Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 21:10, курсовая работа
Цель курсовой работы раскрыть роль производственной программы в эффективной экономической деятельности предприятия. Для достижения поставленной цели в курсовой работе решены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические и методологические аспекты разработки производственной программы предприятия;
• раскрыть роль производственной программы в экономической деятельности предприятия;
• провести анализ производственной программы.
Объектом курсового исследования является экономическая деятельность предприятия.
Предметом - производственная программа, как результат данной деятельности.
Если полученный объем продукции (услуг) окажется недостаточным для удовлетворения спроса на нее, то начинается второй этап, в ходе которого разрабатываются мероприятия по наращиванию производственных мощностей (площадей) за счет собственных финансовых средств и определяется возможный дополнительный объем производства продукции.
Если и этот объем
окажется недостаточным для
2.1 Формирование
производственной программы
Принципами формирования производственной программы предприятия являются: - научное обоснование использования производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов; - систематическое обновление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции и повышение ее качества; - согласованность производственной программы предприятия с поставками сырья, материалов, полуфабрикатов от других предприятий, связанных по линии кооперации; - непрерывное наращивание выпуска продукции, если на нее имеется спрос.
Для эффективного функционирования предприятия необходим учет следующих внутренних и внешних факторов, определяющих производственные программы предприятия:
Каждое предприятие акцентирует внимание на тех факторах, которые определяют приоритеты развития в предстоящий период.
Формирование производственных
программ предприятия осуществляется
исходя из следующих составляющих:
- государственного заказа, который
доводится предприятию органами
государственного управления по производству
продукции производственно-техн
Работа по планированию продаж заканчивается формированием портфеля заказов или плана продаж. План продаж на этой стадии формируется с ориентацией на емкость рынка. Поэтому анализу подвергаются спрос потребителя через собственную торговую сеть; индивидуальные заказы потребителей; заявки дилеров; заявки оптовых покупателей.
На основе заявок портфеля заказов, заключенных договоров и выявленной емкости рынка формируется номенклатура и ассортимент производства продукции.
Устанавливаются общий объем планируемых поставок продукции в натуральном и стоимостном выражении;
-удельный вес новой и снимаемой с производства продукции; удельный вес различных видов продукции в общем объеме поставок; графики отгрузки продукции потребителям;
-удельный вес экспортной продукции; запасы готовой продукции на складах предприятия;
-объемы поставок продукции, но не оплаченной в срок поставщикам; причины образования сверхплановых остатков и несвоевременной оплаты продукции покупателями;
-надежность и платежеспособность покупателей; финансовые показатели портфеля заказов, включая планируемую прибыль, рентабельность, величину налоговых поступлений и платежей;
-объемы производства из давальческого сырья;
-объемы кооперированных поставок и другие факторы, от которых зависит эффективность продаж.
На основе анализа портфеля заказов, сформированного службой маркетинга, специалисты всех заинтересованных структурных и функциональных подразделений предприятия составляют мотивированное заключение о возможности реализации портфеля в планируемом периоде.
Этот анализ через некоторое время будет основой составления производственной программы.
Для принятия обоснованных
решений по портфелю заказов целесообразно
создать из ведущих специалистов
различных отделов консультацио
Основными функциями такого центра могут быть: - консультирование по производственным, коммерческим, инвестиционным, финансовым, экономическим проблемам, вопросам социальной поддержки персонала, научно-технического и инновационного развития предприятия;
лоббирование, т.е. влияние на принятие или провал неприемлемых для предприятия нормативных актов;
товарная реклама и пропаганда, позволяющая стимулировать спрос на товары путем публикаций в различных изданиях сведений о товарах, получения хороших отзывов о них через радио и телевидение.
Пропаганда по сравнению с рекламой обходится во много раз дешевле и является эффективным методом формирования общественного мнения;
- стимулирование сбыта - распространение образцов товаров, купонов, дающих право на снижение цены; премии покупателям, когда один из товаров предлагается по низкой цене или бесплатно в качестве поощрения за покупку другого, более дорогого;
-зачетные талоны, которые получает покупатель при покупке какого-либо изделия и которые обмениваются на товары в специальных пунктах; экспозиции и демонстрации товаров в местах их продаж;
- ситуационный анализ,
позволяющий обеспечить
- подготовка плановых решений по номенклатуре и ассортименту товаров и участие в обосновании производственной программы производственными мощностями.
