Профессиограмма выпускника направления «Менеджмент»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 16:07, реферат

Краткое описание

Менеджер - это специалист, которому надлежит управлять либо группой людей, занятых решением конкретной задачи (так, «менеджер проектов» - это управленец, занятый координацией деятельности рабочей группы, реализующей определенный бизнес-проект), либо ходом того или иного социального процесса. Его задача - это не столько самому создавать продукты и услуги, сколько управлять, координировать деятельность занятых в этом работников.

Вложенные файлы: 1 файл

Профессиограмма менеджмента.docx

— 32.82 Кб (Скачать файл)

Профессиограмма выпускника направления «Менеджмент» (МЕНЖ) Факультета экономики и менеджмента

Саратовского  государственного технического университета  

 

Менеджер - это специалист, которому надлежит управлять либо группой  людей, занятых решением конкретной задачи (так, «менеджер проектов» - это  управленец, занятый координацией деятельности рабочей группы, реализующей определенный бизнес-проект), либо ходом того или  иного социального процесса. Его  задача - это не столько самому создавать  продукты и услуги, сколько управлять, координировать деятельность занятых  в этом работников. 

 

Обучение по данному направлению предполагает:  

 

  • глубокое изучение экономики и менеджмента в организациях различных отраслей народного хозяйства, а также тщательное изучение конъюнктуры рынка;
  • подготовку по дисциплинам гуманитарного, математического и общепрофессионального циклов, а на 3 курсе бакалавриата студентами осуществляется выбор обучения между различными профилями подготовки (будущей спецификой деятельности), а после окончания бакалавриата продолжение обучения в магистратуре по заранее выбранной магистерской программе (магистерской специализацией);
  • изучение и свободное владение компьютерной техникой, использование информационно-образовательной среды вуза, библиотечных ресурсов, а также интернет-технологий в процессе курсового и дипломного проектирования (обучение в современных компьютерных лабораториях);
  • активное использование инновационных образовательных технологий,  деловых компьютерных игр, дискуссий, case-study, интерактивных технологий и т.д. в процессе обучения, которое позволяет сформировать необходимые общекультурные и профессиональные компетенции у студентов данного направления;
  • участие в научно-исследовательской деятельности университета, конференциях, олимпиадах, презентациях и конкурсах в России и за рубежом;
  • прохождение практик в различных организациях г. Саратова и Саратовской области с дальнейшим трудоустройством в них;
  • проведение реального курсового и дипломного проектирования с внедрением их результатов в деятельность организаций и т.д.

 

Виды деятельности:

организационно-управленческая деятельность:

участие в разработке и  реализации корпоративной и конкурентной стратегии организации, а также  функциональных стратегий (маркетинговой, финансовой, кадровой и т.д.);

участие в разработке и  реализации комплекса мероприятий  операционного характера в соответствии со стратегией организации;

планирование деятельности организации и подразделений;

формирование организационной  и управленческой структуры организаций;

организация работы исполнителей (команды исполнителей) для осуществления  конкретных проектов, видов деятельности, работ;

разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления);

контроль деятельности подразделений, команд (групп) работников;

мотивирование и стимулирование персонала организации, направленное на достижение стратегических и оперативных  целей.

информационно-аналитическая  деятельность:

сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и  внутренней среды организации для  принятия управленческих решений;

построение внутренней информационной системы организации для сбора  информации с целью принятия решений, планирования деятельности и контроля;

создание и ведение  баз данных по различным показателям  функционирования организаций;

оценка эффективности  проектов; 
подготовка отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности;

оценка эффективности  управленческих решений;

предпринимательская деятельность:

разработка бизнес-планов создания нового бизнеса;

организация предпринимательской  деятельности.

 

Способности: высоко развитые организаторские способности (способность руководить); коммуникативные способности (умение входить в контакт, налаживать взаимоотношения); способность управлять собой; высокая способность влиять на окружающих; способность руководить; способность формировать и развивать эффективные рабочие группы; способность решать проблемные ситуации в короткие сроки; хорошо развитые аналитические способности; высокий уровень понятийного мышления. 

 

Личностные качества, интересы и склонности: умение прогнозировать, предвидеть ситуацию; уверенность в себе, в принимаемых решениях; энергичность; четкие личные цели (знает, чего хочет от своей работы); умение подчиняться требованиям, нормам организации; эрудированность; стремление к постоянному личностному росту.

Формы обучения

Очная, заочная

Обучение осуществляется на бюджетной и внебюджетной основе.

 

Сроки обучения

 

Очное отделение: бакалавриат – 4 года, магистратура – 2  года,

заочное отделение: бакалавриат – 5 лет, магистратура – 2,5  года.

