • Описание используемых методов маркетинга, а так же копии маркетинговой литературы (прайс-листы, каталоги, брошюры и т.д.).
  • Агентские, дистрибьюторские и торговые соглашения;
  • Сотрудники, менеджмент и руководство 

  • Общее количество сотрудников, основное штатное расписание и расположение рабочих мест.
  • Описание компенсационных пакетов для разных типов сотрудников (страховки, пенсии, опционы, участие в прибыли, отложенная компенсация и т.д.).
  • Организационная схема компании, включая короткие резюме директоров и основных менеджеров.
  • График выплат сотрудникам с указанием заработанной платы и отдельно бонусов и неденежных форм вознаграждения (например, использование служебного автомобиля, сотового телефона и т.д.).
  • Материалы о правилах и процедурах, принятых в компании, материалы и документы по найму сотрудников, политика в области повышения квалификации;
  • Страховые планы, защищающие собственность компании.
  • Список стратегических партнеров и соглашений о создании совместных предприятий.
  • Информация, касающаяся предложений о проведению сделок по слиянию/поглощению внешних компаний и копии любых актов по оценке компании, выполненных для менеджмента и/или акционеров.

Информация о работе Проект мероприятий по привлечению источников финансирования инвестиций на предприятии сферы туризма