Формирование и обоснование производственной программы предприятия на основе маркетинговых исследований предполагает реализацию концепции маркетинга, которая состоит в обеспечении достижения основных целей, определенных стратегий эффективного управления путем целенаправленного улучшения качества выпускаемой продукции, регулирования цен товаров, создания комплекса коммуникаций и сбыта. Конкретизация маркетинга осуществляется через планирование, которое предполагает:
- разработку стратегии маркетинга;
- разработку программы действий;
- определение контрольных
показателей развития
- изложение текущей
маркетинговой ситуации (характеристика
целевого рынка, оценка
- определение жизненного
цикла товаров, опасностей и
возможностей, с которыми имеется
вероятность столкнуться в план
- постановку задач
по решению возникающих
- составление бюджета предприятия (расходов - доходов);
- определение порядка контроля за ходом выполнения плана маркетинга.
Выбор рынка для товаров предприятия базируется на информации географического размещения предполагаемых клиентов; выявленного спроса на производимый вид товара; прогноза выбора товара розничными торговцами; общей потребности клиентов в данном товаре; временных пиков закупки товара; социального, экономического и демографического портрета покупателей. Общие требования маркетинга к производству:
- производить то, что находит, сбыт и продается;
- учитывать требования потребителя к качеству товара;
- обеспечивать гибкость производственной системы и ее оперативность.
Ориентация предприятия на рыночный спрос предполагает определение:
- ассортимента товаров,
которыми интересуются клиенты;
- ассортимента товаров,
которые предприятие может
- конкретной ситуации при реализации товара; - объема спроса рынка в товарах;
- объема ресурсов, необходимых для производства и продажи соответствующего товар.
Формирование производственной программы предприятия на основе данных маркетинговых исследований осуществляется в такой последовательности:
- определяются номенклатура и ассортимент продукции в натуральном выражении с учетом спроса товаров на рынке, исходя из имеющегося оборудования, технологий, организации снабжения сырьем и материалами;
- определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении на основе расчета объема реализации и изменения остатков нереализованной готовой продукции на начало и конец планового периода; - обосновываются производственные мощности для определенного объема выпуска продукции по отдельным ее видам;
- определяются стоимостные показатели производства продукции на основе имеющихся натуральных объемов.
План производства будет реальным, если он согласован с производственными возможностями предприятия, а именно: производственными мощностями, трудовыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также с уровнем их использования. Обоснование производственной программы предприятия трудовыми и материальными ресурсами производится с учетом норм времени, норм сырья, материалов и комплектующих изделий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Производственная программа (план производства и реализации продукции) - ведущий раздел плана организации (предприятия), отражающий комплексное задание по выпуску продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях.
Основными показателями
производственной программы
Товарная продукция - основной показатель производственной программы, включающий стоимость продукции, работ и услуг, предназначенных для реализации.
Производственная программа должна быть оптимальной т.е. в наибольшей степени отвечать структуре ресурсов предприятий и обеспечивать наилучшие результаты его деятельности.
Планируемые объемы выпуска
продукции должны быть обоснованы необходимыми
материальными и трудовыми
Производственная
мощность предприятия - максимально
возможный годовой выпуск
Основными элементами для
расчета производственной мощности
служат состав и количество оборудования,
его техническая
Переход к рыночным отношениям потребовал пересмотра и вопросов прогнозирования и планирования производства продукции и, в частности, методологии разработки производственной программы. Ее формирование на основе концепции маркетинга значительно отличается от методики, применяемой ранее в условиях плановой системы.
Сегодня производство любых видов продукции (выполнения работ, оказания услуг) должно быть направлено на получение высоких доходов (прибыли) и соответствовать реальному спросу на них. В отличие от ориентации прошлых лет на производственные возможности, достигнутые результаты и директивное распределение, новые условия хозяйствования диктуют использование новых подходов к планированию (прогнозированию) не только общих объемов производства, но и в ассортименте (сортиментов) продукции, ее качеству и другим потребительским характеристикам, соответствующим ее спросу и предложению на рынке. В условиях рынка предприятия формируют производственную программу самостоятельно на основе договоров между производителями и потребителями продукции, учитывающих реальные потребности в ней, в том числе для государственных нужд, а также производственные и ресурсные возможности их удовлетворения. В отличие от прошлых лет разработка планов и прогнозов должна вестись предприятием путем обобщения намерений, по строго ограниченному числу показателей, с учетом спроса и предложения на рынке.
Информация о работе Производственная программа на предприятии