 

Квалификация

 

Бакалавр, магистр.

 

Блок основных изучаемых дисциплин

 

Институциональная экономика; Статистика; Методы принятия управленческих решений; Информационные технологии в менеджменте; Теория менеджмента; Маркетинг; Учет и анализ (финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ); Финансовый менеджмент; Управление человеческими ресурсами; Стратегический менеджмент; Корпоративная социальная ответственность; Безопасность жизнедеятельности; Деловые коммуникации; Корпоративные финансы; Управление операциями

и другие дисциплины в соответствии с выбранным на третьем курсе профилем1 подготовки.

   

Дипломная тематика  

Примерный перечень тем магистерских диссертаций по программе «Финансовый менеджмент»:

  1. Развитие финансовых механизмов управления маркетингом на предприятии.
  2. Совершенствование системы финансового анализа использования трудовых ресурсов.
  3. Финансовые аспекты управления  интеллектуальным капиталом.
  4. Совершенствование системы финансового анализа производственной деятельности промышленного предприятия.
  5. Повышение инвестиционной привлекательности региона

и другие магистерские программы  в соответствие с магистерской программой.

 

Трудоустройство

промышленные фирмы; сфера  торговли (компании по оптовой и  розничной продаже); сфера строительства  и добывающей промышленности (агентства  по продаже домов, земельных участков, недвижимости, нефтедобывающие и  нефтеперерабатывающие компании); транспортная сфера (компании по автодоставке и автоперевозкам); сфера медицины и здравоохранения (фармакологические и фармацевтические компании); гостиничный и ресторанный бизнес; туристические компании; рекламные агентства и компании; брокерские фирмы и другие организации.


Мониторинг занятости  выпускников: 100 % трудоустройство

выпускников магистратуры по программе «Финансовый менеджмент» на предприятиях г. Саратова и Саратовской области. (ТД ТЦ «Поволжье», ООО «Вымпел-Коммуникации»,  ЗАО «АП Саратовский завод резервуарных металлоконструкций», ООО « Бремор», завод железнобетонных изделий» и др.)

 

Подготовка  по данному направлению осуществляется:

 

в рамках бакалавриата с третьего курса

 

на кафедре «Экономика и управление на автомобильном транспорте» (ЭУТ), возглавляемой доктором экономических наук, профессором Наталией Валерьевной Астафьевой, по профилю «Логистика и управление цепями поставок». Контактный телефон 8(8452)998536;

в рамках магистратуры после оканчания бакалавриата любого направления и профиля подготовки

на кафедре «Менеджмент, коммерция и право» (МКП), возглавляемой доктором экономических наук, профессором Аркадием Петровичем Плотниковым, по магистерской программе «Финансовый менеджмент». Контактный телефон 8(8452)998537;

на кафедре «Экономика и управление в машиностроении» (ЭУМ), возглавляемой доктором экономических наук, профессором Ольгой Юрьевной Гордашниковой, по магистерской программе «Инновационный менеджмент». Контактный телефон 8(8452)998532;

на кафедре «Экономика и управление на автомобильном транспорте» (ЭУТ), возглавляемой доктором экономических наук, профессором Наталией Валерьевной Астафьевой, по профилю «Логистический менеджмент». Контактный телефон 8(8452)998536;

на кафедре «Экономика и управление в строительстве» (ЭУС), возглавляемой доктором экономических наук, профессором Анатолием Николаевичем Плотниковым, по магистерской программе «Инвестиционный менеджмент» http://www.sstu.ru/node/7171#mag . Контактный телефон 8(8452)998521;

на кафедре «Экономическая теория и экономика труда» (ЭТЭТ), возглавляемой доктором экономических наук, профессором Ларисой Викторовной Санковой, по магистерской программе «Управление человеческими ресурсами»http://www.sstu.ru/node/7854. Контактный телефон 8(8452)998535.

Более полную информацию можно  получить по указанным контактным телефонам  или на странице Факультета экономики  и менеджмента (ФЭМ) на сайте СГТУ http://www.sstu.ru/fem.

 

 

 

Профессиограмма

Менеджер

В широком смысле менеджер - это работник, выполняющий управленческие функции в какой-либо организации.

 

 

 

Это название должности в  последнее время стало очень  модным, и угадать, что именно стоит  за ним в том или ином случае, подчас весьма затруднительно (так, даже дворники в некоторых местах гордо  именуются «менеджерами чистоты»).

 

Тем не менее, в наиболее типичном варианте менеджер - это тот специалист, которому надлежит управлять либо группой  людей, занятых решением конкретной задачи (так, «менеджер проектов» - это  управленец, занятый координацией деятельности рабочей группы, реализующей определенный бизнес-проект), либо ходом того или  иного социального процесса. Его  задача - это не столько самому создавать  продукты и услуги, сколько управлять, координировать деятельность занятых  в этом работников.

 

Управленческий труд окружен  в глазах обывателей множеством стереотипов, по большей части не вполне адекватных. Так, зачастую считается, что управлять  может (и должен) тот, кто сам хорошо умеет исполнять соответствующую  деятельность. Это примерно то же самое, что назначать тренерами тех, кто сам быстрее всех бегает или выше прыгает. Если я, например, лучше всех в цеху изготавливаю детали на токарном станке - значит, меня якобы и надо выдвинуть на должность начальника этого цеха.

 

Диктатура пролетариата, как  это называлось в советские времена (у нас, дескать, каждая кухарка должна научиться управлять государством). В реальности же государственное (и  любое другое) управление - весьма специфичная  область деятельности, не имеющая  ни малейшего отношения ни к особенностям работы на токарных станках, ни к кухонным кастрюлькам и подобным «производственным аксессуарам»! Хотя понимать специфику тех областей производства, где осуществляется управление, нужно, но это далеко не самое главное для менеджера.

 

Еще один стереотип — о  том, что управленец является, в сущности, тем работником, который не в состоянии  ничего сделать сам, но «попал в начальники»  в силу каких-то неформальных личных связей, взяток и т. п. Не станем спорить, время от времени именно так и  бывает — но, тем не менее, эта  ситуация не на пользу организациям, держащим такое начальство.

 

Ведь от профессионализма управленца зависит деятельность всей организации, а иной раз и сам  факт ее существования.

 

Круг профессиональных обязанностей менеджера может быть довольно широким. Так, он планирует коммерческую деятельность исходя из стратегических целей деятельности организации. Осуществляет контроль разработки и реализации бизнес-планов, заключаемых  соглашений, договоров и контрактов, оценивает степень возможного риска.

 

Анализирует и решает организационно-технические, экономические, кадровые и социально-психологические  проблемы с целью повысить производительность труда и увеличить сбыт продукции. Организует связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой для  ведения бизнеса информации.

 

Анализирует спрос на производимую продукцию или услуги, даст прогноз  изменения этого спроса и рекомендации по его стимулированию на основе изучения запросов потребителей. Осуществляет координацию деятельности в рамках определенного направления работы, занимается анализом ее эффективности, принимает решения по наиболее рациональному  использованию выделенных ресурсов.

 

Для того чтобы стать успешным менеджером, нужны две главные  предпосылки.

 

1.    Владеть технологиями  управления, знать и уметь применять  лежащие в основе успешного  руководства психологические, социологические  и экономические механизмы.

 

2.    Знать специфику  деятельности в той области,  которой планируется управлять.  Спортивный менеджер, например, должен  прекрасно понимать особенности  того вида спорта, в котором  он планирует вести свою деятельность.

 

В силу модности профессии (а  еще отсутствия конкретности в понимании  того, чем именно должны заниматься ее представители) менеджеров стали  готовить практически повсеместно  и совершенно на разном уровне, начиная  от краткосрочных курсов и заканчивая высшими учебными заведениями. Наибольшие карьерные перспективы, разумеется, даст последний вариант, высшее образование  по специальности «Менеджмент» (чаще всего се открывают на экономических  факультетах).

 

Управленцев для соответствующих  областей деятельности готовят и  во многих специализированных вузах (так, спортивных менеджеров готовят в  институтах физической культуры). Имеется  международная система сертификации менеджеров различного уровня — MBI. Главное, что нужно уяснить, — управление людьми и социальными процессами представляет собой непростую и  весьма специфическую область профессиональной деятельности, для которой требуется  специализированная подготовка. Вряд ли кто-нибудь возьмется без предварительного обучения управлять автомобилем  или, скажем, вертоле¬том, а вот поруководить кем-нибудь многие люди считают себя вполне готовыми. Последствия этого бывают самыми печальными, вплоть до банкротства организации и полного развала се коллектива.

 

Зарплата менеджеров зависит, в первую очередь, от той ступеньки, которую они занимают в организациях. Доход менеджеров начального уровня (координируют деятельность нескольких подчиненных, непосредственно исполняющих  работу) примерно равен средней зарплате в промышленности или ниже таковой, мидл-менеджеров (среднее управленческое звено, обязанности которого — курирование тех или иных бизнес-проектов, направлений деятельности организации) составляет примерно полтора-два уровня доходов в промышленности. Топ-менеджеры, высшее управ¬ленческое звено в крупных фирмах, зарабатывают в несколько раз больше и относятся к одной из наиболее высокооплачиваемых категорий наемных работников.

Информация о работе Профессиограмма выпускника направления «Менеджмент»